Логотип журнала "Провизор"








Актуально об охране труда

«Менеджмент охраны труда и безопасность фармацевтических предприятий» — таково название IV отраслевого научно-практического семинара по охране труда, состоявшегося 22-24 сентября в г. Киеве. Организаторами семинара выступили как представители фундаментальной науки — Государственный научный центр лекарственных средств (ГП ГНЦЛС, г. Харьков), Киевская медицинская академия последипломного образования им. П. Л. Шупика, так и отечественные предприятия-производители — фармацевтическая фирма «Дарница».

В работе семинара приняли участие специалисты Министерства труда и социальной политики Украины, Госнадзорохрантруда, Национального НИИ охраны труда, Комитета по вопросам гигиенического регламентирования МЗ Украины, Украинского НИИ пожарной безопасности, других научно-исследовательских учреждений, фармацевтических предприятий.

Открывая семинар, Сергей Дихтярев, заместитель директора ГНЦЛС, отметил необходимость его проведения, актуальность избранной тематики. Вопросы, предлагаемые вниманию участников семинара, сформулированы с учетом потребностей практических работников, специалистов по вопросам охраны труда и окружающей природной среды предприятий.

Необходимость обсуждения специалистами проблематики охраны труда и безопасности предприятий отрасли возникла в связи принятием новой редакции Закона Украины «Об охране труда» (в редакции Закона от 21 ноября 2002 г. «О внесении изменений в Закон Украины «Об охране труда»1), принятием Закона «Об объектах повышенной опасности», ряда постановлений Кабинета Министров Украины по безопасности производств, охране окружающей природной среды, а также в связи с гармонизацией законодательства Украины с нормативной базой Европейского Союза по данному вопросу.

Цель семинара — оказание практической помощи специалистам фармацевтических предприятий, выработка соответствующих методических рекомендаций.

Новым аспектам Закона Украины «Об охране труда» был посвящен доклад Виктора Каньшина, старшего научного сотрудника Национального НИИ охраны труда.

Закон Украины «Об охране труда», принятый 14 октября 1992 г., действовал 10 лет и, исчерпав свой ресурс, нуждался в существенных изменениях. После 1992 г. Верховной Радой Украины был принят ряд законодательных актов, регулирующих отношения в данной сфере, в частности, Законы «О пожарной безопасности», «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности», «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения». В связи с принятием Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые привели к утрате трудоспособности» возникла необходимость совершенствования механизма возмещения ущерба, причиненного работнику.

Новый Закон об охране труда, реализуя положение ст. 43 Конституции Украины о праве каждого на безопасные, надлежащие и здоровые условия труда, распространяет свое действие на всех лиц, использующих наемный труд, в том числе физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности. Докладчик остановился на основных новшествах данного Закона. В частности, к числу принципов государственной политики в сфере охраны труда внесена адаптация трудовых процессов к возможностям работника с учетом его здоровья и психологического состояния (этот принцип внесен по инициативе Министерства здравоохранения Украины).

Согласно ст. 5 Закона к выполнению работ повышенной опасности и требующих профессионального отбора допускаются лица при наличии заключения психофизиологической экспертизы. По данному вопросу ведется работа над совместным приказом Министерства здравоохранения и Госнадзорохрантруда, которым будет установлен порядок выдачи такого заключения. Конкретизированы некоторые положения, касающиеся прав работников на гарантии и компенсации за тяжелые и вредные условия труда. Так, в соответствии со ст. 7 Закона в период действия трудового договора работодатель обязан не позже чем за 2 месяца письменно информировать работника об изменениях производственных условий и размере соответствующих льгот и компенсаций.

Центрально-Черноземный Учебный Комбинат сотрудничает с крупными предприятиями г. Воронежа, Воронежской области, России в сфере подготовки кадров. Здесь готовят специалистов по следующим направлениям:
– Охрана труда обучение;
– Электробезопасность;
– Пожарная безопасность;
– Водители авто- и электропогрузчиков и др.
Изменения коснулись и организации охраны труда, на работодателя возложена обязанность создать на рабочем месте в каждом структурном подразделении соответствующие условия труда, обеспечить соблюдение требований законодательства о правах работников в сфере охраны труда. За нарушение данных требований работодатель несет персональную ответственность. В закон введена новая норма (ст. 14), устанавливающая обязанности работника по соблюдению требований охраны труда. В частности, работник обязан заботиться о собственной безопасности и здоровье, здоровье окружающих как во время выполнения каких-либо работ, так и в период пребывания на территории предприятия; проходить в установленном порядке предварительные и периодические медицинские осмотры; знать и выполнять требования нормативно-правовых актов по охране труда, правила обращения с машинами, механизмами, оборудованием, другими средствами производства, проходить в установленном порядке предварительные и периодические медицинские осмотры. Требования ст. 14 Закона в части обязанностей работника по охране труда должны быть конкретизированы в должностных инструкциях всех сотрудников предприятия.

Касаясь прохождения отдельными категориями работников обязательных медицинских осмотров, докладчик отметил, что финансирование и организация проведения медосмотров работников является обязанностью работодателя (ст. 17 Закона). По результатам периодических медосмотров работодатель обязан обеспечить проведение соответствующих оздоровительных мероприятий.

Закон об охране труда (ст. 19) устанавливает нормативы затрат предприятий всех форм собственности на финансирование мероприятий по охране руда — не менее 0, 5% от суммы реализованной продукции, а для бюджетных организаций затраты на охрану труда должны быть предусмотрены в соответствующем бюджете в сумме не менее 0,2% от фонда оплаты труда. Затраты на охрану труда, которые относятся к валовым расходам работодателя, определяются в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 27 июня 2003 г. № 9942.

Концепция управления охраной труда на предприятиях в новых экономических и правовых условиях — такой доклад представил участникам семинара Георгий Лесенко, старший научный сотрудник Национального НИИ охраны труда. Закон об охране труда возлагает осуществление государственного управления охраной труда на уровне государства — на Кабинет Министров Украины и Госнадзорохрантруда, на отраслевом уровне — на министерства и ведомства, на региональном уровне — на Совет Министров Автономной Республики Крым и местные государственные администрации.

Проблема адаптации предприятий Украины к международным стандартам достаточно актуальна, этой проблеме был посвящен доклад Владимира Коляды («Бюро Веритас Украина») «Системы управления безопасностью и охраной здоровья на предприятии в соответствии с международными стандартами OHSAS 18001», в редакции 1999 г. Данный стандарт определяет требования к системам управления промышленной безопасностью и охраной здоровья.

Владимир Нижник, младший научный сотрудник Украинского НИИ пожарной безопасности представил участникам семинара доклад, посвященный проблемам пожарной безопасности при строительстве (реконструкции) предприятий. Приказом Госстроя Украины от 3 декабря 2002 г. № 88 утверждены новые строительные нормы в данной области ДБН В.1.1-7-2002 «Пожарная безопасность объектов строительства», введенные в действие 1 мая 2003 г. Нормы распространяются на новое строительство, расширение, реконструкцию, переоснащение и реставрацию домов и помещений, включают 7 разделов и 6 приложений. Строительные нормы содержат требования к строительным материалам, строительным конструкциям. Докладчик изложил основные изменения в обновленных строительных нормах в сравнении с прежними союзными СНиПами.

Идентификация объектов повышенной опасности — с таким сообщением выступила Лариса Караванова, заведующая отраслевой лабораторией охраны труда ГНЦЛС. Закон от 18 января 2001 г. «Об объектах повышенной опасности» предполагает проведение идентификации объектов повышенной опасности. В докладе обращается внимание на разночтения в нормативно-правовых актах при определении таких понятий, как «авария», крупная авария», «опасное вещество», «вредное вещество» и др. Идентификация предполагает анализ всех веществ, используемых или хранящихся на предприятии, затем анализируется размещение структурных подразделений на предприятии на разных этажах в разных производствах. В случае, если расстояние между потенциально опасными объектами по административному признаку не достигает 500 метров, они считаются одним потенциально опасным объектом; в случае, если в состав потенциально опасного объекта по административному признаку входят участки, отделения, отдельные установки с опасными веществами, находящиеся на расстоянии более 500 метров друг от друга, они считаются отдельными потенциально опасными объектами (Порядок идентификации или учета объектов повышенной опасности, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 11 июля 2002 г. № 956).

Практически все фармацевтические предприятия имеют или используют объекты повышенной опасности, подлежащие идентификации, они обязаны подавать местным органам исполнительной власти декларации безопасности объекта повышенной опасности.

На семинаре прозвучал и ряд других докладов, состоялся обмен мнениями по данной проблеме.

А. Дашевский





© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика