Логотип журнала "Провизор"








Лекарственные препараты гуманизированных антител

Лекарственные препараты гуманизированных антител

А. П. Белозоров

Уникальная способность антител распознавать и связывать самые разнообразные молекулярные группировки — предпосылка широкого использования их в клинике. Терапевтическое применение антител началось в 1891 году, сразу же после того, как Беринг и Китазато показали, что сыворотка морских свинок, выживших после введения дифтерийного или столбнячного токсинов, приобретала способность защищать других животных от действия этих же токсинов. Четкие научные представления об антителах в это время еще только начинали формироваться.

Высокая терапевтическая эффективность антител при лечении дифтерии и некоторых других заболеваний быстро завоевала признание врачей. К сожалению, их применение сопровождалось побочными реакциями. Препараты антител, полученные иммунизацией животных, вызывали у пациентов сывороточную болезнь, которая в последующем исключала или значительно ограничивала возможность их применения.

Предупредить такие осложнения можно применяя антитела из сыворотки человека, и в настоящее время разработан целый ряд препаратов на основе антител из донорской крови. К сожалению, источник получения данных антител, как и спектр их специфичностей, очень ограничен.

Для достаточно полной реализации терапевтического потенциала антител необходимо было обеспечить получение антител высокой специфичности против самых различных антигенов, в том числе антигенов тканей человека, значительно снизить вероятность побочных реакций на их применение и разработать технологии получения этих антител in vitro в достаточно больших количествах. За прошедшие 100 лет эти проблемы в основном удалось решить.

Принципиальное значение для этого имела разработка технологии моноклональных антител. Антисыворотки, получаемые иммунизацией животных, содержат смесь антител различной специфичности, которые невозможно полностью унифицировать даже аффинной очисткой. Это значительно повышает вероятность нежелательных перекрестных реакций после введения таких антител. В то же время препараты моноклональных антител содержат совершенно одинаковые, идентичные по своей структуре и свойствам молекулы, специфичность которых может быть полностью охарактеризована.

Серьезным препятствием для широкого применения антител являлась их чужеродность для организма-реципиента. После терапевтического введения антител в организме больного начинают вырабатываться антитела против введенных антител, при этом снижается эффективность вводимых антител и развиваются тяжелые аллергические реакции. Такие осложнения наблюдались при введении как нативных, так и моноклональных антител, имевших все антигенные характеристики мышиных антител.

Таблица Характеристика некоторых препаратов гуманизированных моноклональных антител

Название
антитела

Торговое
название

Механизм действия

Заболевания, при которых
применяются

Рег.
в стране-
произво-
дителе

Рег.
в Украине

1 CTLA4Ig CTLA4Ig Внеклеточная
часть рецептора
CTLA4, соединенная
Fc — фрагментом
иммуноглобулина
Трансплантация почки,
псориаз, ревматоидный
артрит
1999
2 Алемтузумаб Кэмпас Антитела к СD52,
снижение
Т и В лимфоцитов)
В-клеточный
лейкоз, хронический
лимфолейкоз
2001
3 Алефацепт Амевив Комплекс LFA3 и Fc
фрагмента IgG1. Блокада
костимуляционного
сигнала антиген-
представляющей клетки
на СD2 Т-лимфоцита
Трасплантация почек,
псориаз
2003
4 Базилисимаб Симулект,
Даклизумаб
Антитела к CD25 —
α-субъединице рецептора
Ил-2
Профилактика
отторжения
трансплантата
1998 ++
5 Бевасизумаб Авастин Антитела к VEGF Рак прямой кишки, рак
легких
2004
2006
+
6 Гентузумаб
озогамицин
Милотарг Антитела
CD33, конъюгированные
с калихеамицином
Острый миелолейкоз 2000  
7 Ибритумомаб Завалин 90Y — ибритумомаб Неходжкинская лимфома 2002  
8 Инфликсимаб Ремикейд Антитела к ФНО Ревматоидный артрит,
другие аутоиммунные
заболевания, болезнь
Крона
2000 +
9 Кленоликсимаб Кленоликсимаб Антитела к СD4,
не снижают количество
Т-лимфоцитов,
но подавляют
их активность
Ревматоидный артрит    
10 Натализумаб Натализумаб Антитела к молекуле
адгезии VLA-4
Кризы отторжения
трансплантата,
рассеянный склероз
2004  
11 Омализумаб Ксолар Антитела к IgE Атопическая БА и ринит 2003  
12 Пенитумумаб Вектибикс Антитела IgG2 к рецептору
фактора роста эпидермиса
Рак прямой кишки 2004  
13 Ритуксимаб Мабтера
Ритуксан
Антитело к CD20
B-лимфоцитов
В-клеточная лимфома,
Неходжкинская лимфома
1997 +
14 Тозитумомаб Бексксар Антитела к CD20,
конъюгированные с 131I
Неходжкинская лимфома 2003
15 Трастузумаб
Trastuzumab)
Герцептин
Herceptin)
Антитело к HER2 / neu Рак молочной железы 1998 +
16 Цетуксимаб
Cetuximab
Эрбитукс
Erbitux)
Химерные антитела
к рецептору
эпидермального фактора
роста (Her1) человека
Рак прямой кишки, рак
головы и шеи
2004
2006
17 Эпратузумаб Эпратузумаб Антитело к CD22
B-лимфоцитов
Гемолитическая анемия,
СКВ, РА
 
18 Этанерцепт Этанерцепт Рецептор ФНО-Fc
фрагмент антител
Ревматоидный артрит  
19 Эфазилумаб Раптива АТ к молекуле адгезии
LFA-1
Псориаз, трансплантация
почки,
лимфопролифера-
тивные заболевания
2003 +
20 Ранибизумаб Ранибизумаб Анти VEGF Опухоли, дегенерация
сетчатки
 

 

 

 

 

 

 

 

Нужно было снизить чужеродность вводимых антител, гуманизировать их, сделать максимально похожими на антитела человека. Первоначально это удалось реализовать с помощью технологии химерных антител, искусственно сшивая антигенраспознающую часть мышиных моноклональных антител и кристаллический фрагмент антитела человека. Так как именно кристаллическая часть антитела несет основные видовые антигенные детерминанты, химерные антитела вызывают значительно меньше осложнений при длительном введении. Соединение разнородных фрагментов производят на уровне ДНК, кодирующей соответствующие части молекулы, затем экспрессируют ДНК в культуре клеток млекопитающих и отбирают наиболее активные клоны-продуценты.

В последующем были разработаны технологии получения полностью гуманизированных антител. Наиболее популярная из этих технологий использует для отбора нужных последовательностей ДНК метод фагового дисплея. Сущность метода состоит в том, что чужеродные ДНК встраивают в геном бактериофага, и белковые структуры, кодируемые встроенной ДНК, экспрессируются на его поверхности. После этого клоны, способные связываться с нужным антигеном, легко выявляются in vitro. Создание антител нужной специфичности начинается с получения библиотеки клонов ДНК, встроенных в молекулы бактериофага. После этого производят биопаннинг — селекцию бактериофагов, обладающих специфической аффинностью к иммобилизованным лигандам и их клонирование в E. coli. Как правило, необходимо несколько (3–6) таких раундов селекции. Однако для полноценного синтеза гуманизированных антител полученную ДНК необходимо экспрессировать в клетках млекопитающих.

Достаточно сложным и дорогостоящим является процесс наработки антител, которые синтезируются клетками искусственно созданного клона в ферментерах. Наиболее прогрессивная технология использует ферментеры с полыми волокнами, стенки которых образованы полупроницаемыми мембранами. По волокнам циркулирует культуральная среда, компоненты которой проникают через полупроницаемые мембраны в основной отсек, где находятся культивируемые клетки, в нем собираются синтезируемые антитела, которые не проходят через полупроницаемую мембрану. Важным преимуществом данного метода культивирования является сравнительно высокая концентрация конечного продукта. Цикл культивирования продолжается 3–9 месяцев; собранная за это время культуральная среда, содержащая образованные клетками антитела, подвергается очистке аффинной, ионообменной и гельпроникающей хроматографией, что позволяет выделить высокоочищенный препарат антител.

В таблице приведены данные о наиболее важных препаратах моноклональных антител.

Лидером терапевтического использования моноклональных антител является онкология. Разработан целый ряд моноклональных антител против различных опухолеассоциированных антигенов; показано, что некоторые из них обладают высокой терапевтической активностью и уже широко применяются в клинике, другие находятся еще на стадии лабораторного изучения. Применение моноклональных антител является в настоящее время широко используемой формой иммунотерапии рака. Она относится к пассивной иммунотерапии, так как использует синтезированные вне организма антитела и часто не требует активного участия иммунной системы больного, реактивность которой часто снижена.

Механизмы действия моноклональных антител на клетки-мишени многообразны и не до конца изучены, они включают иммуноопосредованную (антитело- и комплемент-зависимую) цитотоксичность, стимуляцию фагоцитоза опухолевых клеток, блокаду рецепторов, способность непосредственно включать программу апоптоза, а также тормозить рост опухоли за счет блокады образования в ней новых сосудов

. Одним из наиболее изученных противоопухолевых препаратов антител является Трастузумаб (Герцептин) — рекомбинантные моноклональные антитела, которые связываются с рецептором HER2 / neu на поверхности клеток многих солидных опухолей. Герцептин высокооэффективен при самостоятельном применении при запущенном раке молочной железы. Интенсивно изучается совместное применение Герцептина и химиотерапии при метастазах рака молочной железы. Установлено, что Герцептин не только обладает самостоятельной активностью, но и преодолевает резистентность опухоли, усиливая эффект химиотерапии. Так, например, при совместном применении Герцептин значительно повышает активность другого противоопухолевого препарата — Таксола.

Герцептин обычно хорошо переносится больными, однако имеется опасность кардиотоксического действия, связанного с экспрессией HER2 на клетках миокарда. В настоящее время возрастает интерес к применению Герцептина при других типах опухолей, характеризующихся гиперэкспрессией HER2, — раке поджелудочной железы, раке мочевого пузыря, раке легкого, остеогенной саркоме и других.

Ритуксимаб (Мабтера, Ритуксан) — препарат химерных моноклональных анти-CD20-антител, его механизм действия включает антительную и комплемент-опосредованную цитотоксичность, а также индукцию апоптоза. Препарат применяют при лейкозах низкой и высокой степени злокачественности с гиперэкспрессией СD20, особенно показан он в случае резистентности к химиотерапии. Имеются сообщения о положительных результатах применения препарата у больных с фолликуляр-ной лимфомой, лимфомой мантийной зоны, лимфоплазмоцитоидной лимфомой, макроглобулинемией Вальденстрема и мелкоклеточной лимфоцитарной лимфомой. На лечение отвечают полной или частичной ремиссией до 48 % пациентов из группы резистентных к традиционной химиотерапии.

Для повышения избирательности действия на опухоли антитела конъюгируют с токсинами или радиоактивными веществами, что обеспечивает доставку действующего вещества непосредственно к опухолевым клеткам. Моноклональные антитела, связанные с токсинами, часто называются иммунотоксинами, для их получения к антителам чаще всего присоединяют бактериальные (дифтерийный или псевдомональный) или растительные токсины (рицин А или сапорин). Показана эффективность применения иммунотоксинов для лечения некоторых опухолей, особенно лимфом. Разрешение на клиническое применение в США получили два типа радиоактивно меченных моноклональных антител — Ибритумомаб (Зевалин) и Тозитумомаб (Бексксар). Конъюгированные антитела могут оказывать более выраженный терапевтический эффект, чем неконъюгированные, но и осложнения при их применении наблюдаются несколько чаще, что зависит от характера связанного с ними соединения. В настоящее время продолжается уточнение показаний и схем применения конъюгированных моноклональных антител.

Значительные перспективы имеет применение антител для терапии аутоиммунных и хронических воспалительных заболеваний, а также для предупреждения отторжения трансплантата. Раскрытие молекулярных основ иммунного распознавания, формирования активного иммунного ответа и толерантности, установление центральной роли в этих процессах Т-лимфоцитов позволяет направленно использовать целый ряд препаратов антител при таких заболеваниях, как ревматоидный артрит, псориаз, рассеянный склероз, сахарный диабет и другие.

Для лечения аутоиммунных заболеваний применяется целый ряд гуманизированных антител, блокирующих различные механизмы иммунитета. Среди них антитела к рецепторам Т-лимфоцитов CD25, СD52 – тормозящие активацию лимфоцитов, CD4 – блокирующие функцию Т-лимфоцитов-хелперов и к CD18 – препятствующие миграции лейкоцитов в очаг воспаления.

Высокой эффективностью при лечении ревматоидного артрита обладал Алемтузумаб (Кэмпас) — препарат антител к CD52 лимфоцитов, снижающий количество как Т, так и В-лимфоцитов в периферической крови. У большинства больных после применения препарата наблюдается стабилизация процесса или переход в ремиссию длительностью от нескольких недель до нескольких лет, однако при проведении повторных курсов препарата в некоторых случаях наблюдалось образование антиидиотипических антител.

Целый ряд препаратов моноклональных антител (Эфализумаб, Алефацепт и др.) предложены для лечения тяжелых форм псориаза, характеризующегося развитием хронического воспаления кожных покровов и суставов. Эфализумаб — гуманизированное антитело против СD11а антигена, ингибирует взаимодействие LFA1 и молекулы межклеточной адгезии ICAM1, которое играет важную роль в активировании и миграции Т-лимфоцитов в очаг воспаления. Алефацепт представляет собой рекомбинантный белок, который состоит из внеклеточного фрагмента антигена LFA-3 человека, экспрессирующегося на поверхности антиген-презентирующих клеток и связанного с Fc-фрагментом иммуноглобулина человека. Алефацепт нарушает взаимодействие LFA3CD2, которое играет важную роль в активировании Т-лимфоцитов. Клинические испытания показали, что указанные препараты значительно улучшают состояние больных со среднетяжелой и тяжелой формами псориаза.

К препаратам, обнаружившим высокую эффективность при лечении ревматоидного артрита, псориаза, анкилозирующего спондилита относятся блокаторы фактора некроза опухолей (ФНО) или его рецепторов. Один из первых препаратов этого ряда Инфликсимаб (Ремикейд) представляет собой химерное моноклональное антитело против ФНО, эффективен при лечении ревматоидного артрита, болезни Крона. Еще одним препаратом, активным при целом ряде аутоиммунных и воспалительных заболеваний, является Этанерцепт — комплекс рецептора ФНО и Fc-домена IgG1-антител человека. Данная химерная конструкция обладает очень высокой аффинностью к ФНО и способна блокировать действие данного цитокина in vivo.

К активным противоаллергическим препаратам относится Омализумаб — гуманизированные моноклональные антитела, избирательно связывающиеся с IgE и предотвращающие его взаимодействие с высокоаффинными рецепторами Fcε-RI. Антитела не соединяются с IgE, фиксированными на Fcε-RI, и не активируют, таким образом, выделение медиаторов аллергической реакции из тучных клеток. Эффективность Омализумаба при лечении тяжелых форм бронхиальной астмы была подтверждена двумя рандомизированными клиниче-скими исследованиями, в которых приняли участие 1070 больных.

Гуманизированные моноклональные антитела активно применяются при трансплантации костного мозга для удаления донорских Т-клеток и предупреждения реакции «трансплантат против хозяина». Наиболее эффективным оказалось добавление антител к костному мозгу непосредственно перед его введением. Хорошие результаты позволили применить такую же обработку при инъекции стволовых клеток в периферическую кровь — альтернативы трансплантации костного мозга.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что гуманизированные моноклональные антитела представляют собой новую группу лекарственных препаратов, обладающих высокой эффективностью при лечении рака, аутоиммунных и воспалительных процессов, а также ряда других заболеваний. Уже сейчас они позволяют помочь больным с такой патологией, которую раньше не удавалось контролировать. В странах с высокими стандартами медицины их применение быстро расширяется, а разработка новых препаратов многочисленными биотехнологическими компаниями позволяет ожидать появления в ближайшем будущем еще более разнообразных и эффективных лекарственных средств данной группы.

Статистические данные свидетельствуют о том, что моноклональные гуманизированные антитела составляют значительную и быстро растущую часть общего рынка фармацевтических препаратов. Общая сумма продаж препаратов моноклональных антител в 2006 году в мире составила 20,6 млрд долларов. Лидером продаж 2006 года с общей суммой 4,7 млрд долларов является Ритуксан, занимающий шестую позицию по сумме продаж среди всех медицинских препаратов. Предполагается, что в ближайшем будущем объем его продаж достигнет 10 млрд долларов в связи с постоянно возрастающим потреблением больными раком и артритом. Ремикад в течение последних трех лет продается ежегодно на 1 млрд долларов. В 2006 году еще пять моноклональных антител характеризовались такими же показателями.

Обзор данных по продажам и финансированию производства биотехнологических препаратов за последние три года свидетельствует о настоящем сдвиге парадигмы от классических фармацевтических препаратов к моноклональным антителам и сходным с ними биотехнологическим производным.

Производством моноклональных антител в настоящее время занимаются около 200 биотехнологических компаний, реализующих сотни новых проектов стоимостью миллиарды долларов, реализация которых обещает намного перекрыть производимые затраты.

Ежегодный рост продаж препаратов моноклональных антител составляет более 20 %, и доминирующее место в нем занимают пока химерные антитела. Основные сферы применения антител — онкология, артриты, иммунные и воспалительные процессы

. К сожалению, широкое использование этих препаратов в Украине сдерживается их высокой стоимостью, только небольшая часть из них разрешена к клиническому использованию в нашей стране. Остается только надеяться, что по мере расширения производства будет достаточно быстро снижаться и цена наиболее востребованных препаратов моноклональных антител, что позволит применять их для лечения более широкого круга больных в Украине.






© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика