Логотип журнала "Провизор"








Актуально о ценах на лекарства

В проблеме доступности лекарственных средств краеугольным камнем является их экономическая доступность, то есть цена на медикаменты. Всеукраинская аптечная ассоциация и государственное предприятие «Украинский научно-исследовательский центр фармации» выступили организаторами информационно-консультативного семинара, посвященного проблеме ценообразования на лекарственные средства. В работе семинара приняли участие представители государственных регулирующих органов — Министерства здравоохранения Украины, Государственной инспекции по контролю за ценами, фармацевтической науки, общественных организаций фармацевтов.

Вступительное слово было предоставлено народному депутату Украины, председателю подкомитета по вопросам законодательного обеспечения развития фармации и осуществления фармацевтической деятельности Комитета ВР Украины по вопросам здравоохранения, охраны материнства и детства Михаилу Сятыне. Как законодательная, так и исполнительная ветви власти должны уделять достаточное внимание проблемам фармации. Проблемы отрасли занимали ключевое положение и на прошедшей 20 февраля 2003 г. итоговой коллегии Министерства здравоохранения Украины. В настоящее время разрабатывается Программа деятельности Правительства Украины, существует необходимость разработки Национальной программы обеспечения лекарствами. В национальной политике в сфере здравоохранения одно из первых мест должна занимать доступность лекарств, которую нельзя отождествлять только с ценой, доступность лекарств — это в первую очередь социальная проблема. Решить проблему цен на лекарственные средства одним росчерком, волей одного чиновника невозможно, этот путь нанесет существенный вред фармацевтической отрасли.

Еще одной проблемой является не совсем правильное, гипертрофированное, понимание принципа поддержки отечественного производителя. Вопрос выбора того или иного лекарственного препарата должен стать прерогативой врача и пациента. Министерство здравоохранения не должно быть и заказчиком, и потребителем лекарственных средств.

Докладчик призвал всех участников фармацевтического рынка вносить свои предложения в Верховную Раду Украины по совершенствованию законодательства Украины об обороте лекарственных средств.

С докладом «Перспективы государственного регулирования фармацевтической деятельности и цен на лекарственные средства» к присутствующим обратился Первый заместитель государственного секретаря МЗ Украины, председатель Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения Михаил Пасечник.

7 февраля 2003 г. Президентом Украины подписан Указ «О мерах по улучшению обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, а также повышению эффективности государственного регулирования в этой сфере»1, в соответствии с которым Кабинету Министров Украины поручено в срок до 1 июля 2003 г. утвердить государственную программу обеспечения населения лекарственными средствами с учетом соответствующих рекомендаций Всемирной организации здравоохранения. В настоящее время ведется разработка такой программы.

1 Провизор (Юридические аспекты фармации) № 4’2003, с. 2.

Указом также предусмотрено обновление Национального перечня основных (жизненно необходимых) лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Существующий в настоящее время в Украине перечень2 имеет ряд недостатков, в частности в него не включены изделия медицинского назначения. Национальный перечень должен быть ключевым вектором государственной политики в сфере фармации. По мнению докладчика необходимо ввести льготы в отношении ввозной пошлины на субстанции, из которых производятся лекарства, включенные в Национальный перечень, принять меры по оптимизации налогообложения соответствующих предприятий-производителей этих препаратов, внести изменения в законодательные акты в части снижения ставки налога на добавленную стоимость относительно оборудования, на котором производятся препараты Национального перечня, ввести механизм льготного кредитования предприятий-производителей соответствующих препаратов.

2 Национальный перечень основных (жизненно необходимых) лекарственных средств и изделий медицинского назначения утвержден постановлением КМУ от 16 ноября 2001 г. № 1482, Провизор (Юридические аспекты фармации), № 1’2002, с. 2-8.

Михаил Пасечник обратил внимание участников семинара на то, что Указом Президента от 7 февраля 2003 г. № 91/2003 предусмотрено введение системы государственной регистрации цен на лекарственные средства. Докладчиком изложены основные положения будущей системы регистрации цен на лекарства.

  1. Система регистрации будет носить смешанный характер, т. е. применяются как регулируемые, так и свободные цены. Государством регулируются цены только на лекарства, включенные в Национальный перечень.
  2. Механизм государственной регистрации цен не предполагает необоснованных ограничений уровня рентабельности предприятий, наоборот, учитывает все необходимые затраты на разработку, внедрение и продвижение препарата на рынок, обновление технологии и др.
  3. Предложенная система может применяться как в условиях медицинского страхования, так и до его введения.
  4. В процессе установления цен учитываются потребительские качества лекарственных препаратов (терапевтическая эффективность, безопасность и др.), их фармакоэкономический эффект и т. д.
  5. Регулирование цен осуществляется дифференцировано, в зависимости от того, является ли закупка государственной или негосударственной, лекарственные средства являются отечественными или импортными, генериками или принципиально новыми.

Как подчеркнул докладчик, Министерство здравоохранения Украины не заинтересовано в росте цен на лекарственные средства, более того, в настоящее время существует необходимость наложения моратория на проведение проверок и применение санкций за нарушений требований Постановления Кабинета Министров Украины от 16 ноября 2001 г. № 1499.

Функция государственной регистрации цен будет возложена, по всей видимости, на Государственную службу лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Министерством здравоохранения Украины подготовлен ряд нормативно-правовых актов, в частности подготовлен и согласован с соответствующими ведомствами перечень лекарственных средств, включающий около 200 препаратов, которые не производятся в Украине и которые должны быть освобождены от обложения ввозной пошлиной. Приказом Минздрава Украины № 62, принятым в феврале 2003 г., внесены изменения в Перечень изделий медицинского назначения, из него, например, исключены зубные пасты, гигиенические прокладки. В настоящее время данный приказ находится на государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины.

Обширный доклад представила участникам семинара известный специалист в области фармацевтического ценообразования, профессор Национального фармацевтического университета, доктор фармацевтических наук, кандидат экономических наук Алла Немченко. В докладе сделан подробный анализ нормативно-правовых актов и других документов, регулирующих вопросы формирования и применения цен на лекарственные средства. В частности, существенные изменения внесены в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий», внесены Законом Украины от 24 декабря 2002 г.3, изменено понятие «обычной цены», законодатель отказался от единства цен в налоговом учете.

3 Более подробный анализ Закона Украины от 24 декабря 2002 г. «О внесении изменений в Закон «О налогообложении прибыли предприятий» будет дан в ближайших номерах журнала.

В докладе обращается внимание на то, что при формировании цен на лекарственные препараты состав затрат должен формироваться с учетом Методических рекомендаций по формированию состава затрат и порядка их планирования в торговой деятельности, утвержденных приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции от 22 мая 2002 г. № 1454, хотя данный приказ не зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины.

4 ПРОВИЗОР (Юридические аспекты фармации), № 16'2002, с. 3-21.

Одним из недостатков национальной системы ценообразования является отсутствие единых методологических подходов, в частности к определению терминов, ввиду этого возникают разночтения в применении терминов «оптовая цена производителя», «первичная стоимость» и «таможенная стоимость»5. Так, в письме от 26 мая 2000 г. № 18-71/405 Министерство экономики указывает, что в действующем законодательстве отсутствует определение понятия «цена производителя», к которой применяется предельный размер торговой надбавки, а уже в письме от 19 апреля 2002 г. № 32/5-5/342 со ссылкой на Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы» предлагает считать оптовой ценой производителя первичную стоимость. Такое противоречие необходимо устранить путем внесения изменений в действующее законодательство по вопросам ценообразования.

5 Примером регионального нормотворчества в вопросе понимания «оптовой цены производителя» может быть распоряжение Донецкой областной государственной администрации от 5 июня 2002 г. № 253, зарегистрированное Донецким областным управлением юстиции 10 июня 2002 г. под № 79/964, которое определяет, что «оптовая цена производителя — это цена предприятия-производителя без учета надбавок и скидок, которые применяются в зависимости от конкретных условий договоров (контрактов)».

Совершенствование системы ценообразования должно осуществляться по следующим основным направлениям:

  • внедрение системы государственной регистрации оптовых цен на отечественные и импортные лекарственные средства;
  • проведение постоянного мониторинга системы цен и показателей доступности на основные лекарственные средства;
  • разработка и внедрение макроэкономических ценовых стратегий единых розничных цен на медикаменты.

Заместитель начальника Государственной инспекции по контролю за ценами Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Олег Чудный выступил с докладом «Государственный контроль за порядком формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения».

Государственная инспекция по контролю за ценами — это правительственный орган государственного управления, действующий в составе Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции. Нормативную основу в деятельности инспекции составляет комплекс законодательных актов, в частности Закон Украины от 3 декабря 1990 г. «О ценах и ценообразовании», ст. 13 которого определено, что государственный контроль за ценами осуществляется при установлении и применении государственных фиксированных и регулируемых цен и тарифов. При этом в сфере действия свободных цен контролируется правомерность их применения и соблюдение требований антимонопольного законодательства.

На органы государственной инспекции по контролю за ценами возложены организация и осуществление контрольно-надзорных функций, проведение мониторинга цен и тарифов (Положение о Государственной инспекции по контролю за ценами, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 13 декабря 2000 г. № 1819). По результатам проведенных инспекцией проверок в 2002 г. применено экономических санкций на 377 тыс. грн., административных взысканий в виде штрафов — на 40 тыс. грн. В структуре нарушений, выявленных проверками, удельный вес нарушений порядка формирования и применения цен на лекарства составляет около 43%. Данный факт говорит о недостатках в правовом регулировании. Проблемы вызывает применение Постановления Кабинета Министров Украины от 16 ноября 2001 г. № 1499 в части определения оптовой цены производителя. Соответствующие разъяснения давались письмами Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции, данные письма — это доведение информации специально уполномоченного органа по вопросам ценообразования. В докладе приведены статистические данные о результатах проверок формирования и применения цен на лекарственные средства в 2002 г. (таблица).

В выступлении Валентины Москаленко, Президента Всеукраинской аптечной ассоциации, были затронуты вопросы роли профессиональных общественных организаций в решении актуальных проблем деятельности аптечных учреждений. Отсутствие единого координирующего органа, появление новых проблем в деятельности аптечных учреждений диктуют необходимость объединения аптечных учреждений, повышают роль общественных организаций в защите профессиональных прав фармацевтов.

Таблица

Данные проверок порядка формирования и применения цен на отечественные и импортные лекарственные средства и изделия медицинского назначения за 2002 год

Наименование
областей
Количество проведенных проверок Выявлено нарушений Применено экономических санкций, грн. Наложено админ. штрафов
кол-во в % к проверенным всего в т. ч. штраф количество сумма, грн.
1. АР Крым 51 33 64,7 6933,00 4622,00 9 1020
1. Винницкая 92 24 26,1 6498,00 4332,00 16 1450
3. Волынская 115 15 13,0 588,00 392,00 12 1020
4. Днепропетровская 133 59 44,4 33294,70 22196,47 43 3655
5. Донецкая 111 57 51,4 18060,0 12040 25 2125
6. Житомирская 68 18 26,5 20660,31 13773,54 11 935
7. Закарпатская 76 20 26,3 1278,30 852,2 4 340
8. Запорожская 145 69 47,6 17001,00 11334 9 765
9. Ивано-Франковская 102 60 58,8 3396,09 2264,06 16 1360
10. Киевская 58 18 31,0 10107,00 6738,00 18 2295
11. Кировоградская 41 16 39,0 2303,19 1535,46 9 765
12. Луганская 66 43 65,2 19747.24 13164,83 21 1785
13. Львовская 181 136 75,1 16217,87 10811,91 44 3740
14. Николаевская 56 39 69,6 5364,00 3576,00 8 680
15. Одесская 88 71 80,7 63877,00 42584,67 70 111815
16. Полтавская 92 22 23,9 4494,81 2996,54 5 425
17. Ривненская 45 16 35,6 2400,00 1600,00 7 510
18. Сумская 36 14 38,9 2200,00 1466,67 6 510
19. Тернопольская 39 15 38,5 1291,02 860,68 6 510
20. Харьковская 260 98 37,7 78591,99 52394,66 10 799
21. Херсонская 80 34 42,5 12800,00 8533,33 3 255
22. Хмельницкая 75 25 33,3 6620,00 4413,33 11 935
23. Черкасская 50 10 20,0 3996,00 2664,00 7 680
24. Черновицкая 26 5 19,2 534,00 356,00 3 255
25. Черниговская 46 17 37,0 31416,51 20944,34 12 1020
26. г. Киев 70 14 20,0 4593,78 3062,52 7 425
27. г. Севастополь 21 10 47,6 3161,88 2107,92 1 85
Всего 2223 958 43,1 377425,69 251617,13 393 40159

Подготовил Олег Печеный





© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика