|
Витамины для школьникаВ. А. Мороз, д. м. н., Национальный фармацевтический университет, Л. Г. Ланько, Харьковский медицинский университет
Насколько важны витамины для школьника прямо сейчас, осенью? Особенно в условиях общепризнанного сезонного избытка витаминов в пище? Дополнительный прием витаминов связан со многими причинами. Во-первых, расчеты показывают, что даже самый сбалансированный и разнообразный пищевой рацион на 2500 килокалорий (что соответствует средним энергозатратам взрослого человека) по большинству витаминов дефицитен на 20–30 %. Так, по данным НИИ питания РАМН, у 80–90 % населения России, особенно у детей, обнаруживается дефицит витамина С, у 40–60 % снижены уровни витаминов А, В1, В2, В6, а у большинства выявлен дефицит минералов (железа, йода и др.). Сниженная обеспеченность витаминами у школьников наблюдается практически повсеместно. Обследования последних десяти лет, проводимые Украинской АМН, выявили в крови и моче у 20–90 % осмотренных детей дефицит аскорбиновой кислоты, витаминов А и Е — у 10–40 %, каротиноидов — у 85 %. Детей, обеспеченных всеми витаминами в достаточной мере, практически нет. А у большинства (до 70 %) наблюдается сочетанный дефицит трех и более витаминов, т. е. полигиповитаминозные состояния. Таким образом, недостаточное потребление витаминов является массовым и постоянно действующим фактором, оказывающим отрицательное воздействие на здоровье и развитие детей [2, 4]. Дефицит витаминов, особенно в условиях повышенных нагрузок учебного года (умственных и физических), приводит к ухудшению состояния здоровья ребенка. Недостаточное поступление того или иного витамина с пищей ведет к развитию витаминной недостаточности (гиповитаминозу или авитаминозу) вследствие нарушения биохимических процессов, зависящих от данного витамина. Повышенная утомляемость, слабость, снижение работоспособности могут быть следствием дефицита витаминов С, В1, В2, В12, А, Е; раздражительность и беспокойство — витаминов С, В1, В6, В12, РР и биотина, высокая восприимчивость к инфекциям — витаминов С и А, бессонница — витаминов В6 и РР. В большинстве случаев только обследование у врача может внести ясность в диагноз гиповитаминоза. Субнормальная обеспеченность витаминами создает базу для простудных заболеваний, ухудшения умственной деятельности (рассеянность, несобранность, уроки учатся долго и «со скрипом» и т. п.). Биоритмы организма с трудом перестраиваются на новый сезон. Не надо забывать, что обмен веществ у детей более активный. Для подростков он определяется еще и возрастной гормональной перестройкой (11–15 лет). Поэтому физиологическая потребность в ряде витаминов у них больше, чем у взрослых. Упомянутые процессы не являются безболезненными и проявляются изменением поведения, лабильностью психики и — в большей или меньшей степени — выраженностью вегетативной дисфункции. Не стоит забывать и о том, что, к сожалению, современные дети и подростки все чаще проводят много времени перед компьютером или телевизором. А деткам надо больше физических движений и развивающих игр (подробнее тут: /detkamnado.com.ua ). В этом плане стоит обратить внимание на игровые конструкторы, т.к., происходит одновременно как умстенное развитие, так и физическое. В то же время, очень мало детей употребляют свежие фрукты и овощи и в основном питаются продуктами быстрого приготовления и нерегулярно. Bсе это отражается на работе большинства внутренних органов и систем. Так, при избыточно углеводном питании значительно повышается потребность в витаминах B1, B6 и C. Повышенное количество белка требует большего поступления В2, В6 и В12, а его недостаток нарушает усвоение B2, C и PP. Витамины — это низкомолекулярные органические соединения, которые не синтезируются организмом человека, но играют чрезвычайно важную роль в его жизнедеятельности. Их поступление с пищей является абсолютным условием здоровья и нормальной жизнедеятельности (табл. 1). Витамины традиционно подразделяют на два класса в зависимости от растворимости в жирах или воде. Свойство витаминов растворяться в разных средах — важный фактор их физиологического действия. Недостаток или избыток первых, в отличие от вторых, устраняется сложнее. Большинство первых содержится практически исключительно в животной пище. В настоящее время известно 13 незаменимых пищевых веществ, которые, безусловно, являются витаминами (табл. 2). Большинство известных витаминов представлено не одним, а несколькими соединениями (витамерами), обладающими сходной биологической активностью. Витамины имеют буквенные обозначения, а витамеры принято обозначать терминами их химической природы.
Развитию сниженной обеспеченности витаминами, в том числе у школьников, в настоящее время способствуют:
Организм человека не способен запасать витамины на длительное время. Они должны поступать регулярно, в полном наборе и в зависимости от физиологической потребности. Вместе с тем приспособительные возможности человеческого организма достаточно велики, и в течение определенного времени дефицит витаминов практически не проявляется. При этом расходуются витамины, депонированные в органах и тканях, а также включаются компенсаторные механизмы обменного характера. К сожалению, у детей и подростков эти механизмы еще не полностью развиты [1, 4]. Современные условия диктуют необходимость дополнительной витаминизации для школьника. Одновременное поступление витаминов более физиологично, а их сочетание более эффективно по сравнению с раздельным или изолированным назначением каждого из них. Поэтому целесообразен прием поливитаминных комплексов. Современный поливитаминный комплекс содержит полный набор витаминов в количестве, сопоставимом с рекомендуемым возрастным суточным потреблением. Витамины, входящие в их состав, идентичны присутствующим в натуральных пищевых продуктах и по химической структуре, и по биологической активности. Посоветуйтесь с провизором в аптеке для более правильного подбора ребенку комплекса витаминов соответственно его возрасту. Обследования показали, что у школьников, регулярно принимавших поливитаминные комплексы, содержание витаминов в плазме крови находится на оптимальном уровне. Прием поливитаминов снижает уровень заболеваемости и повышает работоспособность и сопротивляемость организма инфекциям, улучшает память и усвоение учебного материала [3–6]. Современная технология производства и постоянный контроль, осуществляемый фирмой-производителем и государственными органами надзора, гарантируют химическую чистоту препаратов и отсутствие в них вредных примесей (содержание основного вещества достигает 99 % и более). Поэтому прием препаратов во многих случаях оказывается более безопасным, чем использование природных пищевых продуктов, не лишенных различных добавок и аллергенов [6, 7]. Известно, что и существенный избыток некоторых витаминов является небезопасным для человека, вызывая состояния гипервитаминоза. Современные поливитаминные комплексы имеют в своем составе относительно низкие дозы витаминов, которые при правильном применении исключают развитие таких состояний. Профилактический прием поливитаминных препаратов существенно отличается от лечения гиповитаминозов, когда соответствующие витамины принимаются в дозах, в 3–5 раз превышающих физиологическую потребность организма. Эти действия проводятся только под наблюдением и согласно назначений врача, и именно к врачу и только к нему стоит обращаться в случаях, когда имеются подозрения или опасения такого рода. Несомненно, общеоздоровительные мероприятия (пребывание на воздухе правильное составление распорядка дня школьника, лечение очагов хронической инфекции и др.) на фоне приема поливитаминных препаратов оказывают позитивное действие и не должны исключаться из комплекса профилактических мер. ( Л И Т Е Р А Т У Р А ) (1) Tanner S. M., Li Z., Perko J. D. et al. Hereditary juvenile cobalamin deficiency caused by mutations in the intrinsic factor gene / / Proc. Natl. Acad. Sci. USA. — V.102, № 11. — 2005. — P. 4130–4133. (2) ОТС: ответственное самолечение / Под ред. И. А. Зупанца, И. С. Чекмана. — 4-е изд., перераб. и доп. — К.: Фармацевт-Практик, 2007. — 368 с. (3) Bateman N. E., Uccellini D. A. Effect of Formulation on the Bioavailability of Riboflavin / / J Pharm. Pharmacol. — V. 36, № 4. — 1984. — P. 461. (4) Медведева Н. А., Медведев О. С. Физиологические пути увеличения активности витаминов в организме человека / / Фармвестник. — № 35 (398), 2005. (5) Middleton H. M. Uptake of riboflavin by rat intestinal mucosa in vitro / J Nutr. — V. 120, № 6. — 1990. — P.588–593. (6) Ключников С. О., Болдырев В. Б. Витаминно-минеральные комплексы для детей. Назначено и что выбрано? / / Поликлиника. — № 1, 2007. (7) Russell-Jones G. J., Alpers D. H. Vitamin B12 transporters / / Pharm. Biotechnol.— № 12, 1999. — P.493-520.
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|