|
Мировой фармацевтический рынок 2002IMS Health огласили результаты исследования мирового фармацевтического рынка. Год был достаточно хорошим. В 2002 г. объем рынка увеличился на 8% и оценивается сейчас в 400,5 млрд долл. США. Самым крупным рынком по-прежнему остается североамериканский. Сейчас он занимает более половины мирового. В 2002 г. рынок США рос самыми быстрыми темпами и достиг уровня 203,6 млрд долларов. Рост также наблюдался и на других рынках. Рынок же Латинской Америки, по сравнению с 2001 г. уменьшился на 10%. Графически изменения отражены на рисунке 1.
Фармацевтические компанииЛидером мирового фармацевтического рынка признана компания Pfizer с оборотом 28,3 млрд долларов. С небольшим отрывом следовала компания GlaxoSmithKline. Ее результат составил 28,2 млрд долларов. Однако после объединения Pfizer и Pharmacia разрыв, вероятно, станет более значительным. В таблице 1 представлен рейтинг 50 крупнейших мировых фармацевтических компаний по итогам 2002 г.
Таблица 1. Топ 50 мировых фармацевтических компаний по объему продаж рецептурных препаратов в 2002 г.
*Данные о продажах включают только лекарственные средства для человека. При этом не учитывались медицинские услуги, субстанции и химикаты, ветеринарные препараты и ОТС-препараты.
Опираясь на данные, приведенные в таблице 1, можно сделать следующие выводы: Географическое расположение компаний20 компаний находятся на территории США, 18 компаний в Европе (шесть в Германии, четыре в Швейцарии, две в Объединенном Королевстве, две во Франции, по одной в Бельгии, Голландии, Дании и Ирландии), 11 компаний в Японии и одна в Израиле. Интересно, что японские компании весьма широко представлены в рейтинге. Доля рынкаРынок довольно сильно фрагментирован только одна компания занимает долю рынка более 10%. (Pfizer и Pharmacia вместе занимают 10,1%). Так как Roche владеет частью Genentech, их общая доля составляет около 3,5% (у Roche есть шансы подняться на 9-ю позицию). Американские компании занимают 39,2% мирового фармацевтического рынка, европейские 33,3%, японские 7,8%. 50 крупнейших фармацевтических компаний вместе продали ЛС на сумму 323,1 млрд долларов США, что составляет 80,5% рынка. Биотехнологические компанииИз 50 компаний, представленных в рейтинге, только 5 биотехнологических. Но если учесть продажи биотехнологических продуктов, которые продвигают фармацевтические компании (по лицензии биотехнологических компаний), то они будут весьма внушительны. Лекарственные средстваЗаболеванияРассмотрим структуру заболеваний на примере самого крупного рынка США. Как и в 2001 году большинство визитов к доктору 77 млн., а это более 5% всех обращений к врачу в США было сделано по причине эссенциальной гипертензии (табл. 2). Количество острых респираторных заболеваний медленно снижается, в то время как посещения врача по поводу гиперлипидемии резко выросли. Общее количество посещений превысило 1,5 млрд. На десятку наиболее распространенных заболеваний приходится 18,3% всех посещений врача.
Таблица 2. Количество посещений врачей пациентами США и поставленные им диагнозы
Источник: IMS Health, National Disease Therapeutic Index
Лидеры продажВ отличие от 2001 г. первую строчку в рейтинге наиболее продаваемых лекарственных препаратов занял Lipitor компании Pfizer. Zocor, лидировавший в 2001 г., потерял 1 млрд и опустился на вторую позицию. Всего же десятка лидеров занимает 11% мирового фармацевтического рынка с суммарными продажами 42,1 млрд долларов. В таблице 3 приведены лидеры продаж.
Таблица 3. Топ 10 лекарственных препаратов по объемам продаж
Источник: Pharmaceutical Executive
Проанализировав таблицу 3, можно заключить:
Три из десяти препаратов предназначены для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, два препарата предназначены для лечения желудочно-кишечных заболеваний и три препарата применяются при лечении заболеваний центральной нервной системы. ДженерикиВ 80-90-е годы были привлечены значительные капиталы в биотехнологию и производство дженериков. Результат вложений не заставил себя ждать. Уже в 2002 г. 5 из новых топ 10 лекарственных средств были дженериками. Дженерики занимают довольно значительную долю рынка почти 40%. Рост назначения дженериков в 2002 г. составил 10% в сравнении с 2001 г. Например, в США сейчас их рынок составляет 15,3 млрд долл. 11,2% рецептов были выписаны на брендированные дженерики. Контрастно на этом фоне выглядят оригинальные препараты, выписка которых увеличилась всего на 1%. Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4. Выписка рецептов на различные типы препаратов*
* На примере рынка США. Источник: IMS Health, National Prescription Audit Plus
Продажи по фармацевтическим группам приведены в таблице 5.
Таблица 5. Топ 10 терапевтических групп по объему продаж в 2002 г.
Источник: IMS World Review 2003.
Исследования и разработкиОдной из основных статей инвестиций остается разработка новых препаратов. Как видно из рисунка 2, затраты на исследования и разработку постоянно растут, но в последние годы их рост замедлился. Крупнейшие фармацевтические компании тратят на этот вид деятельности 13-22% от своего оборота. В таблице 6 приведены 10 компаний-лидеров по затратам на исследования и разработку ЛС.
Таблица 6. Топ 10 компаний по затратам на исследования и разработку ЛС
Каналы сбытаЖелание снизить конечную стоимость ЛС и сделать для потребителей их покупку как можно менее хлопотной заставляет развивать такие каналы, как, например, продажи медикаментов по почте. Это наиболее быстро растущий сегмент розничного рынка (рис. 3).
* На примере США
Розничный сегмент (сети магазинов, частные аптеки, продуктовые магазины и др.) занимает 61,7% рынка рецептурных препаратов. И на аптечную сеть приходится около половины. Продажи через частные аптеки растут быстрее, чем через аптечную сеть 9,3% и 8,8% соответственно. Для сравнения: в 2000 году эти показатели составили 9% и 14% соответственно. Нерозничный сегмент становится более значимым. В его структуре клиники наиболее быстро растущий канал сбыта. Рост составил 18%, и они занимают 8,3% рынка. Для рецептурных препаратов розничный сегмент остается главным каналом сбыта. 88,7% всех прописанных лекарственных средств были проданы в розницу. Затраты на продвижениеПродвижение препаратов в условиях конкуренции требует от компаний увеличения ассигнований. Компании-лидеры по затратам на продвижение незначительно отличаются от десятки крупнейших компаний (табл. 7).
Таблица 7. Топ 10 компаний по объему затрат на продвижение препаратов
Источник: IMS Health, Integrated Promotional Service
На рисунке 4 представлена структура затрат фармацевтических компаний на продвижение ЛС.
Более половины средств идут на производство рекламных образцов ЛС. Затраты на образцы и посещение офисов и больниц выросли, в то время как затраты на прямую рекламу на потребителя и рекламу в журналах снизились. Фармацевтические компании значительно усилили свои полевые службы. Численность медицинских представителей достигла 85000. В таблице 8 представлены 5 компаний, лидирующих по количеству медицинских представителей.
Таблица 8. Топ 5 компаний по количеству медицинских представителей
Источник: Versipan
Затраты на рекламу в журналах для американской индустрии увеличились незначительно. ЗаключениеОпыт 2002 г. позволяет сделать вывод о том, что в 2003-2004 гг. для менеджмента фармацевтических компаний наиболее актуальными вопросами остаются следующие:
Рост полевых служб, наблюдавшийся в последние 10 лет, стабилизировался. Компании даже подумывают несколько уменьшить количество медицинских представителей. Правда, никто на это пока не решается, ожидая, что первый шаг сделают конкуренты. Снижение эффективности полевых служб требует от компаний принятия соответствующих мер. Возможно, нужно поменять тактику и переключиться с восприимчивых врачей на тех, кто таковым никогда не был? Альтернативные формы продаж могут приносить значительный доход. Хотя, например, продажа по почте никогда не сможет заменить традиционных каналов. Соответственно альтернативные формы распределения будут расти как дополнительные. И в заключение, западные аналитики, основываясь на объемах продаж, темпах роста, принимая во внимание слияние компаний и собственную интуицию, предположили, что в будущем году десятку лидеров составят:
Подготовил Сергей Обухов
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|