|
ПРОБЛЕМЫ ПЕДИАТРИИ: БЕЗОПАСНЫЕ ЛЕКАРСТВА — ДЕТЯМС. М. Дроговоз, д. м. н., Е. Г . Щекина, к. ф. н., кафедра фармакологии НФаУ Более 40 лет безопасность лекарств является клинической и научной медицинской проблемой. Более 70% возникающих осложнений фармакотерапии требуют дополнительной фармакологической коррекции, каждый 10-й случай госпитализации связан с побочными эффектами лекарств. Сегодня европейская система фармаконадзора представляет собой мощный отлаженный механизм. Мониторинг побочных действий лекарств является неотъемлемой частью клинической практики, что стало возможно только после привлечения к этой проблеме врачей, которые часто недостаточно информированы о задачах и целях фармаконадзора. Тератогенная трагедия талидомида (1968 г.) стимулировала создание в 1978 г. Комитета ВОЗ по международному мониторингу побочного действия лекарств. В Украине в 1995 г. была создана аналогичная структура. Изменение ситуации в Украине, связанное с безопасностью фармакотерапии, сегодня включает подготовку квалифицированных специалистов для системы фармаконадзора, изучение ценного опыта, накопленного за много лет в европейских странах, и обеспечение врачей и провизоров необходимой справочной информацией по побочному действию лекарств. Не секрет, что главными требованиями, предъявляемыми ко всем лекарственным препаратам, являются эффективность и безопасность, что особенно актуально, когда речь идет о препаратах для детей. Кроме того, дополнительно возникает ряд особых требований. Особенностями использования лекарств у детей являются зависимость дозирования лекарства от возраста и массы тела ребенка, соблюдение адекватности пути введения препарата и детской лекарственной формы, физиологические и патологические особенности детского организма, в частности, несовершенство процессов метаболизма многих лекарств в детском организме. По данным ВОЗ, ежегодно около 10 млн детей не доживают до пятого дня рождения. Одна только пневмония ежегодно становится причиной смерти 2 млн детей в возрасте до пяти лет, а от ВИЧ в течение года умирают 330 тысяч детей. Примерно 6 млн из них можно было бы спасти при помощи лекарств. Одной из ведущих причин перечисленных проблем современной медицины и фармации является недостаточное количество лекарств, разрешенных для педиатрии. По данным Европейской Комиссии, более 50 % препаратов, используемых в педиатрии, не разрешены к применению у детей, а в 25 % случаев применяются лекарства по незарегистрированным показаниям, в отделениях реанимации новорожденные получают до 90 % «взрослых » препаратов. Выбор и использование препаратов для детей требуют особой осторожности и ответственности. С одной стороны, сегодня существует более 550 препаратов, рекомендованных для применения в педиатрической практике, некоторые — даже с первых дней жизни ребенка. С другой стороны, их явно недостаточно и при лечении ряда заболеваний врачам приходится использовать лекарства для взрослых. Эти препараты обычно имеют указания в инструкции о том, что «безопасность для детей (младше определенного возраста) не доказана » или «опыт применения в педиатрии не достаточен». А ведь лекарства, предназначенные взрослым, могут оказаться для детей мало эффективными или вызвать серьезные побочные эффекты. По статистике, частота развития побочных эффектов у детей, получавших хотя бы один не адаптированный к педиатрии препарат, повышается в 1,4 раза. Кроме того, по данным ВОЗ, две трети из всех используемых в педиатрии лекарств малоэффективны или бесполезны вообще. Согласно требованиям Государственного Фармакологического центра Украины, в инструкции по применению лекарства должно быть указано, что препарат противопоказан детям, если не были проведены специальные исследования, на основе которых сделано заключение о возможности применения препарата у детей в зависимости от возраста. Статистика свидетельствует, что значительное количество препаратов, используемых в педиатрии, официально либо не разрешено к применению у детей, либо используется с нарушением инструкции по их применению. По данным Британского медицинского журнала, в США около 3 / 4 лекарств, применяемых у детей, не разрешены для применения в педиатрической практике.
Таким образом, врачи-педиатры находятся в сложном положении и должны самостоятельно решать вопрос о назначении необходимого препарата ребенку, хотя его использование в педиатрии не подтверждено научными данными. Если лекарство в медицинской практике назначается без лицензированных показаний, то его использование основано на немногочисленных результатах опубликованных экспериментальных исследований или на интуиции врача. Есть препараты, которые абсолютно противопоказаны детям, но применяются в педиатрии, так как польза превышает риск. Кроме того, педиатры Германии считают, что о побочных реакциях лекарств у детей часто официально не сообщается. Согласно данным 2006 г., в Германии препараты для применения в педиатрии составляют около 13 % от общего количества, но при этом всего 4,7 % от общего числа сообщений о возникших побочных реакциях приходится на долю этих лекарств. По оценке педиатров в Германии, около 90 % препаратов назначают без указания о разрешении для детей, поэтому педиатры настаивают на предоставлении полной информации о побочных эффектах в педиатрии и требуют от организации, осуществляющей фармаконадзор, издания для педиатров информационных материалов о побочных реакциях у детей. К большому сожалению, необходимо признать, что сегодня в Украине научно-обоснованная информация о применении лекарств в педиатрии недостаточна или отсутствует. Поэтому не только потребители, но и многие врачи имеют немало ошибочных представлений относительно выбора и применения препаратов в педиатрии. Не все знают, что растительные препараты для детей далеко не всегда безопасны и эффективны. Например, слабительные средства растительного происхождения могут вызывать раздражение слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта, а при длительном применении — даже изменения на генетическом уровне. Растительные препараты от кашля часто вызывают аллергические реакции. Лекарственные формы из трав плохо дозируются, не отвечают по вкусовым качествам требованиям, предъявляемым к препаратам для детей. Многочисленные леденцы на растительной основе чаще всего эффективны только на начальной стадии заболевания и в целях профилактики. С целью обеспечения педиатров информацией о детских препаратах в 2005 г. в Великобритании был опубликован Британский национальный формуляр лекарственных препаратов для детей — официальное издание, имеющее законную силу в отличие от научных статей, справочников и советов клинических экспертов. Кроме того, Европейское агентство по лекарствам подготовило проект руководства по фармакологическому надзору в педиатрии. Формулярный комитет РАМН в России в 2007 г. выпустил первый педиатрический формуляр. В Украине пока нет единого справочного пособия по педиатрической фармакологии, в большинстве существующих справочников и учебников не указаны особенности применения лекарственных препаратов у детей, не всегда имеются данные о детских лекарственных формах. В разных источниках литературы имеются неоднозначные данные по возрастным противопоказаниям к применению лекарств в педиатрии. для большинства препаратов нет также объяснения механизмов развития побочных эффектов у детей. Одной из важных проблем является использование в педиатрии новых лекарств, появляющихся на фармацевтическом рынке. Как правило, они не предназначены к применению в педиатрической практике не потому, что противопоказаны, а потому, что не прошли соответствующих клинических испытаний. Сегодня, по некоторым оценкам, примерно до 80 % лекарственных средств, которые можно было бы применять при тяжелых заболеваниях у детей, педиатр не имеет права назначать. «Единственный путь получения лекарств, предназначенных для применения исключительно у детей — это изучение этих препаратов у данной возрастной группы », — утверждает главный клинический фармаколог Российской Федерации, зав. кафедрой клинической фармакологии Российского государственного медицинского университета им. Н. И. Пирогова Юрий Белоусов. Научная и практическая значимость клинических исследований лекарств сегодня не вызывает сомнений. Разработаны методологические и этические аспекты планирования и проведения клинических испытаний. Клинические исследования у детей предполагают проведение фармакотерапии под самым строгим и квалифицированным контролем. Решение этого вопроса должно начинаться с разработки требований к доклиническим исследованиям, на основании результатов которых принимаются решения относительно возможности использования определенного препарата у детей. Предпочтительное использование в педиатрии препаратов с доказанной эффективностью и безопасностью у взрослых становится обычным в повседневной практике врача и провизора. Отсутствие контролируемых клинических исследований в педиатрии приводит к тому, что многие неэффективные или даже опасные препараты применяются у детей раньше, чем их эффективность и безопасность была оценена в рандомизированных исследованиях. В связи с вышеизложенным, в последние годы в Европейском Союзе произошли значительные изменения законодательства в области педиатрических исследований. В 2007 году ВОЗ издала директиву о значимости и необходимости проведения клинических исследований в педиатрии, что даст возможность фармацевтическим компаниям расширить производство детских лекарств, включая антибиотики, антиастматические средства и анальгетики. Планируются разработки комбинированных препаратов для лечения ВИЧ / СПИД, туберкулеза и малярии, а также детских препаратов от некоторых тропических болезней. ВОЗ выпустила первый международный перечень основных лекарственных средств для педиатрии, содержащий 206 лекарств, которые считаются безопасными для детей. Предложенная Европейским советом директива о лекарствах для детей во многом сходна с Актом о проведении научных исследований в педиатрии, принятым Сенатом США в июле 2003 г., и обязывает Администрацию по контролю за качеством лекарственных средств и пищевых продуктов (Food and Drug Administration, FDA) требовать от производителей проведения клинических испытаний с участием детей и устанавливать протоколы для назначения и дозирования лекарств в педиатрии. В 2006 г. в Женеве ВОЗ и ЮНИСЕФ провели совместную Консультацию по основным лекарственным средствам для детей, на которой обсуждалась проблема недостатка ассортимента основных лекарств для педиатрии, были установлены приоритеты для включения лекарств для детей в национальные перечни лекарственных средств, подчеркивалась необходимость проведения обязательного мониторинга безопасности и качества педиатрических препаратов, а также разработка клинических руководств по фармакотерапии у детей.
Таким образом, недостаточная информация о возможности применения многих препаратов в педиатрической практике существенно затрудняет работу врачей и провизоров. В настоящее время педиатр находится в сложном положении. С одной стороны, лечение ребенка должно проводиться с применением самых современных и эффективных препаратов. С другой стороны, в настоящее время на фармацевтическом рынке имеется огромное количество лекарств, разобраться в которых очень сложно, и многие из них не разрешены в педиатрии. Большинство фармакологических справочников и пособий выпускается для врачей всех специальностей в целом. По телевидению и в средствах массовой информации идет коммерческая, часто недоброкачественная, реклама лекарственных препаратов, при этом обычно не оговаривается возможность их применения у детей. Разобраться в обилии лекарств, учесть потенциал их терапевтического действия, побочные эффекты, совместимость между собой и с пищей, противопоказания к применению — довольно сложная задача даже для опытного педиатра. Ведь ему нужно не только выбрать адекватный препарат, определить оптимальную дозу, учитывая возраст и индивидуальные особенности ребенка, но и знать переносимость и взаимодействия каждого препарата. Для обеспечения безопасности необходимо запретить применение лекарств в педиатрии вне утвержденных показаний, ввести преподавание студентам медицинских и фармацевтических вуз ов основ побочных действий и рационального использования лекарственных средств, в том числе, и у детей. В этой связи возникла необходимость издания универсального справочного пособия, ориентированного на педиатров, и справочника по побочному действию лекарств. На кафедре фармакологии Национального фармацевтического университета готовятся к изданию справочник по педиатрической фармакологии и первый унифицированный справочник-учебник по побочному действию лекарств. Последний будет издан в 2008 г. В справочнике для педиатров будут рассмотрены препараты, разрешенные к применению в педиатрической практике в мире: приведены их состав, лекарственные формы, показания и противопоказания, условия рационального применения и дозирования, возможные побочные эффекты, а также взаимодействие с другими лекарственными средствами и пищей. В справочникеучебнике по побочному действию лекарств систематизированы и унифицированы типичные и редко встречающиеся побочные эффекты для более чем 30 000 препаратов всех фармакотерапевтических групп, механизмы их развития и факторы, способствующие усилению или снижению побочного действия, противопоказания и особенности рационального применения как для каждой фармакологической группы, так и для отдельных лекарств. Надеемся, что данные справочные издания по лекарственным препаратам для применения в педиатрии и побочному действию лекарств станут надежными помощниками врачам в проведении эффективной и безопасной фармакотерапии у детей. ЛИТЕРАТУРА 1. Avenel S., Bomkratz A., Dassieu G. et al. The incidence of prescriptions without marketing product license in a neonatal intensive care unit / / Arch. Pediatr. — 2000. — № 7 (2). — Р. 143–147. 2. Ball T. M., Castro-Rodriguez J. A., Griffits K. A. et al. Siblings, day-care attendance, and the risk of asthma and wheezing during childhood / / N Engl. J Med. — 2000; 343 (8): 538–543. 3. Chalumeau M., Triluyer J. M., Salanave B. et al. Off label and unlicensed drug use among French office based paediatricians / / Arch. Dis. Child. — 2000. — Vol. 83. — Р. 502–505. 4. Conroy S., Choonara I., Impicciatore P. et al. Survey of unlicensed and off label drug use in paediatric wards in European countries / / BMJ. — 2000. — Vol. 320. — Р. 79–82. 5. Costello I., ed. BNF for Children. London: Pharmaceutical Press, 2005. 6. Demicheli V., Jefferson T., Rivetti A., Price D. Vaccines for measles, mumps and rubella in children / / Cochrane Database Syst. Rev. — 2005; (4): CD004407. 7. European Medicines Agency. Guideline on conduct of pharmacovigilance for medicines used by the paediatric population. 27 July 2005. 8. Fombonne E., Zakarian R., Bennett A., et al. Pervasive Developmental Disorders in Montreal, Quebec, Canada: Prevalence and Links With Immunizations / / Pediatrics. — 2006. Vol.118. — P.139–150. 9. Hill P. Off license and off label prescribing in children: litigation fears for physicians / / Arch. Dis. Child. — 2005. — Vol. 90. — Р. 17–18. 10. Hviid A., Wohlfahrt J., Stellfeld V., Melbyt M. Childhood vaccination and nontargeted infectious disease hospitalization / / JAMA. — 2005. — Vol. 294 (№ 6). — P. 699–705. 11. Immunization safety review: immunization with multiple vaccines and immune disfunction. Stratton B., Wilson C. B., McCormic M. C. eds. Washington DC: National Academy Press, 2002.
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
|||
|