Логотип журнала "Провизор"








Вести с «фармацевтической» коллегии Минздрава

21 декабря 2001 г. состоялась расширенная коллегия Министерства здравоохранения Украины «Состояние и перспективы развития фармацевтической промышленности в Украине». В коллегии, помимо руководства Министерства и Государственного департамента по контролю за качеством, безопасностью и производством лекарственных средств и изделий медицинского назначения, приняли участие вице-премьер-министр Украины Владимир Семиноженко, Председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения, материнства и детства Виталий Черненко, Президент Академии медицинских наук Украины Александр Возианов, народные депутаты Украины, ответственные работники Администрации Президента, Кабинета Министров, Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции, НАН и АМН Украины

На коллегию впервые приглашены заместители председателей областных государственных администраций, ответственные за данный круг вопросов, руководители областных управлений здравоохранения, медицинских и фармацевтических учебных и научных учреждений, предприятий, профессиональных ассоциаций и объединений, деловых кругов.

Открыл расширенное заседание коллегии министр здравоохранения Украины Виталий Москаленко.

С приветственным выступлением к собравшимся обратился вице-премьер-министр Украины Владимир Семиноженко.

Вопросам здравоохранения и фармацевтической сферы уделяется значительное внимание со стороны государственных органов. В июне 2001 г. проблемам лекарственного обеспечения населения Украины был посвящен День Правительства в Верховной Раде Украины. Во исполнение решения парламента Постановлением Кабинета Министров Украины от 16 ноября 2001 г.

№ 1482 утвержден Национальный перечень основных (жизненно необходимых) лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Данным постановлением в Украине в соответствии с общепринятой мировой практикой вводится механизм государственного регулирования цен на лекарственные средства. Эта мера дает дополнительный стимул, предоставляя возможность на сэкономленные средства населения и учреждений здравоохранения приобретать необходимые лекарства.

20 декабря с.г. Верховной Радой принят в третьем чтении Закон Украины «О Государственном бюджете на 2002 год», в котором заложено на 1 млрд грн. больше ассигнований на здравоохранение, чем в бюджете текущего года. Докладчик очертил круг основных проблем, стоящих перед отраслью, одной из которых является недостаточное государственное обеспечение (в особенности финансирование) научных исследований в данной сфере. Следующей проблемой является недостаточная обеспеченность отечественной промышленности фармацевтическим сырьем (субстанциями), количество импортных субстанций в Украине, по мнению Владимира Семиноженко, чрезмерно. Многие виды субстанций могут производиться в Украине.

Важным является социальный аспект принимаемых в сфере здравоохранения решений. По итогам коллегии должен быть принят социально-ориентированный документ.

С обширным докладом, одноименным теме коллегии, выступил заместитель государственного секретаря Министерства здравоохранения Украины, председатель Государственного департамента по контролю за качеством, безопасностью и производством лекарственных средств и изделий медицинского назначения Александр Коротко.

Фармацевтическая сфера Украины сегодня — это сформировавшаяся структура, имеющая все составляющие, необходимые для самореализации. Основой ее является динамично развивающееся отечественное производство лекарственных средств, включающее 160 предприятий. Удельный вес отрасли в общих объемах промышленного производства Украины увеличился с 0,9% в начале 2000 г. до 1,1% в настоящее время.

Однако социальная значимость отечественного производства лекарств значительно превышает экономическую, поскольку определяется не местом отрасли в промышленности страны, а ее необходимостью для обеспечения жизнедеятельности населения, экономической независимости и национальной безопасности.

Ведущими фармацевтическими центрами остаются Киев (18%), Харьков (13%), Львовская область (9%), Донецкая область (7%).

Фармацевтическая отрасль имеет разветвленную торговую сеть, оптовое звено которой насчитывает около 1600 субъектов различных форм собственности, розничное — около 17 000 аптек, аптечных киосков и пунктов. 66% отечественной фармацевтической продукции приходится на долю «титульных» производителей — АО «Фармацевтическая фирма «Дарница», АО «Киевмедпрепарат», АО «Фармак», АО «Фармацевтическая фирма «Здоровье», АО «Борщаговский ХФЗ», АОЗТ «Индар». Предприятия государственной акционерной компании «Укрмедпром» производят около 14% продукции отрасли.

За 11 месяцев текущего года объем фармацевтического производства в фактических ценах достиг почти 1,6 млрд грн., что на 20% больше соответствующего периода минувшего года. До конца текущего года ожидается увеличение внутреннего рынка фармацевтической промышленности до 3,5 млрд грн., в минувшем году этот показатель составил 2,6 млрд грн.

Общая численность зарегистрированных в Украине препаратов превысила 7300 наименований.

По номенклатуре отечественные препараты занимают 36% рынка, импортные — 64% ассортиментных позиций, среди них преобладают препараты-генерики, поступающие в различных лекарственных формах из 60 стран мира.

Фармацевтические субстанции в Украине производят 49 зарегистрированных субъектов предпринимательской деятельности. В структуре производимых субстанций 76 наименований синтетического происхождения, а 82 — натурального, среди них растительного — 64 наименования, животного — 11, микробиологического — 4, биотехнологического — 2, минерального — 1 субстанция. Субстанции отечественного производства составляют лишь 30% от общего количества, все остальные импортируются из Китая, Германии, Индии, России и США.

В текущем году предприятиями отрасли освоен выпуск 35 лекарственных препаратов, в разработке находится еще 19, преимущественно это генерики, которые значительно дешевле импортных аналогов. К сожалению, практически отсутствуют оригинальные препараты, для их создания не имеется ни финансовых, ни технологических возможностей.

Серьезной проблемой является учет интересов потребителей лекарств, в период становления отечественной фарминдустрии этот фактор практически не учитывался, темпы роста цен на лекарства превышали темпы роста доходов потребителей; при этом бюджет не мог и сейчас не может полностью удовлетворить потребности населения в лекарственных средствах. Приобретение лекарств за собственные средства пациентов стало обычной практикой, и сегодня это наиболее острая проблема. Значительная часть граждан в настоящее время не может позволить себе приобретение жизненно необходимых препаратов. Рынок лекарств в Украине в полной мере насыщен, но проблема дефицита трансформировалась в проблему доступности качественных, безопасных и эффективных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. Особенностью фармацевтического рынка Украины является то, что спрос на его продукцию связан лишь с крайней необходимостью потребителя расходовать денежные средства на покупку лекарств. То есть на очереди изменение условий функционирования рынка, во главу угла должны быть поставлены интересы потребителя, интересы пациента.

Важнейшим событием, имеющим стратегическое значение для отрасли, стал приказ Министерства здравоохранения Украины от 14 декабря 2001 г. «Про затвердження Настанови 42-01-2001 «Лікарські засоби. Належна Виробнича Практика», введение которой предусмотрено с начала будущего года. Таким образом, Украина впервые получила документ, по которому в практической плоскости осуществляется перераспределение ответственности за качество продукции, поступающей на рынок. Хозяйствующие субъекты, и это требование соответствует мировым нормам, ответственны за обеспечение качества путем создания внутренних стандартов и систем. Государство будет нести ответственность за оценку функционирования этих систем и тем самым предотвращать возможность попадания на рынок фармацевтической продукции ненадлежащего качества.

По расчетам экспертов ЕС уже сегодня отечественная фармацевтическая промышленность готова к введению стандартов Надлежащей производственной практики (GMP) на 25–30%.

Существенная проблема фармацевтической отрасли — производство препаратов крови, которая является стратегическим ресурсом любого государства. Если ранее кровь была продукцией, которую необходимо было собирать и сохранять, то теперь кровь является сырьем, из которого изготавливают препараты крови, с необходимостью использования оборудования, производственных мощностей, соблюдения требований контроля качества лекарственных средств. Из числа занимающихся данным видом деятельности станций переливания крови ни одна не зарегистрировала препараты крови как лекарственные средства, не имеет фармакопейных статей на производителя, утвержденных в соответствии с действующим законодательством.

Касаясь вопроса качества продаваемых в аптечной сети лекарств, докладчик подчеркнул проблему качества препаратов, изготавливаемых в условиях аптеки, в первую очередь производства стерильных лекарственных форм для парентерального введения. Качество лекарственных средств аптечного производства не отвечает элементарным требованиям нормативной документации, что может причинить существенный вред пациентам. Инфузионные, инъекционные рас

творы являются критическими лекарственными средствами, поэтому их выпуск возможен лишь в условиях промышленного производства. Изготовление стерильных парентеральных лекарственных средств в условиях аптеки необходимо запретить.

В заключение доклада Александр Коротко отметил, что проведенный анализ состояния и перспектив развития фармацевтической промышленности дает основания для оптимистических прогнозов. Неопровержимой является тенденция к увеличению объемов отечественного производства, насыщения лекарствами внутреннего рынка.

Объем ближайших задач работы Министерства здравоохранения и Государственного департамента по контролю за качеством, безопасностью и производством лекарственных средств и изделий медицинского назначения немал. Так, в сфере законотворчества необходимо ускорить разработку и представление на рассмотрение парламента Украины проекта новой редакции Закона Украины «О лекарственных средствах», проектов Законов Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О едином таможенном тарифе», «О внесении изменений в Закон Украины «Об обороте в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров» и др.

Отдельных научных и прикладных аспектов деятельности фармацевтической отрасли коснулись в своих выступлениях Филя Жебровская, генеральный директор ОАО «Фармак», Сергей Андронати, директор Физико-химического института НАН Украины, Людмила Безпалько, директор научно-производственного центра «Борщаговский химико-фармацевтический завод», Виктор Георгиевский, директор Государственного научного центра лекарственных средств, Валерий Печаев, президент Украинской организации работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины и другие участники заседания.

Ольга Сельникова, директор Государственного предприятия «Центр иммунобиологических препаратов», директор Института эпидемиологии и инфекционных заболеваний им. Л. В. Громашевского АМН Украины, коснулась в своем выступлении проблем, связанных с производством и обращением иммунобиологических препаратов. Высокая социальная значимость иммунобиологических препаратов, в частности вакцин, особенности календаря прививок выносят вопросы их оборота на уровень безопасности государства.

На сегодняшний день в Украине зарегистрировано 257 иммунобиологических препаратов, из них 109 отечественного производства.

Региональным аспектам деятельности в сфере фармации было посвящено выступление заместителя главы Луганской облгосадминистрации Владимира Иванова. В системе лекарственного обеспечения сельского и городского населения, жителей шахтерских поселков значительная роль отведена аптечной сети.

В Луганской области сохранена коммунальная аптечная сеть, представленная Луганским областным коммунальным производственным предприятием (ЛОКПП) «Фармация». По мнению Владимира Иванова введение механизма ценообразования на лекарственные средства, предусмотренного Постановлением Кабинета Министров Украины, приведен к снижению рентабельности в сети коммунальных аптек с 17,6% до 6%. Не повлечет ли это закрытия аптечной сети в сельской местности, «сворачивания» ФАПов, тем более необходимо иметь в виду, что негосударственные фармацевтические фирмы в селах и поселках имеют всего лишь 3% аптечных пунктов и аптечных киосков.

Государственная политика в отрасли должна иметь социальную направленность, ведь если в промышленности средняя зарплата составляет 590 грн., то в аптечной сети только 180–200 грн. Не приведет ли введение предельных торговых наценок и нового механизма ценообразования к еще большему разрыву и усилит социальную незащищенность аптечных работников?

Итоги расширенной коллегии подвел Владимир Семиноженко, отметив, что решением, принимаемым по итогам коллегии, рассмотрение поднятых вопросов не заканчивается, а только начинается.

Подготовил Олег Печеный





© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика