Логотип журнала "Провизор"








"DACH - SYNDROME, PMDD, ПМС (ПРЕДМЕНСТРУАЛЬНЫЙ СИНДРОМ): ПРОБЛЕМЫ ПАТОГЕНЕЗА, ОСОБЕННОСТИ ТЕРАПИИ"

«DACH — SYNDROME, PMDD, ПМС (ПРЕДМЕНСТРУАЛЬНЫЙ СИНДРОМ): ПРОБЛЕМЫ ПАТОГЕНЕЗА, ОСОБЕННОСТИ ТЕРАПИИ»

М. В. МАЙОРОВ, врач акушер-гинеколог высшей категории (Женская консультация городской поликлиники № 5, г. Харьков), член Национального союза журналистов Украины

«Generalia praecedunt, specialia sequuntur» («Общее предшествует, конкретное следует», лат.)

Трудно найти заболевание, столь часто встречающееся у большинства представительниц прекрасного пола. Таковым является предменструальный синдром (ПМС) — сложный патологический симптомокомплекс, возникающий в предменструальные дни и проявляющийся нервно-психическими, вегетативно-сосудистыми и обменно-эндокринными нарушениями различной степени выраженности (Сметник В. П., 1990). В научных публикациях можно встретить также другие названия этого патологического состояния: синдром предменструального напряжения, циклическая болезнь, овариальный циклический синдром, предменструальная болезнь, предменструальные дисфорические расстройства (PreМenstrual Disphoryc Disorders, PMDD) или DACH-syndrome (аббревиатура: Depression — депрессия, Anxiety — беспокойство, тревога, Craving — изменение пристрастий, Hyperhydratation — гипергидратация, отеки).

Первая публикация, давшая официальное определение данному патологическому состоянию, относится к 1931 году, когда Роберт Франк (Frank R. T.) впервые систематизировал, сформулировал и объяснил некоторые из причин предменструальных физических и психических нарушений. Описанные в его статье «The hormonal causes of premenstrual tension» (1931) циклические эмоциональные расстройства, увеличение массы тела, геморрагии различных типов, отеки и даже приступы эпилепсии были представлены автором как «предменструальное напряжение».

Системное изучение предменструальных расстройств, их комплексное обобщение, как самостоятельной нозологии, и сама дефиниция «предменструальный синдром» принадлежат Катарине Дальтон. Доктор Дальтон, получившая медицинский диплом в Лондоне в 1948 году, находилась на пороге открытия, связанного с диагностикой и лечением ПМС. Исходной точкой для научных изысканий стало ее собственное состояние: циклические приступы мигрени и головной боли заставили по-новому оценить жалобы многих пациенток. В 1953 году в соавторстве с доктором Раймондом Грином Катарина Дальтон опубликовала свою первую статью, посвященную ПМС. 

За последние десятилетия прошлого века, благодаря совместной работе специалистов разных отраслей медицины, учение о ПМС приобрело научную глубину и масштабность, а также практический опыт лечения. Но и сегодня, находясь на перекрестке медицины, социальной сферы и даже политики, это патологическое состояние временами становится причиной жарких дискуссий и споров. Так, например, неожиданный удар по ПМС был нанесен сторонницами феминистского движения, поскольку сам факт признания правомочности данной патологии опровергал их основное положение: между женщинами и мужчинами не должно быть никаких различий. С другой же стороны, ПМС — важный козырь в руках и женоненавистников, среди которых бытует мнение, что поведение женщины непредсказуемо и зависит от «нестабильного состояния их бурных гормонов». В настоящее время ПМС, наряду с атеросклерозом, болезнью Альцгеймера, ожирением, синдромом хронической усталости и проч., рассматривается как болезнь цивилизации, преимущественно поражающая горожанок, особенно, представительниц интеллектуального труда и, в меньшей степени, женщин, чья деятельность связана с физическими нагрузками.

По различным данным, ПМС наблюдается у 75–95 % женщин; при этом отмечается, что 45 % жалуются на нервное напряжение перед менструацией, а у 30 % иногда появляются прочие предменструальные симптомы. Первые признаки синдрома обычно наблюдаются через несколько дней после овуляции, и исчезают с началом менструации. По мнению Кузнецовой М. Н. (1973), в понятие «предменструальный синдром» должно входить не всякое ухудшение самочувствия перед менструацией, а определенный патологический симптомокомплекс нейро-эндокринного характера, сочетающий в себе не менее 3–4 выраженных симптомов ПМС, возникающих за 2–14 дней до менструации, исчезающих с началом или в первые дни менструации и приводящих к снижению трудоспособности или «качества жизни» женщин.

Обычно ПМС страдают женщины детородного возраста, однако, нередко его проявления отмечаются сразу с менархе (первая в жизни менструация) или иногда появляются только в предклимактерическом периоде. Определенную роль играют провоцирующие факторы: роды и аборты, особенно патологические, нервнопсихические стрессы, инфекционные заболевания и др.

Dalton K. (1977) собрала обширную информацию относительно явлений и состояний, наблюдающихся в предменструальный период, который она ограничивает четырьмя днями до начала менструации. Таким образом, чисто теоретическая вероятность любого явления, возникающего в эти дни, составляет 14 % (4 дня из 30). С другой стороны, 27 % женщин, впервые осужденных за преступления, совершили их именно в предменструальный период; на эти дни падает также 29 % случаев госпитализации работающих женщин по неотложным показаниям. На период между 25-м и 28-м днями менструального цикла приходится 26 % дорожно-транспортных происшествий, вызванных женщинами-водителями, а студентки получают более низкие оценки на экзаменах. На последние 4 дня менструального цикла приходится: 33 % всех случаев острого аппендицита, 31 % острых вирусных инфекций, 31 % воспалительных заболеваний мочевых путей, 31 % респираторных заболеваний, 30 % случаев гриппа, 31 % случаев обращения к врачу с жалобами на боли различной локализации, 32 % — на жар и лихорадку и 32 % — на рвоту.

Для клинической картины ПМС характерными являются цикличность и индивидуальность болезненных проявлений. Здесь, как ни при каком другом заболевании, справедливо положение: у каждой больной своя болезнь. Описано более 150 (!) симптомов, встречающихся при ПМС. Характерными являются следующие: головная боль, головокружение, тошнота, рвота, нарушения сна, отеки, боли в спине и в области таза, жажда, повышенный аппетит, напряжение и болезненность молочных желез, нарушение координации, метеоризм, зуд всего тела, боли в области сердца, тахикардия, повышение температуры тела, познабливание и озноб, снижение памяти, зрения и др. В значительном числе случаев также отмечаются нервнопсихические проявления: раздражительность, плаксивость, депрессия, агрессивность, плохое настроение, нерешительность, забывчивость, ощущение одиночества, ипохондрические мысли, мнительность, повышенная требовательность к окружающим, замкнутость, немотивированный страх перед «ожидаемым несчастьем» и др.

Эти явления возникают во второй фазе менструального цикла за 2–14 дней до менструации. Кузнецова М. Н. (1970) предлагает различать легкую и тяжелую формы ПМС. К легкой форме ПМС относят появление 3–4 симптомов за 2–10 дней до начала менструации при значительной выраженности 1–2 симптомов; к тяжелой форме — появление 5–12 симптомов за 3–14 дней до менструации, причем 2–5 из них (или все) резко выражены. Также выделяется три стадии ПМС: компенсированная, субкомпенсированная и декомпенсированная. Сметник В. П. и Комаровой Ю. А. (1987) очерчены четыре основные клинические формы ПМС, в зависимости от преобладания тех или иных симптомов: нервно-психическая, отечная, цефалгическая, кризовая. Выделение этих форм и стадий весьма условно, но полезно для характеристики особенностей проявления ПМС и для выбора терапевтической тактики.

Помимо четырех основных форм ПМС, существуют так называемые атипические формы, к которым относятся: вегето-дизовариальная миокардиодистрофия, гипертермическая, офтальмоплегическая мигрень, гиперсомническая форма, «циклические аллергические реакции» (язвенный гингивит, стоматит, дерматит, бронхиальная астма, иридоциклит).

Согласно данным Татарчук Т. Ф. и соавт. и на основании анализа современной литературы, можно выделить следующие факторы риска развития ПМС: европеоидная раса; проживание в крупных промышленных и административных центрах; занятие интеллектуальным трудом; поздний репродуктивный возраст; наличие проявлений ПМС у родственниц первой генерации; частые стрессовые ситуации; частые беременности или наоборот — их отсутствие; выкидыши и / или искусственные аборты в анамнезе; токсикоз беременных и / или послеродовая депрессия в анамнезе; наличие побочного действия во время приема комбинированных оральных контрацептивов (КОК) (головная боль, депрессия, увеличение массы тела и проч.); воспалительные заболевания гениталий или гинекологические операции в анамнезе (гистерэктомия, операции на придатках матки, в том числе, перевязка маточных труб); генитальный кандидоз; черепно-мозговые травмы или нейроинфекции в анамнезе; нейро-эндокринные заболевания, особенно, ожирение; недостаточная физическая активность; несбалансированное питание (недостаточность кальция, калия, микроэлементов, витаминов группы В и С, полиненасыщенных жирных кислот, антиоксидантов в пищевом рационе); перегрузки в работе при отсутствии рационального режима труда и отдыха.

В течение многих лет исследователями разных стран предпринимались многочисленные попытки прояснить этиологические моменты и патогенетические механизмы ПМС. Производились исследования секреции пролактина, эстрогенов, прогестерона, активности ренин-ангиотензиновой системы (альдостерон), показателей водно-солевого обмена, не выявившие существенных различий в группах больных ПМС и здоровых женщин. Аналогичные исследования проводились с такими гормонами, как ФСГ, ЛГ и эстрадиол; полученные данные свидетельствуют об отсутствии особых различий. Предположения о роли витаминной недостаточности (в частности, гиповитаминоз В6-пиридоксина) также не нашли подтверждения. Поэтому многочисленные теории патогенеза ПМС (гормональная, водной интоксикации, аллергическая, психосоматических нарушений, пролактиновая, простагландиновая, пептидов интермедиальной доли гипофиза и др.) имеют лишь историческое значение.

Таким образом, никаких устойчивых эндокринных или обменных нарушений у больных с ПМС обнаружено не было. По-видимому, ПМС представляет собой непостоянное сочетание различных синдромов, а не определенный отдельный синдром. По современным представлениям, ПМС является следствием дисфункции различных отделов ЦНС и возникает в результате воздействия неблагоприятных факторов у женщин с врожденной либо приобретенной неполноценностью гипоталамо-гипофизарной системы. Возникновение различных форм ПМС чаще всего объясняется вовлечением в патологический процесс различных структур гипоталамуса и лимбико-ретикулярного комплекса, а также различным характером нарушения биохимических процессов в этих областях.

В правильной диагностике ПМС большую роль играет простой, но очень эффективный метод — самонаблюдение. Желательно ведение дневника в течение не менее двух-трех менструальных циклов, где пациентка отмечает свои жалобы и интенсивность их проявления. Используются лабораторные методы определения гормонального статуса, ультразвуковое исследование гениталий и другие дополнительные методы исследования, назначаемые в зависимости от клинических проявлений.

Лечение ПМС, исходя из особенностей многообразия клинической симптоматики, представляет довольно сложную задачу для терапии. Долгое время тезис Severino (1964) «…этиология ПМС неизвестна, течение вариабельно, лечение симптоматическое…» для некоторых специалистов был удобным «штампом», объясняющим собственную некомпетентность в диагностике и лечении этого патологического состояния. Однако со временем, в ходе накопления знаний о механизмах развития ПМС и его клинических особенностях, данное высказывание утратило свою категоричность, а лечение, переходя из разряда чисто симптоматического, все более приближается к патогенетическому. Его целью является нормализация функций гипоталамуса, дегидратация, лечение сопутствующих соматических и гинекологических заболеваний, инфекций и интоксикаций.

Терапия ПМС должна быть комплексной, целенаправленной, индивидуальной и длительной.
Рекомендуется проведение трехмесячных курсов с последующим перерывом в 2–3 месяца. В перерывах между циклами поддерживающая терапия проводится при наличии показаний. Малевич К. И. и Русакевич П. С. (1994) рекомендуют так называемый «био-психосоциальный подход», включающий следующие компоненты: проведение разъяснительной работы с пациентками и членами их семей, изменение образа жизни и характера работы, использование дифференцированной медикаментозной терапии, соблюдение диетического режима (ограничение во вторую фазу менструального цикла употребления чая, кофе, жидкости, молока, поваренной соли, животных жиров), психотерапия, аутогенная тренировка.

Фармакотерапия

Седативное лечение: сонапакс, беллоид, белласпон, беллатаминал, адаптол, рудотель, мебикар, сибазон и др. назначают по 1 таблетке 2–3 раза с 14- го дня менструального цикла по 1-й день менструации включительно. Эффективны различные лекарственные травы, обладающие седативным действием, комбинированные препараты типа персена, ново-пассита. В некоторых случаях показано применение антидепрессантов (особенно, с седативным эффектом — амитриптиллин).

Витаминотерапия: назначают витаминные комплексы, содержащие витамины А, Е, С (аевит, триовит, три-ви-плюс и др.). Имеются рекомендации применения больших доз пиридоксина — до 200 мг в сутки.

Дегидратационная терапия: верошпирон — по 25 мг 3–4 раза в день с 16–18- го по 26-й день менструального цикла или по 25 мг 2 раза в день, начиная с 10–12- го дня цикла; гипотиазид — по 25 мг утром на фоне приема препаратов калия (панангин, аспаркам) или фуросемид — по 20–40 мг утром натощак, лучше через день или 2–3 раза в неделю.

Ингибиторы простагландин-синтетазы: ибупрофен, напроксен, ортофен и др. назначают за 2–3 дня до менструации по 1 драже 2–3 раза в день после еды.

При лечении ПМС широкое применение находит гормональная терапия. Гестагены (норколут, оргаметрил, утрожестан, дуфастон, примолют-нор) назначают по 5–20 мг в день, начиная с 16- го дня менструального цикла в течение 10 дней. При декомпенсированной форме ПМС показано применение КОК по контрацептивной схеме (с 1- го по 21-й день менструального цикла). Женщинам переходного возраста при выраженной гиперэстрогении, миоме матки, мастопатии показаны «чистые гестагены» или сочетание их с андрогенами, например, с метилтестостероном, который назначают под язык по 25 мг с 6- го по 16-й день менструального цикла. При проведении гормональной терапии используют прерывистые курсы по 2–3 месяца с аналогичными интервалами. При гиперпролактинемии показан парлодел (бромокриптин) — по 1,25 мг (полтаблетки) в день — с 16- го по 25-й день менструального цикла, либо в течение 8–10 дней, начиная за два дня до появления жалоб на мастодинию и галакторею.

Учитывая многообразие клинических проявлений и различные звенья патогенеза, в комплексную терапию часто включают антигистаминные препараты, дегидроэрготамин, препараты, улучшающие мозговой метаболизм (аминалон, пирацетам, ноотропил, сермион, инстенон, кавинтон, циннаризин и др.) в обычных дозировках. Широкое применение находят различные методы немедикаментозной терапии: физиотерапия, бальнеотерапия, иглорефлексотерапия и др., а также гомеопатические препараты, назначаемые индивидуально, исходя из классического принципа Ганемана.

Включение в схему лечения ПМС препаратов природного происхождения, регулирующих кровоснабжение, трофику, метаболизм и функциональное состояние ЦНС, а также обладающих эстрогеноподобным действием, целесообразно ввиду нейро-эндокринной природы последнего. Активными компонентами подобных фитопрепаратов традиционно являются экстракты боярышника колючего, валерианы лекарственной, зверобоя продырявленного, мяты перечной, мелиссы лекарственной, хмеля обыкновенного, цимицифуги и др.

Комплексное и рациональное лечение ПМС позволяет устранить или значительно уменьшить болезненные проявления этого заболевания. По утверждению Цицерона, «Ea maxime conducunt, quae sunt rectissima » («Наиболее полезно то, что наиболее справедливо», лат.).

Л И Т Е Р А Т У РА

1. Бек В. Акушерство и гинекология; пер. с англ. — Москва, 1998, 719 с.

2. Бодяжина В. И., Сметник В. П., Тумилович Л. Г. Неоперативная гинекология. — Москва, 1990.

3. Кузнецова М. Н. Клиника, диагностика и лечение предменструального синдрома / / Акушерство и гинекология, № 8, 1969, с. 58–62.

4. Кузнецова М. Н. Предменструальный синдром и его лечение / / Акушерство и гинекология, № 5, 1973, с. 55–59.

5. Суслопаров Л. А. (ред.) Гинекология. Новейший справочник. — Москва-СанктПетербург, 2003, 688 с.

6. Майоров М. В. Предменструальный синдром: загадки патогенеза, проблемы терапии / / Провизор, 2001, № 13, с. 38- 39.

7. Малевич К. И., Русакевич П. С. Лечение и реабилитация при гинекологических заболеваниях. — Минск, 1994, 368 с.

8. Манухин И. Б., Тумилович Л. Г., Геворкян М. А. Клинические лекции по гинекологической эндокринологии. — Москва, МИА, 2001.

9. Марторано Дж., Морган А., Фрайер У. Предменструальный синдром, пер. с англ. — СПб.,1998.

10. Пауэрстейн К. Дж. (ред.) Гинекологические нарушения, пер. с англ. — Москва, 1985, 592 с.

11. Серова Т. А. Здоровье женщины: менструальный цикл и гормоны в классической и нетрадиционной медицине. — Ростовна-Дону, Феникс, 2000.

12. Татарчук Т. Ф., Сольский Я. П. Эндокринная гинекология (клинические очерки), часть 1. — Киев, 2003, 300 с.

13. Budoff P. W. Use of prostaglandin inhibitors in the treatment of premenstrual syndrome / / Clin. Obstetr. Gynecol. 1987; 30: 453–464.

14. Dalton K. The Premenstrual Syndrome and Progesterone. — London, Heinemann Medical Books, 1977.

15. Massil H. Y., Obrein S. Approach to the management of premenstrual syndrome / / Clin. Obstet. Gynecol. 1987; 30: 443–452

16. Maxson W. S. Tht use of progesterone in the treatment of PMS / / Clin. Obstet. Gynecol. 1987; 30: 465–477.

Полный список литературы —на сайте

www.provisor.com.ua






© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика