Логотип журнала "Провизор"









Растение-сфинкс

Как гриб и водоросль находят друг друга?

Гриб питается углеводами, а также иногда и азотистыми веществами, которые, благодаря фотосинтезу, вырабатывает водоросль. Она же получает возможность шире расселяться на планете. Наиболее частая у лишайников водоросль — требуксия — редко живет вне лишайника. Но внутри «сфинкса» она встречается столь часто, что распространилась на земной поверхности (на суше, естественно) гораздо шире, чем любая группа свободноживущих водорослей. Основная цена «за расселение» — снабжение хозяина (гриба) углеводами.

Ну и, в конце концов, совместная жизнь в какой-то степени спасает партнеров от загрязнения. По крайней мере, изолированные партнеры гибнут в условиях одинакового загрязнения гораздо быстрее.

Долгожители планеты — или живые ископаемые?

Возраст некоторых обитающих в Альпах накипных лишайников достигает одной тысячи лет. Виды, особи которых доживают до 4500 лет, встречаются в Гренландии. Возраст отдельных особей некоторых видов лишайников из Норвегии, североамериканских пустынь и Антарктиды может достигать — страшно подумать! — 10 000 лет!..

Кроме самых распространенных в живом мире способов — бесполого и полового — лишайники могут размножаться просто кусочками слоевища.

В степях и пустынях встречаются кочующие лишайники. Они не привязаны к субстрату ни в прямом, ни в переносном смысле. Это аспицилия съедобная и аспицилия блуждающая. За свое беловатое слоевище они получили название «манна».

Некоторые лишайники используются как лекарственные, а также в парфюмерии и — в качестве традиционного корма — в северном оленеводстве.

Поскольку лишайники невкусные и часто очень горькие, сегодня человек их в пищу не употребляет. Тем не менее, они настолько богаты углеводами, что в прошлом, в голодные годы, при выпечке хлеба люди, случалось, добавляли измельченные лишайники в муку. Для удаления горечи их предварительно обдавали кипятком.

На первом месте среди лишайников — по «хозяйственному признаку», — конечно же, ягель — тундровые кладонии, главная пища северных оленей. Несмотря на жесткие слоевища растения-сфинкса, в южных степях кочующими лишайниками изредка кормятся овцы.

В древности лишайники считались чудодейственным целительным средством. Сегодня старинные рецепты покажутся нам, мягко говоря, странными. Так, лобарией легочницей пытались лечить заболевания органов дыхания только потому, что ее ячеистое слоевище напоминает легочную ткань. Пармелия бороздчатая считалась хорошим средством от головной боли, мигрени.

В народной медицине восточных стран растение-сфинкс используется и поныне. В Индии, Китае многие лишайники применяются в качестве отхаркивающего средства. Та же пельтигера собачья используется индийцами (индийская медицина считается самой древней в мире) при лечении болезней печени. В Исландии, на Скандинавском полуострове, отвар из цетрарии исландской пьют при воспалении дыхательных путей.

В ХХ веке причину целебных свойств лишайников поискали в кислотах. Так, самой интересной оказалась усниновая кислота, которая содержится во многих лишайниках. Усниновая кислота оказалась антибиотиком широкого спектра действия. Один из препаратов, бинан, был разработан в СССР и представлял собой натриевую соль усниновой кислоты (уснинат натрия). Несколько капель спиртового раствора разбавляли в воде и полоскали горло, предотвращая, например, ангину.

Пихтово-лишайниковый бальзам ускоряет заживление тканей после ожогов.

Наиболее известно применение лишайников в качестве индикатора загрязнений окружающей среды.

Растение-сфинкс успешно используется в экологическом мониторинге.

В задачи мониторинга входит наблюдение, оценка и прогноз изменений растительности и животного мира в районах загрязнений (промышленные центры, крупные города и т. д.), а также в фоновых районах — вдали от источников загрязнения.

Мониторинг проводится на локальном (в конкретной местности), региональном и глобальном (планетарном) уровнях.

Во многих государствах разработаны системы предельно допустимых концентраций химических (загрязняющих) веществ, которые устанавливаются в законодательном порядке, в соответствии с государственными стандартами. Надежность системы мониторинга, особенно на локальном уровне, должна быть очень высокой — ведь повышение уровня загрязнения, превышение допустимых концентраций вредных веществ пагубно отражается, в первую очередь, на здоровье человека, особенно на состоянии здоровья детей.

Растения-индикаторы должны быть относительно менее чувствительны и более устойчивы к загрязнению, чтобы продолжать жизнедеятельность и при загрязнении. Кроме того, у них должен быть достаточно продолжительный жизненный цикл. Они должны быть широко распространены. Лишайники отвечают этим требованиям и реагируют на загрязнение среды обитания иначе, чем цветковые растения. Один пример: при кратковременных воздействиях высоких концентраций сернистого газа, когда высшие растения находятся на грани отмирания (фрагментов или полностью особи), лишайник гипогимния вздутая [Hypogymnia physodes (L.) Nyl.] внешне остается без изменений. Но долговременное воздействие низких концентраций, на которые цветковые растения почти не реагируют, вызывает у лишайников такие повреждения, которые не исчезают вплоть до гибели слоевищ. Это связано с медленным возобновлением клеток, в то время как у высших растений поврежденные ткани быстро заменяются.

Таким образом, биоиндикация — и в особенности лихеноиндикация — имеет ряд преимуществ перед инструментальными методами. Она высокоэффективна и малозатратна. Кроме того, способна характеризовать состояние окружающей среды за длительный промежуток времени.

В древности из различных лишайников добывали красители для тканей. До сих пор такие красители используются кое-где в Европе. Североамериканским индейцам тоже были известны подобные способы приготовления красок.

Впервые лишайниковую кислоту выделил из цетрарии исландской [Cetraria islandica (L.) Ach.] в 1826 году немецкий химик К. Пфафф. С того времени ученые обнаружили около 500 подобных соединений. Среди известных имен, способствовавших пополнению списка лишайниковых кислот — японец Я. Азахина, швед Й. Сантессон, немец З. Хунек. Сегодня для исследований используются такие аналитические методы, как тонкослойная хроматография, рентгеновский анализ, спектрометрия и т. д.

Во второй половине ХХ века Е. А. Вайнштейн и А. П. Равинская обнаружили сезонную изменчивость в содержании некоторых соединений. Ряд лишайников демонстрировал минимальное содержание подобных веществ летом и максимальное — осенью и весной.

Остается напоследок лишь упомянуть о том, что лишайниковые кислоты обладают редкой способностью фиксировать запахи, благодаря чему растение-сфинкс активно используется в парфюмерной промышленности.

Андрей Рябоконь





© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика