Логотип журнала "Провизор"








ВЗГЛЯД ОБОЗРЕВАТЕЛЯ: надо ли бояться отмены льготы по НДС?

ВЗГЛЯД ОБОЗРЕВАТЕЛЯ: надо ли бояться отмены льготы по НДС?

Мониторинг текущего сетевого контента свидетельствует, что с середины июня текущего года протесты против предложения Минздрава Украины повысить ставку налога на добавленную стоимость (НДС) на лекарственные средства (ЛС) с нулевой до 10 %, которое весь май было топ-темой дискуссий на фармацевтических конференциях и круглых столах, быстро сошли на нет. Уже 16 июня, на совещании в Кабмине по проблеме обеспечения доступности качественных ЛС для населения, вопрос об отмене льготы по НДС оказался, если верить СМИ, фактически маргинальным и даже не удостоился ответа руководителей государства и отрасли

Ответ на него был дан в правительственных проектах Налогового и Бюджетного кодексов Украины. Так, Налоговый кодекс, презентованный премьером 9 июня и поддержанный в первом чтении Верховной Радой 17 июня, предусматривает с 2011 года сохранение нулевой ставки НДС, которая «будет применяться при экспорте, при продаже внутри страны лекарств, детского питания, оказании медицинских услуг», а нельготная ставка НДС будет снижена с нынешних 20 % до 17 %. Да, правительственный проект критикует Президент, оппозиция тщится придать своей политической борьбе с Налоговым кодексом «всенародный» характер, но есть основания ожидать, что уже в июле Кодекс будет утвержден.

Хотя за рамками этого лаконичного ответа осталась ставка НДС при импорте ЛС, ясно, что украинские аптеки могут не бояться обложения новым для них налогом. Можно уверенно предположить, что вряд ли понесут ущерб от налоговых инноваций и оптовики, и производители лекарств из импортных субстанций — наша фармкорпорация не раз доказала, что способна защитить свои бизнес-интересы.

Вот и 16 июня Комитет по здравоохранению Верховной Рады, не возразив пекущимся о наполнении госбюджета чиновникам, что в развитых странах ставка НДС не нулевая, а применение таковой в Украине не обеспечило повышения доступности ЛС и развития их отечественного производства, тем не менее, решил: введение НДС вызовет подорожание ЛС, а потому оно «нецелесообразно в современных социально-экономических условиях».


Конечно, других условий у нас не было, нет, и не будет. Бюджеты независимой Украины хронически больны острым дефицитом, побуждающим фискалов лишить фармацию ее раздражающей налоговой преференции. Всего год назад тогдашний шеф Минздрава требовал поднять ставку НДС на лекарства до 10 %. По его расчетам, отмена льготы обогатила бы госбюджет на 310 млн долларов ежегодно и усилила контроль за ввозом ЛС («я убежден, что необходимо ввести НДС на импортные лекарства, чтобы знать, откуда они завозятся в Украину»). Князевич пророчил: полное переложение НДС на потребителей будет невыгодным для реализаторов ЛС, а потому существенного подорожания не будет, зато будет сопротивление фарм-импортеров и «информационное давление, основанное не на экономических расчетах, а на обвинениях в росте цен и нарушении прав рядового украинца».

В последнем прогнозе он не ошибся: за обвинениями-«страшилками » дело не стало. Характерно, что их заголовки в майских СМИ этого года («Минздрав сделает лекарства еще дороже»; «Министр Мытник — за введение НДС на импортные лекарства») повторяют — иногда дословно — стилистику года прошлого: «Здоровье обложат налогом»; «Минздрав считает, что при НДС цены на ЛС снизятся сами»; «Князевич утешает народ тем, что в Дании лекарства из-за НДС не дорожают».

Парадоксально, но после смены команды у руля страны нынешняя власть пользуется той же аргументацией, что и прошлая: НДС введем вместе с реимбурсацией (ну почему не выразиться по-людски — возмещением, компенсацией? Нет, надо образованность показать…) стоимости жизненно необходимых ЛС. От действующей льготы государство ежегодно недополучает в бюджет до 6 млрд грн. (по Харьковской области за 2007–2009 гг. эта льгота составила 440 млн грн. — most-kharkov. info / press-centre / press-release / 22991).

Фармацевтический сектор сопротивляется введению налога лишь потому, что «не понимает сути вопроса» — она в том, что если заставить зарубежных поставщиков ЛС платить НДС и здесь тоже, то цены на их продукцию снизятся?

Итак, сегодня снова воспроизводятся — пока на пониженной громкости — программы воздействия на общественное мнение, отработанные еще семь лет назад, когда накал борьбы вокруг НДС на лекарства достиг исторического максимума. Напомним: в июне 2003 года закон о введении ставки в 17 % был утвержден Радой, но его заветировал Л. Д. Кучма, а начало президентской кампании 2004 года законсервировало эту инициативу Кабмина Януковича-Азарова до лучших времен.

Тогда и родился пафосный арсенал информационного давления, который доныне извлекают при нужде из запасников, не стараясь хоть слегка его подновить — от заголовков («С января мы станем на … % беднее, если льготу на НДС на лекарства все-таки отменят»; число определялось смелостью автора) до развернутых катастрофических сценариев:

Прямолинейный расчет правительственных экспертов получить «на лекарствах» более миллиарда гривен в бюджет — ошибочен.

Не надо быть макроэкономистом, чтобы понять: 1,5–2-кратное повышение цен на ЛС катастрофически сузит рынок. Ведь предельно ясно, что чем выше цена, тем меньше спрос. Это неизбежно приведет к недогрузке производственных мощностей, даст новый импульс повышению цен. Сей порочный круг не обещает больших бюджетных поступлений. Не говоря уж о том, что пытаться пополнить государственную казну за счет больных людей — просто аморально.

Вслед за повышением цен фармацевтический рынок «прорастет» серым и черным сегментами, расширится криминальная сеть по сбыту фальсифицированного, реэкспортированного и краденого товара. В попытках обойти налоговый учет маршруты движения ЛС станут непрозрачными. А самое страшное, что фальсификаты поставят под угрозу здоровье и жизнь людей: принимать «пустышки» вместо антибиотика при острой пневмонии или вместо нитроглицерина при сердечном приступе — смертный приговор.

Апокалиптическими пророчествами полнились даже профессиональные СМИ, отдал дань модному жанру и «Провизор», опубликовав в № 15, 2003 «Предварительный анализ последствий введения НДС на ЛС с 2004 г.», где с помощью формул и графиков, калькуляции и экстраполяции доказывалось, что роковое решение снизит объемы отечественного производства и потребления лекарств на 22–29 %, затормозит развитие фармацевтической промышленности, а «неоднозначность трактовки формулировок закона существенно осложнит деятельность участников фармрынка: добросовестные операторы могут неожиданно понести большие убытки из-за штрафных санкций».

Да, подмечено тонко — у нас добросовестность всегда убыточна, но закончилась та буря в информационном пространстве пшиком: пар ушел в свисток (выражаясь в стиле «Предварительного анализа » — энергия бесполезно трансформировалась в энтропию), и все осталось, как было. Нулевая ставка НДС останется незыблемой и сейчас, а свист умолкнет — уже, считайте, умолк — до нового перезапуска программы через полгода—год.

И зря СМИ нас все время пугают: результаты всех пиар-кампаний вокруг «концепций» и «дорожных карт» отрасли, виртуальных проектов законов и постановлений, провоцировавших дискуссии, отвлекавшие внимание фармацевтической общественности от действительно судьбоносных, но традиционно «подковерных» процессов в киевских кабинетах, неизменно ничтожны (впрочем, имеется подтверждающее исключение: в ходе многолетних дискуссий вокруг закона об обязательном медицинском страховании родился новый раздел фармакоэкономики — ученые подсчитывают, куда двинутся цены на ЛС и каким будет оптимальный менеджмент, когда ОМС у нас таки введут; уже защищено немало диссертаций о несуществующем, на повестке дня — подготовка специалистов, кафедры в вузах).

Опыт свидетельствует: реальными экономическими факторами, всерьез и надолго менявшими уровень цен на ЛС в Украине, были не концепции с диссертациями, а скачкообразные поднятия курса доллара (сравнимый по силе, но очень кратковременный эффект возымела разве что эксплуатация эпидемии «свиного гриппа» в последней предвыборной кампании). Все иные принимавшиеся и предлагавшиеся решения — ограничение торговых надбавок, регистрация цен, изменения налогообложения — действовали и всегда будут действовать на порядок слабее курсовых скачков.

При этом уровень информационного шума вокруг подготовки и ожидания того или иного решения обратно пропорционален вероятности его принятия и, главное, его реальному влиянию на цены на ЛС. Те, кто собираются завтра «уронить» гривну, не вывешивают заранее проекты соответствующего постановления в Интернете и не организуют демократического обсуждения своих планов фармацевтической, да и любой другой общественностью — о том, что случится будущим утром, ставят в известность очень узкий круг лиц. А чем громче и дольше муссируется СМИ проект в сфере здравоохранения, тем выше шансы на то, что его «заговорят до смерти».

Так надо ли тратить время и силы на участие в этих дискуссиях, даже на чтение их многоречивых описаний? Не полезнее ли внимательнее присмотреться к реально важным по последствиям событиям в украинской фармации, например к «выборам» директора Государственного фармакологического центра? Ведь от того, какая из двух групп влияния — министерско-западенская или парламентско-донецкая — возьмет верх, зависит, под чьим конкретным контролем будут находиться процессы экспертизы и регистрации ЛС, и нашему читателю не нужно объяснять, что это означает…

А НДС в связке с реимбурсацией такого внимания не заслуживают. Спросите себя: вы можете представить, как родная держава возвращает вам живые деньги за купленные в аптеке лекарства? Ответ зачетный: нынешнее поколение смело может не волноваться относительно НДС на ЛС — цены будут расти по иным причинам.

Н. П. Аржанов

http://www.provisor.com.ua






© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика