Логотип журнала "Провизор"








Трансдермальные гормональные препараты в гинекологической практике

М. В. Майоров, врач акушер-гинеколог высшей категории, член Национального союза журналистов Украины (Женская консультация городской поликлиники № 5 г. Харькова)

Sapientis est mutare consilium
(«Умный не стыдится изменить свое мнение», лат.)

Коллеги-эскулапы, чьи студенческие годы минули в прошлом веке (страшно сказать!), хорошо усвоили из курса фармакологии, что проникновение в организм лекарственных препаратов через неповрежденную кожу ничтожно, вследствие чего их системный эффект при этом методе введения также вполне незначителен.

Однако, omnia mutantur («все меняется», лат.), равно как и наши представления о незыблемых, казалось бы, «истинах»…

В последние годы доказано, что молекулы многих лекарственных веществ, обладающие соответствующими физико-химическими свойствами, могут успешно диффундировать из лекарственного средства в поверхность кожи, проникать через роговой слой, достигать эпидермиса и дермы, после чего сосудистая сеть переносит их в органы и ткани.

«Устройство», осуществляющее трансдермальную (чрескожную) доставку препарата в кровоток и обеспечивающее получение последующего системного эффекта, носит название «трансдермальная терапевтическая система» (ТТС).

Самая простая ТТС состоит из следующих компонентов: а) основная мембрана, предотвращающая высвобождение препарата в окружающую среду и попадание влаги извне; б) лекарственный резервуар для растворения, хранения и высвобождения препарата; в) мембрана, обеспечивающая оптимальную скорость высвобождения действующего вещества; г) клей, предназначенный для обеспечения плотного контакта системы с кожей; д) защитная пленка для хранения всей системы. В современных ТТС, так называемых матриксных системах, клейкий слой одновременно выполняет все функции: прилипание, хранение, высвобождение и контроль за высвобождением препарата [1].

Использование ТТС, основной целью которого является достижение постоянного уровня высвобождения и проникновения лекарственного вещества через интактную кожу, имеет целый ряд преимуществ [12] и обеспечивает:

  • более быстрое действие препарата по сравнению с его пероральным применением; отсутствие целого ряда отрицательных последствий: инактивации, снижения активности в результате первого пассажа и химической обработки в желудочно-кишечном тракте, а также развития гастроинтестинальных побочных реакций;
  • возможность немедленного прекращения лечения при развитии этих неблагоприятных реакций;
  • стабильную (с минимальными колебаниями) концентрацию действующего вещества в плазме крови;
  • снижение кратности (частоты) применения за счет доставки необходимой дозы препарата в течение более продолжительного периода времени;
  • более четкое соблюдение пациентами предписанного режима, достаточно удобный способ применения препарата — «положительный комплайенс» (Майоров М. В., 2005);
  • уменьшение лекарственной нагрузки на организм вследствие снижения назначаемой дозы препарата, благодаря уменьшению его расходования под влиянием метаболических процессов.

Существует немало трудностей при создании высокоэффективных ТТС, однако, как бы то ни было, к сегодняшнему дню трансдермальная доставка стала реальностью [3]. При лечении, например, сердечно-сосудистых заболеваний с успехом используются пластыри нитроглицерина и клонидина: в первом случае трансдермальное назначение позволяет поддерживать необходимую системную концентрацию в крови в течение 12–14 часов, во втором — на протяжении 7 дней. Для сравнения: оральное назначение клонидина требует 2–3-разового приема. Для купирования хронических болей у онкологических больных применяется трансдермальная форма фентанила, обеспечивающая длительную — трехдневную (!) — анальгезию [3].

Особые перспективы открывает применение ТТС в гинекологии. Установлено, что стероидные гормоны эстрадиол и прогестерон обладают необходимыми свойствами, позволяющими их использование в ТТС.

Доказана эффективность и хорошая переносимость трансдермального введения эстрадиола у женщин в менопаузальный период, топического (местного) применения прогестерона у пациенток с доброкачественными дисгормональными патологическими процессами молочной железы. Кстати, достаточно эффективно и результативно трансдермальное введение тестостерона и у мужчин с гипогонадизмом. Таким образом, применение стероидов в составе ТТС способствует улучшению качества лечения не только «слабого» пола [12].

Применение эстрадиола в виде трансдермальных пластырей, в отличие от перорального способа введения, позволяет достичь стабильной концентрации циркулирующего в периферическом кровотоке гормона и поддерживать более физиологическое соотношение эстрадиол/эстрон в плазме крови. Это связано с отсутствием первичного прохождения препарата через печень. ТТС с эстрадиолом может высвобождать эстрадиол до 7 дней. Поддерживается оптимальное физиологическое соотношение между эстрадиолом и его малоактивным метаболитом эстроном, а концентрация препарата в крови составляет 1/6 от введенной дозы. При оральном приеме эстрадиола его большая часть превращается в печени в эстрон, а уровень эстрадиола в крови составляет лишь 1/20 от введенной дозы [3].

Исследованиями последних лет установлено, что трансдермальное введение эстрадиола (эстрожель, эстрамон, эстрадерм, дивигель) оказывает благоприятное влияние на липидный спектр крови, предотвращает костную резорбцию, облегчает вазомоторные нарушения и является эффективным при терапии урогенитальной атрофии. Результаты метаанализа многочисленных клинических исследований [9], проводившихся с 1966 по 1995 г. с участием женщин в менопаузальном и постменопаузальном периодах, свидетельствуют, что трансдермальное и пероральное применение эстрадиола одинаково эффективно для уменьшения выраженности климактерических симптомов и лечения атрофии органов мочеполовой системы, равно способствует поддержанию минеральной плотности костной ткани и благоприятно влияет на некоторые функции сердечно-сосудистой системы.

Вместе с тем, побочные эффекты при использовании эстрадиолсодержащих ТТС развиваются значительно реже, чем при пероральном приеме, улучшается качество жизни пациенток, облегчается соблюдение предписанного режима.

Проникновение гормона в кровоток при аппликации на кожу можно сравнить, по мнению Ф. Снегирева (еженедельник «Аптека», № 47 (368)), с внутривенной капельной инфузией, при которой концентрацию препарата можно контролировать, предупреждая таким образом возможную передозировку.

Высокая частота дисгормональных заболеваний молочных желез (ДЗМЖ), ранее именовавшихся мастопатией, в популяции женского населения (колеблется в пределах от 13, 5% до 42%), ее прогрессивное увеличение на протяжении последних десятилетий, вызывает необходимость подробного и тщательного изучения вопросов патогенеза, диагностики и лечения этой патологии [8].

При лечении пациенток с ДЗМЖ наиболее патогенетически обоснованным является применение гестагенов. Поступая в кровь, прогестагены оказывают биологическое действие прямым путем, связываясь с рецепторами к прогестерону, а также (в зависимости от вида прогестагена) к тестостерону, эстрогенам, минералкортикоидам и др. Опосредованное влияние гестагенов состоит в торможении циклической секреции гонадотропинов, что приводит к уменьшению выработки эстрогенов яичниками, а также в активирующем действии на 17-β-гидроксистероид-дегидрогеназу, обеспечивающую конверсию Е2 в Е1 и сульфотрансферазу, способствующую превращению эстрона в неактивную сульфатную форму. Иными словами, гестагены, воздействуя на энзимы молочной железы, опосредованно обеспечивают антиэстрогенный эффект [8].

В гинекологической практике гестагены в качестве препаратов первого выбора применяются в комплексном лечении ряда патологических состояний, часто сочетающихся с патологией молочных желез (миома матки, эндометриоз, гиперплазия эндометрия, дисфункциональные маточные кровотечения и др.). В связи с этим чрезвычайно важным является правильный подход к выбору препарата, режимов его назначения и путей введения.

С точки зрения воздействия прогестерона непосредственно на молочную железу, чрезвычайно актуальным является его локальное применение в виде геля (прожестожель). Преимущества использования такого рода терапии определяет подкожное расположение молочной железы. Местное назначение геля прогестерона способствует снижению пролиферации нормальных эпителиальных клеток молочной железы прежде всего за счет его антиэстрогенного действия и особенно перспективно с учетом локального гормоногенеза в молочной железе. Накожные аппликации применяют с целью повышения концентрации натурального прогестерона в тканях молочной железы. Воздействуя локально, гель практически не влияет на уровень прогестерона в плазме крови, а концентрация гормона в ткани молочной железы в 10 раз (!) превышает соответствующие показатели в системном кровотоке. Это позволяет уменьшить (по сравнению с пероральным путем введения) необходимую дозу препарата.

По данным широкомасштабных исследований, при масталгии (болевые ощущения в груди различной интенсивности, являющиеся проявлением функциональных и органических заболеваний молочной железы) к концу 3-го месяца применения трансдермального прогестерона, в среднем у 90% женщин отмечается значительное уменьшение болевого синдрома. При диффузных формах мастопатии улучшение пальпаторной картины наблюдается в 35–40% случаев. Узловые формы мастопатии лечению поддаются несколько хуже: узлы уменьшаются в 20–40% случаев. Зато полностью ликвидируется болевой синдром [3].

В последнее время на фармацевтическом рынке Украины появились инновационные комбинированные (эстрогенно-гестагенные) контрацептивные гормональные препараты, выпускаемые в виде трансдермальных пластырей [10, 13]. Их применение представляется весьма удобным и рациональным.

Использование трансдермальных терапевтических систем перспективно как в силу вышеизложенных положительных свойств, так и благодаря неустанному научному прогрессу, обеспечивающему разработку новых лекарственных препаратов, усовершенствованию методов их введения в организм.

Литература

  1. Белоусов Ю. Б. Трансдермальные терапевтические системы // Качественная клиническая практика.— 2001, № 1.— С. 2–7
  2. Деримедведь Л. В., Перцев И. М., Шуванова Е. В., Зупанец И. А., Хоменко В. Н. Взаимодействие лекарств и эффективность фармакотерапии.— Х.: Мегаполис, 2002.
  3. Львова Л. В. Трансдермальные терапевтические системы // Провизор.— 2004, сентябрь, № 17.— С. 26–29.
  4. Майоров М. В. Эстрогены — старые приятели и новые знакомые // Провизор.— 2005, март, № 5.— С. 27–30.
  5. Майоров М. В. Некоторые аспекты заместительной гормональной терапии // Вісник фармакології та фармації.— 2004, декабрь, № 12.— С. 14–20.
  6. Майоров М. В. Синдром непереносимости гестагенов: причины и следствия. Что предпринять? // Провизор.— 2004, август, № 16.— С. 31–33.
  7. Майоров М. В. Гестагены в акушерско-гинекологической практике // Провизор.— 2004, апрель, № 7.— С. 26–29.
  8. Татарчук Т. Ф., Сольский Я. П. Эндокринная гинекология (Клинические очерки). Часть 1.— К., 2003.
  9. Тихомиров А. Л., Дубинин Д. М. Местные гормональные препараты в лечении доброкачественных заболеваний молочной железы, сопровождающихся масталгией // www.med.ru
  10. Creasy G. W., Abrams L. S., Fisher A. C. Трансдермальная контрацепция // Репродуктивное здоровье женщины.— 2005, № 2.— С. 36.
  11. Jewelewicz R. New developments in topical estrogen therapy // Fertil.Steril., 1997, 67 (1): 1–12.
  12. Sitruk-Ware R. Transdermal delivery of steroids // Contraceptions, 1989, 39(1): 1–20.
  13. Smallwood G. H., Meador M. L., Lenihan J. P. et al. Эффективность и безопасность трансдермальной контрацептивной системы // Репродуктивное здоровье женщины.— 2005, № 2.— С. 35–36.
  14. Sturdee D. W. Current hormone replacement therapy: what are the shortcomings? Advances in delivery // Int. J. Clin. Pract., 1999, 53(6): 468–472.




© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика