Логотип журнала "Провизор"








Фармацевтический рынок II квартал 2002 г. — III квартал 2002 г. Основные тенденции развития

Сергей Обухов, «Провизор»

В целях выявления основных тенденций развития украинского фармацевтического рынка во втором квартале 2002 г. и оценки его перспектив на третий квартал 2002 г. редакцией журнала «Провизор» было проведено очередное анкетирование ведущих специалистов фармацевтических компаний, играющих ключевую роль на фармацевтическом рынке Украины.

Общие условия ведения бизнеса

Согласно результатам опроса, представленным в таблице 1, эксперты оценивают ситуацию в Украине как стабильную. Существенных изменений во втором квартале отмечено не было. По прогнозам на третий квартал общие условия ведения бизнеса, а также условия в сфере производства и оптовой торговли останутся аналогичными предыдущему кварталу. При этом ни один респондент не ожидает изменений к лучшему в третьем квартале.

Таблица 1

Изменение общих условий ведения бизнеса

  II квартал 2002 г. (прогноз), % II квартал 2002 г., % III квартал 2002 г. (прогноз), %
В сфере розничной торговли Улучшились 0 10 0
Без изменений 77 70 80
Ухудшились 23 20 20
В сфере оптовой торговли Улучшились 0 0 0
Без изменений 69 60 70
Ухудшились 31 40 30
В сфере производства Улучшились 23 11 0
Без изменений 62 67 70
Ухудшились 15 22 30

Законодательная база

Результаты второго квартала подтвердили прогнозы экспертов. Большинство из них не отметило каких-либо кардинальных изменений в законодательной базе. Также респонденты практически единодушны в оценках перспектив на третий квартал.

Среди основных изменений было названо принятие приказа Министерства здравоохранения Украины от 21 мая 2002 г. № 181 «Про внесення змін і доповнень до Переліків лікарських засобів, зареєстрованих в Україні».

Таблица 2

Изменения в законодательной базе

  II квартал 2002 г. (прогноз), % II квартал 2002 г., % III квартал 2002 г. (прогноз), %
В сфере розничной торговли Позитивные 8 18 10
Без изменений 69 46 60
Негативные 23 36 30
В сфере оптовой торговли Позитивные 0 0 0
Без изменений 77 73 90
Негативные 23 27 10
В сфере производства Позитивные 0 0 0
Без изменений 83 100 90
Негативные 17 0 10

Инвестиционная активность

Эксперты достаточно точно оценили инвестиционную активность представительств иностранных компаний и оптового звена. Активность операторов осталась на уровне первого квартала. Эта же тенденция сохранится и в третьем квартале. Отечественные предприятия вынуждены постепенно внедрять стандарты GMP, что требует финансовых вложений. С другой стороны, иностранные представительства продолжают экспансию на украинском рынке. Этому способствует стабильность национальной валюты, рост доходов населения (по данным Государственного комитета статистики Украины за январь–июнь доходы населения выросли на 18,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) и увеличение финансирования медицинской отрасли (объем финансирования на 2002 г. составляет 6,4 млрд грн., что на 23% больше, чем 2001 г.) [1]. Инфляция в первом полугодии была отрицательная и составила -5,8%. Оценка инвестиционной активности операторов рынка представлена в таблице 3.

Таблица 3

Инвестиционная активность операторов рынка

  II квартал 2002 г. (прогноз), % II квартал 2002 г., % III квартал 2002 г. (прогноз), %
Инвестиционная активность зарубежных представительств Увеличение 18 9 20
Без изменений 64 73 70
Уменьшение 18 18 10
Инвестиционная активность отечественных производителей Увеличение 64 27 30
Без изменений 36 55 50
Уменьшение 0 18 20
Инвестиционная активность оптовиков Увеличение 18 18 20
Без изменений 64 64 70
Уменьшение 18 18 10

Объем рынка лекарственных средств

Как показали результаты текущего опроса, прогноз экспертов относительно роста общего объема рынка лекарственных средств, а также производства и импорта лекарственных средств на второй квартал был несколько завышен. Респондентами была отмечена относительная стабильность во втором квартале по сравнению с первым. Прогнозы на третий квартал сдержанно оптимистичны, что, возможно, объясняется сезонным ростом спроса на лекарственные препараты.

Результаты, отражающие оценки экспертов, представлены в таблицах 4, 5.

Таблица 4

Изменение объема рынка лекарственных средств

  II квартал 2002 г. (прогноз), % II квартал 2002 г., % III квартал 2002 г. (прогноз), %
Общий объем рынка лекарственных средств Увеличение 23 9 40
Без изменений 54 64 40
Уменьшение 23 27 20

Таблица 5

Изменения объемов производства и импорта лекарственных средств

  II квартал 2002 г. (прогноз), % II квартал 2002 г., % III квартал 2002 г. (прогноз), %
Объем производства лекарственных средств Увеличение 23 9 40
Без изменений 46 64 40
Уменьшение 31 27 20
Объем импорта лекарственных средств Увеличение 39 0 30
Без изменений 46 64 40
Уменьшение 15 36 30

Цены

Экспертами достаточно точно были спрогнозированы изменения цен во втором квартале. Большинство склонно ко мнению, что цены остались прежними.

Колебания курса евро к доллару США создали почву для повышения цен на некоторые лекарственные препараты, что и было отмечено респондентами (таблица 6). Рост цен был отмечен только на лекарственные средства зарубежного производства. Изменения цен в третьем квартале, согласно ответам респондентов, ожидать не приходится.

Таблица 6

Изменение цен на лекарственные препараты

  II квартал 2002 г. (прогноз), % II квартал 2002 г., % III квартал 2002 г. (прогноз), %
Цены на лекарственные препараты отечественного производства Увеличение 31 36 40
Без изменений 46 46 50
Уменьшение 23 18 10
Цены на лекарственные препараты зарубежного производства Увеличение 15 55 40
Без изменений 85 45 60
Уменьшение 0 0 0
Оптовые цены Увеличение 31 46 30
Без изменений 38 36 70
Уменьшение 31 18 0
Розничные цены Увеличение 23 36 30
Без изменений 54 55 70
Уменьшение 23 9 0

Маркетинг

Затраты на рекламу и маркетинг остались прежними. Традиционно в первом и четвертом квартале продажи лекарственных средств самые большие. Соответственно и рекламная активность в эти периоды выше. Во втором же квартале затраты несколько меньше, а в третьем, согласно прогнозам, затраты возрастут. Результаты опроса респондентов представлены в таблице 7.

Таблица 7

Изменение затрат на рекламу и маркетинг

  II квартал 2002 г. (прогноз), % II квартал 2002 г., % III квартал 2002 г. (прогноз), %
Затраты на рекламу и маркетинг Увеличение 46 18 64
Без изменений 31 46 27
Уменьшение 23 36 9

Продажи лекарственных средств

Во втором квартале было отмечено снижение объемов продаж как отечественных, так и зарубежных лекарственных средств (таблица 8). Эксперты ожидают увеличение объемов продаж отечественных лекарственных препаратов в третьем квартале текущего года. Прогноз продаж импортных лекарственных средств менее однозначен. Скорее всего, их продажи останутся без изменений.

Таблица 8

Изменения объемов продаж отечественных и зарубежных лекарственных средств

    II квартал 2002 г. (прогноз), % II квартал 2002 г., % III квартал 2002 г. (прогноз), %
Отечественные лекарственные средства Увеличение 31 18 64
Без изменений 31 27 18
Уменьшение 38 55 18
Зарубежные лекарственные средства Увеличение 46 9 36
Без изменений 39 36 46
Уменьшение 15 55 18

Ни один из экспертов не отметил увеличения продаж рецептурных лекарственных средств во втором квартале (таблица 9). Большинство считает, что продажи не изменились. Также довольно большое число ответивших указали на уменьшение продаж рецептурных препаратов. Связывают это с тем, что в летние месяцы значительно уменьшаются закупки больницами лекарственных средств в рамках тендерных торгов. Также снизились объемы продаж безрецептурных лекарственных средств, но в третьем квартале их продажи должны вырасти.

Таблица 9

Изменения объемов продаж рецептурных и безрецептурных лекарственных средств

  II квартал 2002 г. (прогноз), % II квартал 2002 г., % III квартал 2002 г. (прогноз), %
Рецептурные (PD) лекарственные средства Увеличение 25 0 18
Без изменений 50 55 36
Уменьшение 25 45 46
Безрецептурные (ОТС) лекарственные средства Увеличение 33 18 55
Без изменений 50 27 36
Уменьшение 17 55 9

Большинство ответивших склоняется ко мнению, что продажи оригинальных лекарственных препаратов останутся на прежнем уровне или даже уменьшатся, а продажи дженериков будут расти, хотя и меньшими темпами (таблица 10).

Таблица 10

Изменения объемов продаж оригинальных лекарственных средств и дженериков

  II квартал 2002 г. (прогноз), % II квартал 2002 г., % III квартал 2002 г. (прогноз), %
Оригинальные лекарственные средства Увеличение 39 10 36
Без изменений 46 45 46
Уменьшение 15 45 18
Дженерики Увеличение 54 18 45
Без изменений 38 46 45
Уменьшение 8 36 10

Изменения объемов продаж лекарственных средств, оплаченных населением и оплаченных организациями, представлены в таблице 11.

Таблица 11

Изменения объемов продаж лекарственных средств, оплаченных населением и оплаченных организациями

  II квартал 2002 г. (прогноз), % II квартал 2002 г., % III квартал 2002 г. (прогноз), %
Лекарственные средства, оплаченные населением Увеличение 27 0 46
Без изменений 55 36 36
Уменьшение 18 64 18
Лекарственные средства, оплаченные организациями Увеличение 55 9 36
Без изменений 27 55 36
Уменьшение 18 36 28

Конкуренция, стабильная экономическая ситуация и, как следствие, более гибкая политика цен операторов фармацевтического рынка нашли отражение в результатах исследования — уменьшается количество лекарственных средств, отпускаемых с предоплатой, и увеличивается — с отсрочкой платежа (таблица 12).

Таблица 12

Изменения объемов лекарственных средств, отпускаемых по предоплате и с отсрочкой платежа

  II квартал 2002 г. (прогноз), % II квартал 2002 г., % III квартал 2002 г. (прогноз), %
Лекарственные средства, отпускаемые по предоплате Увеличение 31 9 18
Без изменений 38 36 55
Уменьшение 31 55 27
Лекарственные средства, отпускаемые с отсрочкой платежа Увеличение 39 36 36
Без изменений 46 64 36
Уменьшение 15 0 28

Задолженность бюджета

Пока нельзя сказать, что задолженность бюджета перед аптечными учреждениями наконец-то начала уменьшаться — для аптек денег по-прежнему нет. Ситуация остается неизменной (таблица 13). Также никаких значительных изменений в этом вопросе эксперты не ожидают и в третьем квартале.

Таблица 13

Изменение задолженности бюджета аптечным учреждениям

  II квартал 2002 г. (прогноз), % II квартал 2002 г., % III квартал 2002 г. (прогноз), %
Просроченная задолженность бюджета аптечным учреждениям Увеличение 28 40 40
Без изменений 36 60 50
Уменьшение 36 0 10

Спрос на некоторые группы лекарственных средств

На рисунках 1–4 приведены данные о спросе на некоторые группы лекарственных средств.

Респонденты определяли группы лекарственных средств по четырем категориям: наибольший спрос, наименьший спрос, стабильный спрос и неудовлетворенный спрос. Причем каждая группа могла быть причислена сразу к двум категориям (например, лекарственные средства, пользующиеся стабильным и наибольшим спросом или наименьшим и неудовлетворенным). Взаимоисключающими являются только категории наибольшего и наименьшего спроса, т. е. нельзя отнести группу товаров одновременно к пользующейся наибольшим и наименьшим спросом.

На рисунках 1–4 процент респондентов, отнесших группу лекарственных препаратов к той или иной категории, отложен по вертикальной оси.

Согласно опросу во втором квартале наибольшим спросом пользовались антигистаминные препараты (отметили 69% ответивших), гастроэнтерологические (54%), антибиотики (38%). А в третьем квартале, по оценкам экспертов, наибольшим спросом будут пользоваться противогрибковые (62%), сердечно-сосудистые (54%) и гастроэнтерологические (54%). Ответы экспертов представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Категория «наибольший спрос»

Наименьшим спросом, согласно результатам опроса, пользовались противовирусные (33%), противопростудные (33%) и бронхолегочные (33%). В третьем квартале к категории «наименьший спрос» были отнесены бронхолегочные (67%), витамины (67%), противовирусные (58%). Результаты отражены на рис. 2.

Рис. 2. Категория «наименьший спрос»

Стабильным спросом пользовались во втором квартале седативные (67%), контрацептивы (67%) и гомеопатические (58%). Эти же группы препаратов, а также гормоны, анальгетики и НПВС были отнесены к категории «стабильного спроса». Оценка экспертов представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Категория «стабильный спрос»

Противоопухолевые и биологически активные добавки возглавляют список категории «неудовлетворенный спрос». Ситуация, согласно прогнозам, не изменится и в следующем квартале (рис. 4).

Рис. 4. Категория «неудовлетворенный спрос»

В заключение можно сказать, что значительных изменений не было практически ни по одному показателю фармацевтического рынка. Складывается впечатление, что рынок замер в ожидании нового сезона, во время которого компании активизируют свои усилия по продвижению.

В состав экспертного совета вошли представители следующих компаний:

GlaxoSmithKline, АО «Галычфарм», Закарпатское ОПО «Фармация», ОАО «Луганский ХФЗ», ОАО «ХФЗ «Красная Звезда», ООО «ФРА-М», ООО РК «Крым-Фармация», СП ООО «Гедеон Рихтер-Укрфарм», ЧФ «Мегаполис»

Литература

  1. Кривенок В. Расширенная коллегия МЗ обсудила итоги полугодия // Провизор.— 2002.— № 15.— С. 20.




© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика