|
Этический кодекс фармацевтических работников Украины (проект)Становление и развитие фармацевтического рынка Украины обусловили необходимость решения целого ряда новых проблем в сфере лекарственного обеспечения населения, связанных с защитой прав потребителя от незаконной деятельности ряда субъектов хозяйствования, прониконовением на рынок фальсифицированных, субстандартных, незарегистрированных лекарственных средств, недобросовестной конкуренцией, использованием достижений фармации в антигуманных целях. Важным условием решения перечисленных проблем является введение в фармацевтическую практику Этического кодекса фармацевтических работников Украины. Вниманию специалистов, фармацевтической общественности, населения Украины предлагается проект Этического кодекса фармацевтических работников Украины, разработанный общественной организацией «Харковская областная ассоциация фармацевтических работников» (президент — В. П. Черных, вице-президент — А. С. Немченко), учеными Национального фармацевтического университета, Государственной инспекцией по контролю качества лекарственных средств в Харьковской области, руководителями практических учреждений фармации г. Харькова. Раздел I. Общие принципы и положенияЦелью Этического кодекса фармацевтических работников Украины (далее — кодекс) является декларация фундаментальных принципов профессии, основанной на моральных обязательствах и ценностях. Кодекс определяет этические нормы профессионального поведения и ответственности, которые должны стать руководством для провизоров и фармацевтов в условиях формирования рыночных отношений, возрастания роли и значимости фармацевтической профессии. Кодекс отмечает, что основной задачей в деятельности фармацевтических работников является сохранение жизни и здоровья человека в соответствии с принципом биоэтики «не навреди» не только всему живому, но и экосистеме вообще. Он направлен на защиту права человека на охрану здоровья, а также определяет моральную ответственность фармацевтических работников. Кодекс является сводом норм фармацевтической этики и деонтологии поведения фармацевтических работников в процессе предоставления квалифицированной и качественной, доступной и своевременной фармацевтической помощи населению, направленных на формирование доверия к профессиональной деятельности провизоров и фармацевтов и повышение статуса и имиджа профессии фармацевта в обществе. Фармацевтическая, или профессиональная этика фармацевтических работников — составляющая общей этики — наука о моральных нормах поведения фармацевтических работников в процессе осуществления профессиональной деятельности. Она имеет глубокие исторические корни и руководствуется примерами морального поведения лучших представителей фармацевтической профессии многих поколений. Профессиональная этика фармацевтического работника базируется на принципах законности, профессионализма и компетентности, объективности и честности, партнерства и независимости, гуманности, конфиденциальности и индивидуального подхода к каждому пациенту. Кодекс предназначен для регулирования этических взаимоотношений фармацевтических работников с профессиональной сферой их деятельности в конфликтных ситуациях через специальные уполномоченные органы (комитеты по фармацевтической этике и др.). Кодекс подготовлен с учетом официальных материалов Всемирной организации здравоохранения, Международной фармацевтической федерации, Международной медицинской ассоциации, Фармацевтической группы Европейского союза. Законодательной базой Кодекса являются законы Украины об основах законодательства о здравоохранении, о лекарственных средствах, защите прав потребителей, о рекламе, Гражданский кодекс и другие законодательные акты Украины. Раздел ІІ. Фармацевтический работник в современном обществе2.1. Основной задачей профессиональной фармацевтической деятельности специалиста отрасли является профилактика, сохранение и укрепление здоровья человека, ее соответствие следующим требованиям:
2.2. Фармацевтический работник должен:
2.3. Фармацевтический работник в своей практической деятельности в рекламе ЛС и ИМН должен руководствоваться исключительно действующим законодательством с соблюдением этических принципов и моральных норм, отвечающих следующим требованиям:
2.4. С целью развития здравоохранения и фармацевтической отрасли, а также для повышения имиджа профессии фармацевтические работники должны активно участвовать в деятельности национальных и международных общественных и профессиональных организаций, способствовать совершенствованию нормативно-правовой базы функционирования фармацевтической отрасли, занимать активную общественную позицию. Раздел ІІІ. Взаимоотношения фармацевтического работника и пациента3.1. Фармацевтический работник является главным специалистом по обеспечению пациентов ЛС и ИМН, плодотворно сотрудничает с врачом и больным в рациональном их использовании. Интересы пациента, забота о его здоровье должны быть приоритетными для фармацевтического работника по отношению к коммерческим интересам по продаже ЛС и ИМН. 3.2. Фармацевтический работник обязан оказывать фармацевтическую помощь каждому человеку независимо от его национальности, политических и религиозных убеждений, материального положения, пола, возраста и социального статуса. 3.3. Определяющими во взаимоотношениях фармацевтического работника и пациента являются уважение к достоинству и чести пациента, а также приоритет его прав и интересов. Фармацевтический работник должен:
3.4. Фармацевтический работник должен выполнять требования деонтологии, а именно:
Для каждого фармацевтического работника повседневной нормой должно стать: приветливое обращение, вежливость и желание облегчить болезнь пациента, что должно способствовать повышению авторитета специалиста и доверия к его советам. 3.5. Фармацевтический работник обязан:
3.6. Фармацевтический работник имеет право в интересах больного отказать в отпуске и продаже ЛС по причине отсутствия рецепта или в случае, если возраст или состояние пациента (алкогольное опьянение, наркотическая зависимость, отсутствие медицинских показаний и т. п.) вызывают опасения, что ЛС может навредить здоровью. Раздел IV. Взаимоотношения фармацевтического работника и врача4.1. Главным во взаимоотношениях фармацевтического и медицинского работников как коллег является общая цель — сохранение здоровья и благополучия пациента. Фармацевтический работник как специалист в отрасли лекарствоведения обязан:
4.2. Профессиональные отношения между фармацевтическим работником и врачом должны строиться на основе партнерства, взаимного уважения и доверия, поддержки авторитета друг друга в глазах больного и общественности. Фармацевтический работник не должен:
В свою очередь врач не должен умалять профессиональную роль и ущемлять достоинство фармацевтического работника. 4.3. Сотрудничество фармацевтического работника и врача должно быть направлено на выбор наиболее эффективных и доступных ЛС, оптимальной лекарственной формы и дозы, рациональной схемы лечения и способа их приема. Фармацевтический работник должен сделать все возможное для обеспечения пациента ЛС в соответствии с показаниями к назначению, химическим составом, дозировкой, формой отпуска и количеством, прописанных врачом. 4.4. Сотрудничество фармацевтического работника с медицинскими представителями фармацевтических компаний и врачами по продвижению лекарственных средств должно основываться на приоритетах качества, эффективности, биодоступности, а не только на экономических характеристиках этих лекарств. V. Взаимоотношения фармацевтического работника с коллегами5.1 Фармацевтический работник должен строить отношения с коллегами на основе взаимного уважения, доверия, соблюдения профессиональной этики. Он обязан:
5.2. Фармацевтический работник должен формировать и поддерживать благоприятный этико-психологический климат в коллективе учреждения, избегать проявления вредных привычек и особенностей личного характера, неприемлемых в моральном отношении. 5.3. Фармацевтический работник обязан осуждать некомпетентность и непрофессиональные действия коллег, которые могут причинить вред здоровью населения. Критика в адрес коллеги должна быть аргументированной, высказанной в корректной форме и касаться профессиональной деятельности, а не личности. Замечания в адрес коллег в присутствии пациентов, посторонних лиц и вне стен учреждения недопустимы. 5.4. Руководитель фармацевтической организации должен помнить, что право на руководство должно основываться не только на административном положении, но и на принципах гуманизма и морали, высокой профессиональной компетентности и заслуженного авторитета. Раздел VI. Фармацевт и научный прогресс6.1. Фармацевтический работник обязан повышать свой профессиональный уровень и практические навыки, а также использовать в своей деятельности современные достижения фармацевтической науки и смежных отраслей знания (медицины, химии, биологии, психологии, социологии, экологии и т. п.). 6.2. Фармацевтический работник должен содействовать проведению различных исследований (медико-фармацевтических, организационно-экономических, фармакоэкономических, маркетинговых, социологических и др.), согласованных с соответствующим этическим комитетом, целью которых является повышение эффективности и доступности фармацевтической помощи населению, а также предотвращать проведение псевдонаучных исследований, не отвечающих гуманным принципам, морально-этическим нормам, этнокультурным и религиозным особенностям регионов. 6.3. При создании, доклинических и клинических исследованиях ЛС, регистрации, производстве и их реализации фармацевтический работник должен руководствоваться требованиями международных стандартов (GLP, GCP, GMP, GDP, GPP), рекомендациями ВОЗ и ММФ, национальной законодательной базой, регулирующей фармацевтическую деятельность. 6.4. Клинические исследования новых лекарственных средств должны осуществляться в соответствии с биоэтическими принципами, при добровольном согласии пациента в условиях полной доступности информации о запланированных исследованиях. При проведении медико-биологических исследований фармацевт должен гуманно относиться к экспериментальным животным. Раздел VII. Действие Этического кодекса фармацевтического работника. Ответственность за его нарушения и порядок его пересмотра7.1. Данный кодекс действует на всей территории Украины и регулирует этические нормы всех направлений профессиональной деятельности фармацевтических работников, осуществляемой фармацевтическими учреждениями, предприятиями, организациями во всех сферах фармацевтической отрасли: образования, науки, контроля качества ЛС, производства, оптовой и розничной реализации, информации и рекламы. 7.2. Фармацевтический работник несет ответственность за нарушение принципов и норм профессиональной этики и деонтологии перед фармацевтическим сообществом, а также действующим законодательством Украины, если эти нарушения касаются его норм. 7.3. Пересмотр, изменения и дополнения кодекса должны осуществляться на съездах и конференциях, которые проводятся МЗ Украины, фармацевтическим сообществом и фармацевтическими ассоциациями.
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
|||
|