Логотип журнала "Провизор"








Лен культурный (син. лен посевной)
Linum usitatissimum L.
Аналитический обзор

Р. В. Куцик, Б. М. Зузук, Ивано-Франковский государственный медицинский университет

Лен культурный. Linum usitatissimum L.
 
Лен культурный
Linum usitatissimum L.
 
     
Англ.:   Common Flax.
Нем.:   Lein, Fresch Lein.
Фр.:   Lin cultive.
Пол.:   Len zwyczajny.
Чеш.:   Len sety.
Украинские народные названия:   лен, льон.
Латинское название растения имеет индоевропейский корень: от греческого слова linos — «нить», что связано с применением растения в качестве сырья для получения пряжи. А видовое название льна посевного usitatissimum в переводе означает «чрезвычайно полезный».

Биологически активные вещества

В фитохимическом отношении семена льна содержат значительный арсенал биологически активных веществ, имеющих широкий спектр фармакологического действия. Наружная оболочка семян (эпидермис) содержит 3–9% слизи — высокомолекулярного гетерогенного полисахарида, состоящего из остатков моносахаров, которые связаны кальциевым мостиком с галактуроновой кислотой. При кислотном гидролизе слизи установлено наличие в нем арабинозы, галактозы, ксилозы, рамнозы и глюкозы. В процессе созревания семян льна количество рамнозы увеличивается, а глюкозы — уменьшается. Слизь льна не является гомогенным веществом, а состоит из двух полисахаридных фракций: кислой и нейтральной. В состав слизи также входит около 8% белка и менее 2,6% кальция.

Семена льна содержат цианогенные гликозиды, которые могут влиять на фармакологическое и токсикологическое действие препаратов, полученных из данного сырья. Методом высокоэффективной жидкостной хроматографии в семенах льна установлено наличие таких цианогенных гликозидов, как линамарин (23,4%), линустатин (6,64%), неолинустатин (4,86%) и лотаустралин (2%).

Суммарное количество цианогенных гликозидов составляет до 110%.

Важным компонентом семян льна является жирное масло. Количественное содержание жирного масла в семенах и его качественный состав могут изменяться в зависимости от культурных форм и сортов, а также географических и климатических условий произрастания. Так, содержание жирного масла в семенах льна-долгунца составляет до 39%, у межеумка — 35–45%, у льна-кудряша — до 52%.

Хроматографическими методами установлено, что липиды льняного масла содержат триглицериды (92,25%), свободные жирные кислоты (3,3%), стерины (1,15%), эфиры стерина (0,15%), фосфолипиды (1,16%). Триглицериды жирных кислот льняного масла содержат 6,8–7,4% пальмитиновой, 4,0–5,7% стеариновой, 14,4–32,1% олеиновой, 13,9–18,6% линолевой и 48,6–55,9% линоленовой и изолиноленовой кислоты. Наибольшее количество линолевой кислоты содержат липиды семян льна-кудряша, линолевой — семена льна-долгунца. При культивировании льна в северных районах наблюдается увеличение содержания линолевой кислоты и йодного числа масла в сравнении с культивируемым льном в южных районах.

 

Формулы цианогенных гликозидов
Формулы цианогенных гликозидов

 

12-оксофитоновые кислоты льняного масла
12-оксофитоновые кислоты льняного масла

 

Формулы гликофлавонов льна посевного

Формулы гликофлавонов льна посевного

С-гликофлавоны R R1 R2
Ориентин OH ОН глюкоза
Изоориентин OH глюкоза OH
Висенин Н глюкоза глюкоза
Луценин OH глюкоза глюкоза

 

Формулы лигнанов льна желтого
Формулы лигнанов льна желтого

 

Агрохимиками из Чикаго (США) двукратной обработкой мутагеном этилметансульфонатом семян льна сорта «гленелг» получен новый сорт льна, в жирном масле которого содержится 3% линоленовой и 74% линолевой кислоты. Новый сорт сохранял свои основные химические показатели и технологические характеристики при высевании в разных климатических условиях, в частности в Австралии, Канаде и Европе, а полученное из семян данного сорта пищевое жирное масло названо «линола». Установлено, что линола может быть выделена из этих семян без модификации технологического процесса. По стойкости к оксидации линола является близкой к подсолнечному маслу (Green B. H., 1991).

Аналогичные агрохимические опыты с семенами льна были проведены в Канаде. При обработке семян льна канадского сорта «мак» грегорэтилметансульфонатом с последующей селекцией растений выведены новые сорта с низким содержанием линолевой кислоты, в частности жирное масло одного из них содержит 2% линоленовой и 70% линолевой кислоты, а масло одного из сортов мутант-гибрида F2 содержит 28% пальмитиновой, 2% стеариновой, 20% олеиновой, 40% линолевой и 2% линоленовой кислоты. При этом отмечено, что в сравнении с исходным сортом, в мутант-гибриде F2 изменилось содержание всех жирных кислот, за исключением стеариновой кислоты (Rowland G. G., Bhatty R. S., 1991).

Путем хроматографического анализа установлено, что линоленовая кислота льняного масла состоит из α- и γ-изомеров (соответственно 18% и 81%), из которых в организме животных и человека синтезируются арахидоновая кислота и простагландины.

Семена льна, собранные из растений, растущих в Канаде, содержат значительное количество α-линоленовой кислоты, причем в составе жирных кислот ее содержание составляет до 59%.

Установлено, что α-линоленовая кислота (18:3 ω 3), полученная из указанных семян, превращается в организме животных и человека в жирные кислоты с более длинной цепью, в частности в эйкозанпентаеновую кислоту (20:5 ω 3), докозапентаеновую кислоту (22:5 ω 3) (Sim Jeong S., Barbjur Georg, 1991).

Из сухого ацетонового порошка семян льна инкубацией с α-линоленовой кислотой выделены и идентифицированы 12-оксофитодиеновые кислоты, а также другие оксофитоновые кислоты, из которых в организме животных и человека путем биосинтеза могут создаваться предшественники простагландина А2-жасмон, жасмоновая и кукурбовая кислоты.

Вызывает интерес у фитохимиков фосфолипидная фракция льняного масла. Данная фракция содержит фосфатидилхолин (6,7–6,9%), фитогликолипид (12,4%), фосфатидилэтаноламин (13,6–15,8%), фосфатидилсерин (18,1–19,2%), а также незначительное количество фосфатидилинозитола. Кроме того, в льняном масле содержится до 30% каротиноидов и до 50% токоферолов. В стериновой фракции льняного масла содержится 41% β-ситостерина, 26% кампостерина, 13% δ-авенастерина, 9% циклоартенола, 2% метилциклоартенола и 2% холестерина (Capella P. et al., 1964). В собранной во время цветения траве льна посевного, а также в созревших семенах идентифицированы флавоноидные гликозиды, среди которых хроматографическими методами выделены такие гликофлавоны: ориентин, изоориентин, висенин и луценин (Lbrahim R. K., Shaw M., 1970).

В траве льна желтого (Linum flavum) выявлены подофилотоксиновые лигнаны, среди которых идентифицирован секоизоларицинол.

Из культивированных in vitro и лиофилизированных клеток льна желтого выделен подофилотоксин и его производные: 4’-диметилподофилотоксин 5-метокси-подофилотоксин, 5-4-диметил-диметоксиподофилотоксин и их гликозиды, в частности 4-β-D-глюкозид-5-метокси-подофилотоксин, матаирезинол (Wichers Harry J. et al., 1991). Данный факт указывает на то, что трава льна желтого способна накапливать лигнаны, подобные по своей структуре лигнанам травы североамериканского растения подофил щитовидный (Podophyllum peltatum), и может быть перспективным источником для получения противоопухолевых средств.

В семенах льна содержатся линоцинамарин (гликозид метилового эфира о-гидроксамовой кислоты) и линатин — высокомолекулярные соединения, являющиеся в фармакологическом аспекте антагонистами витамина В6. Эти соединения гидролизируются до линокафеина, фенолкарбонового соединения с суммарной формулой С16Н20О9. Кроме того, в семенах льна выявлен метиловый эфир β-окси-β-метилглутаровой кислоты, а в оболочке семян — линоцинамарин.

История применения в медицине. Применение в народной медицине

Лен культурный имеет древнюю историю применения в медицине.

Археологические раскопки свидетельствуют, что лен в старину был известен как прядильная культура. Это растение использовали еще 9 тысяч лет назад в Древнем Египте, где из льняного волокна впервые была изготовлена ткань. Через 2–3 тысячи лет лен начали культивировать в Ассирии и Вавилоне, позже — в Древней Индии и Греции. В мифологии Древнего Египта лен считали первым растением, которое создали боги. Большой популярностью пользовался лен и ткани, вытканные из его волокна, в Древней Греции и Риме. Римский историк Апулей писал о льне как о чистейшем из всех известных растений. Лен воспевали в своих произведениях Гомер, Геродот, Теофраст и Плиний. У древних греков методы выращивания льна переняли скифы, откуда культура распространилась в южные, западные и северные славянские земли. От славян научились культивировать лен другие североевропейские народы.

Впервые о лекарственных свой ствах льна сообщил Гиппократ в своей книге «Корпус Гиппократикум», где привел рецепт применения слизистого отвара из семян льна при болезнях желудка. Плиний рекомендовал употреблять семена льна при воспалениях дыхательных путей и мочевыводящих органов, нарывах и женских болезнях. Большой популярностью пользовался лен в средневековой арабской медицине. К примеру, Авиценна в «Каноне врачебной науки» отмечал, что сырые семена льна имеют слабительные свойства, а поджаренные — вяжущие.

Таджикские средневековые целители Ибн Байтар и Ель-Даки рекомендовали употреблять семена льна как средство против боли. Средневековая тибетская медицина рекомендовала семена льна применять при воспалительных заболеваниях внутренних органов, а цветы — при заболеваниях глаз.

В средневековой Армении из толченых семян льна, пропаренных в кипятке, делали горячие компрессы, которые назывались «яху» и применялись при термическом поражении кожи.

В европейской средневековой медицине в травниках святой Гильдергарды и Матиоли упоминалось о семенах и надземной части льна, из которых изготавливали обволакивающие и ранозаживляющие средства.

В Киевской Руси льняное масло использовали для лечения ожоговых ран. Староукраинские лекарственные и хозяйственные руководства XVI и XVIII в. рекомендовали употреблять муку из семян льна для размягчения твердых нарывов, а масло — как заменитель оливкового масла.

В ХІХ веке в русских медицинских журналах появились первые научные публикации о применении средств из льна в медицине и фармации.

Впервые слизь как эмульгатор была использована в качестве заменителя импортной гумииарабики в 1888 году русским фармацевтом В. Трояновским.

Начиная с ХІХ века в некоторых странах Европы длительное время было популярным ранозаживляющее средство Linimentum Calcis, которое изготавливали ex tempore в аптеках путем смешивания одинаковых частей льняного масла и свежеизготовленной известковой воды. Использовали это средство при лечении ожогов и тяжелых обморожений конечностей.

Жители некоторых районов Карпат самым лучшим средством от головной боли считали компрессы из сваренных в молоке семян льна. В современной украинской народной медицине, а также в медицине многих европейских стран лен применяется как лекарственное средство широкого спектра действия. Настой слизи из семян льна рекомендуют как обволакивающее, слабительное, ранозаживляющее средство, его употребляют при простуде, кашле, желудочно-кишечных заболеваниях и злокачественных опухолях. Целые или растолченные семена прикладывают в виде пластырей или компрессов при воспалительных процессах кожи. Льняное масло применяют в виде мазей и линиментов в смеси с серой или мыльными растворами при ожогах, обморожениях и кожных заболеваниях.

Кроме льна посевного, в традиционной медицине зарубежных стран применяются другие дикорастущие виды льна. В некоторых европейских странах как слабительное средство употребляется трава и семена льна слабительного (Linum catarticum L.).

В тибетской и монгольской медицине как обезболивающее средство при невралгиях применяется лен байкальский (L. baicalense D. C.). В традиционной медицине Росси и Китая применяется лен амурский (Linum amurensis) как обволакивающее и противовоспалительное средство.

Фармакологические свойства

В фармакологическом плане наиболее хорошо изучено сырье из семян льна посевного. В теплой воде семена льна через 2–3 часа разбухают и выделяют слизь. Слизь льна имеет обволакивающее, противовоспалительное и легкое слабительное свойства.

При приеме внутрь слизь проявляет обволакивающее и смягчающее свойства, обволакивая пленкой слизистую оболочку пищеварительного тракта и пищевую массу. Таким образом, слизь уменьшает раздражающие свойства различных веществ и предотвращает их быстрое всасывание через кишечник и кожу.

Учеными Пятигорской фармацевтической академии (Россия) была изучена противоязвенная активность слизи льна. У животных с экспериментальной преднизолоновой язвой слизь льна способствовала снижению уровня свободной и общей кислоты в желудке и протеолитической активности пепсина. Прием слизи за час до введения преднизолона уменьшал частоту возникновения язв в фундальном отделе желудка на 30%, в пилорическом отделе — на 80%. Среднее количество язв при этом в фундальном отделе желудка уменьшилось на 71,5%, в пилорическом — на 72,3%, а их площадь в обоих отделах желудка — на 70,7%. Выраженный терапевтический эффект наблюдался также при приеме полисахарида слизи за 15 минут до введения преднизолона и через 2 часа после ульцерогенного воздействия. В последнем случае образования язв в пилорическом отделе желудка не наблюдалось. Полученные экспериментальные данные позволяют рассматривать полисахариды слизи семян льна как перспективное противоязвенное средство.

Green и Wooley в 1946 году установили, что слизь льна обладает способностью угнетать гемагглютинацию и размножение вируса гриппа А в курином эмбрионе. По мнению ученых, механизм противовирусного действия слизи прежде всего обусловлен образованием комплекса полисахаридов с вирусом гриппа, существенно уменьшающим действие вируса.

В экспериментах на крысах с моделируемым аллоксановым диабетом установлено, что ежедневное пероральное введение 10% отвара семян льна в качестве биогенного стимулятора по 0,1 мл 3 раза в день у экспериментальных животных с латентной формой диабета улучшало их общее состояние. В поджелудочной железе под влиянием слизи льна усиливалась пролиферация клеток эндокринной системы, что вызывало образование новых β-клеток. У животных с выраженной формой аллоксанового диабета отвар способствовал секретообразованию в β-клетках и значительному снижению общего уровня сахара в крови (Воронин Г. Н., Касумова З. П., 1968).

В Японии запатентован способ получения слизи льна, которая в зависимости от температуры может переходить из золя в гель. Добавление такой слизи к сульфату бария способствовало улучшению качества рентгенологического исследования тонкого кишечника и быстрому выведению из организма солей бария.

Фармакологические исследования были проведены как для слизи из семян льна, так и для жирного льняного масла. Установлено, что льняное масло обладает слабительным, ранозаживляющим и слабым желчегонным действием. Льняное масло содержит незначительное количество холестерина и большое количество ненасыщенных жирных кислот, в частности линоленовую и линолевую. Благодаря этому оно способно снижать уровень холестерина в крови и тормозит развитие экспериментального атеросклероза у животных. Продолжительное введение льняного масла подопытным животным вызывало уменьшение агрегации тромбоцитов и образование метаболитов, подобных метаболитам, образующимся при применении рыбьего жира.

Льняное масло проявляет протективное действие при экспериментальном селенозе у животных. Оно снижает токсичность селена, стимулируя при этом образование в тканях менее токсичных метаболитов. Указанное действие связывают с наличием в льняном масле цианогенных гликозидов.

В эксперименте также изучался препарат линетол, созданный на основе льняного масла. Линетол является жирообразной жидкой субстанцией горького вкуса, состоящей из смеси этиловых жирных кислот жирного льняного масла.

При экспериментальной гиперлипедемии, вызванной у белых крыс линии Вистар, при пероральном введении линетола в дозе 1,5 мг/кг наблюдалось выраженное снижение уровня триглицеридов и β-липопротеидов в сыворотке крови. При этом также наблюдалось снижение на 28,8% холестерина в ткани аорты. При исследовании процесса перекисного окисления липидов наблюдалось незначительное повышение уровня промежуточных продуктов свободно радикального окисления липидов, в частности триеновых конъюгатов, а также тенденциозное снижение активности глютатионредуктазы. При этом снижение содержания малонового диальдегида и диеновых конъюгатов незначительно, а увеличение содержания эндогенного α-токоферола недостоверно. В связи с этим, линетол целесообразно применять вместе с α-токоферола ацетатом (Белай И. М., 1995).

Кроме того, линетол имеет дерматопластическое действие. При нанесении линетола на кожу установлено, что для него характерна трансдермальная проницаемость. Вместе с тем, проницаемость эпидермиса для линетола неодинакова. Наиболее низкая проницаемость наблюдалась в роговом слое. Через другие слои кожи проницаемость выше. Кроме этого, проникновение линетола проходит трансцеллюлярно, то есть через клеточные слои и клеточные мембраны, о чем свидетельствует постоянное обнаружение отдельных метаболитов линетола в цитоплазме клеток эпидермиса. Под влиянием линетола через 1–2 суток в эпидермисе кожи отмечались определенные изменения ультраструктуры эпидермоцитов, которые выражались в просветлении матрикса и уменьшении количества крист митохондрий, снижении содержания кератогиалиновых гранул и задержке их созревания, появлению в цитоплазме клеток всех слоев большого количества капель жира. С увеличением сроков применения линетола (5–9 суток) нормализовалась тонкая структура эпидермиса. При этом межклеточные расстояния были незначительно расширены, увеличивалось количество созревших кератогиалиновых гранул. Увеличение количества таких органоидов, как кератогиалиновые гранулы и лизосомы, содержащие гидролитические ферменты, обусловлено утилизацией капель жира на 9-е сутки. После нанесения линетола капли жира исчезали, и при этом уменьшалось количество лизосом и кератогиалиновых гранул (Гетлинг З. М., Федоров С. М., 1986).

Токсикология и побочное действие

Токсикологически семена льна при соблюдении соответствующих условий хранения и технологии переработки являются нетоксичным лекарственным и пищевым сырьем. В научно-практической медико-фармацевтической литературе отсутствует информация о выраженных побочных эффектах семян льна и их токсических свойствах.

Отмечаются одиночные случаи отравления телят и лошадей при скармливании им больших количеств слизи льна вместе с семенами. Семена льна могут быть причиной отравления людей в результате неправильного хранения, в частности при повышенной влажности, поскольку под влиянием энзима линамаразы в семенах льна цианогенные гликозиды могут расщепляться до свободной синильной кислоты. Из 100 г семян под влиянием линамаразы при температуре 37°С в течение 4 часов может выделиться 25 мг синильной кислоты. Также опасными могут быть ростки семян льна, в которых содержание цианогенных гликозидов в пересчете на синильную кислоту может достигать до 0,1%.

В некоторых роботах отмечалось, что нагретое до 280°C и выше льняное масло может вызывать образование токсических продуктов у животных при экспериментальном лучевом поражении, увеличивая при этом массу печени и количество суммарных липидов. Из сухих зародышей семян льна пилотным методом экстракции спиртом выделен антипиридоксиновый фактор неустановленной структуры, уменьшающий количество витамина в эксперименте на животных.

Продолжение следует





© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика