Логотип журнала "Провизор"








ФАРМАКОГЕНОМИКА И ТОКСИЧНОСТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ

ФАРМАКОГЕНОМИКА И ТОКСИЧНОСТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ

Yusuke Nakamura, д. м. н, Институт медицины университета Токио

В США побочные реакции приема лекарственных средств проявляются у 2 млн пациентов, приводя к 100 тысячам смертей ежегодно. Как правило, нежелательное действие препаратов классифицируется по двум группам. Первая группа определяется терапевтическим действием препарата. Так, диабетические лекарственные средства могут вызывать гипогликемию, противораковые — лейкоцитопению, пероральные антикоагулянты — кровотечения. Фенотипы второй группы не могут быть объяснены действием средства, к таким побочным эффектам относят токсический эпидермальный некролиз, поражения печени и других органов.

К потенциальным причинам возникновения нежелательных реакций на лекарственные препараты относят и генетическую предрасположенность. Определение генетических вариаций, ответственных за побочное действие медикаментов, позволит значительно повысить эффективность индивидуального лечения больных, предотвращать назначение потенциально опасных препаратов и определять персонально допустимые дозы лекарственных средств, уменьшить расходы на здравоохранение и ускорить разработку новых лекарственных средств.

Известные гены, отвечающие за нежелательные проявления при приеме лекарственных средств, условно подразделяются на три категории: энзимы, метаболизирующие препарат, транспортеры лекарственных средств и HLA. Гены двух первых категорий влияют на фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных препаратов — медленный клиренс увеличивает концентрацию медикамента до токсичного уровня, инициируя отрицательную реакцию.

Вариации в генах, отвечающих за выработку тиопурин-С-метилтрансферазы и уридиндифосфат глюкуроносилтрансферазы 1А1, при приеме азатиоприна и иринотекана увеличивают риск токсического поражения костного мозга. HLA участвуют в различных побочных реакциях. При приеме карбамазепина аллель HLA-В1502 может вызывать тяжелые дерматологические реакции — токсический эпидермальный некролиз или синдром Стивенса-Джонсона. Поэтому перед назначением перечисленных препаратов FDA рекомендует проводить соответствующие генетические тесты. Механизм, вызывающий подобные дерматологические осложнения, до конца не изучен, однако высказываются предположения, что молекулы HLA вступают в реакцию с самим препаратом или его метаболитом и запускают клеточный иммунный ответ.

Определение людей, генетически предрасположенных к появлению тяжелых побочных реакций на установленные лекарственные средства, жизненно необходимо, и генетическое тестирование медленно, но верно входит в ежедневную практику медицинских учреждений. Тем не менее, выявление потенциально опасных генов затруднено по двум серьезным причинам: ограниченному числу исследуемых генетических локусов и малому количеству пациентов, имеющих подобные специфические нарушения. Отсюда проводимые исследования статистически мало достоверны. Число генетических локусов можно увеличить за счет привлечения новейших информационных технологий, способных обработать сотни тысяч генетических вариаций генома в одном эксперименте. И хотя многие ученые подчеркивают необходимость определения всей последовательности оснований генома для выявления генетических мутаций, ответственных за побочные реакции, обнаружение соответствующих им полиморфных маркеров способно значительно повысить эффективность лечения уже сегодня.

Исследования, проведенные SEARCH Collaborative Group ,позволили определить генетически обусловленные факторы риска развития миопатии у пациентов, принимающих симвастатин — препарат, предназначенный для снижения уровня ЛПНП-холестерина и профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы. Анализ полумиллиона генетических маркеров от 12 тысяч пациентов с миопатией, ежедневно принимавших 80 мг симвастатина, сопоставленный с результатами анализа 20 тысяч пациентов, принимавших ту же дозу препарата и не страдавших заболеванием мышц, позволил выявить сильную связь между миопатией и двумя вариациями гена SLCO1B1, ответственного за анионный обмен.

Как показали многие исследования, полиморфизм некоторых растворенных генов-транспортеров ассоциируется с нарушением усвоения печенью еще одного статина — правастатина, зависимости его приема и развития миопатии, а также свидетельствуют о том, что генетические вариации в SLCO1B1 могут влиять на восприятие пациентом статинов как таковых. Ученые SEARCH Collaborative Group выявили, что в 60 % случаев симвастатин-индуцированной миопатии пациенты были гомо- или гетерозиготны по SLCO1B1 аллеле, поэтому снижение для таких больных дозы препарата поможет снизить риск развития заболевания на 60 %.

Миопатия, выявленная в ходе исследования SEARCH Collaborative Group, носила обратимый характер и имела среднюю степень тяжести, однако в некоторых случаях прием статинов может вызывать острый некроз скелетных мышц, сопровождающийся токсическим поражением многих органов, в том числе почек. Для выявления потенциальной причины подобных нарушений также стоит проверить вариации SLCO1B1. Случаи тяжелых отрицательных реакций приема лекарственных средств довольно редки: так, вероятность острого некроза скелетных мышц при статинотерапии составляет 0,000044 случая в год.

Сбор информации для проведения статистически достоверных генетических исследований требует совместных усилий ученых всего мира, а внедрение глобального механизма по сбору информации о нежелательных реакциях на препараты не только принесет пользу фармакогенетике, но и будет содействовать развитию новых технологий.

http://www.provisor.com.ua/






© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика