Логотип журнала "Провизор"








«Артериальная гипертензия» в Харькове прогрессирует,
но в данном случае это только радует

22–23 марта 2001 г. в Харькове состоялась V научно-практическая конференция по артериальной гипертензии (АГ), на сей раз носившая название «Артериальная гипертензия и ишемическая болезнь сердца: пути решений». Эти конференции, ежегодно проводимые кафедрой терапии ХМАПО и ЦКБ №5, с каждым разом привлекают все больший интерес медицинской общественности благодаря умелой работе их организаторов. Последним, и прежде всего «душе» этого дела проф. И. Г. Березнякову, удается собрать отличных докладчиков (знающих, что хотят услышать практические врачи, и умеющих доступно донести информацию) не только со всей Украины, но и из-за рубежа.

V конференция стала действительно международной: кроме традиционно приезжающего к нам и уже полюбившегося харьковчанам проф. Давида Александровича Яхонтова (Новосибирск), в ней участвовали «варяжские гости» — проф. П. Нильссон (Мальме) и К. Форссен (Гетеборг).

Постоянные посетители конференций по АГ могут засвидетельствовать их заметный прогресс, сравнив конференцию 2001 г. с предшественницами. Есть и другой образец для сравнения: профессор Березняков ежегодно с таким же энтузиазмом и мастерством проводит в Харькове еще и конференции по клинической антибиотикотерапии. Так вот, в этом году, пожалуй, впервые конференция по АГ превзошла свою АБТ-сестру по многим показателям, и количественным, и качественным. А вот как она смотрелась на фоне прошлогодней конференции «Лечение АГ: чем, как, почему?», 30 марта 2000 г.:

  • 2 полных рабочих дня против 1 неполного;
  • более 20 полноценных докладов против 10 (из последних половину составили тогда не всегда удачные выступления представителей фирм);
  • к докладчикам из Киева, Донецка и Новосибирска добавились профессора из Днепропетровска, Винницы и уже упомянутые шведы;
  • более широкий спектр местных докладчиков: от академика до аспирантки;
  • более полный охват проблем, связанных с лечением АГ;
  • более комфортабельные условия для нескольких сотен участников и выставки: просторный зал и фойе ДК железнодорожников намного удобнее, чем тесные помещения и проходы ЦКБ № 5; заметно улучшилась демонстрационная техника.

На выставке, кроме традиционных лотков с медицинской литературой и периодикой и двух стендов с кардиологической аппаратурой, работали стенды производителей лекарственных средств: «Мерк, Шарп и Доум», где выделялись тематические для конференции препараты Ренитек (эналаприла малеат) и Зокор (симвастатин); «Санофи-Синтелабо» — Фраксипарин (надропарин кальция), Апровель (ирбесартан); «Авентис» — Клексан (эноксапарин); «Лечива» — Диакордин (дилтиазема гидрохлорид); «Киевмедпрепарат» — Гепарин-КМП, Ловастатин-КМП; «Рихард Биттнер» — Пумпан.

Хочется подчеркнуть, что в программе конференции фирмы-спонсоры были обозначены умышленно безымянными, а их представители отказались от запланированных выступлений, передав свое оплаченное право профессорам. Несколько слов сказала лишь представитель оптовой фирмы «БаДМ, Лтд.» В. А. Орлова, реализующей в Украине препараты MSD, по ее словам, по оптовым же ценам.

Конференция проходила в плотном темпе и в подчеркнуто рабочей обстановке — на столе в президиуме оба дня вместо цветов горела лампа с оранжевым абажуром. Председательствовавшие умело поддерживали напряжение, сурово напоминая о регламенте докладчикам-златоустам, хотя и жаль было прерывать интересные выступления, которые можно было бы слушать еще долго.

Попытаемся сделать «гипертензивным» и рассказ о содержании докладов, которые, конечно, невозможно даже перечислить полностью в рамках небольшой заметки.

Открыла конференцию академик Л. Т. Малая докладом «Лечение хронической сердечной недостаточности у больных ишемической болезнью сердца». Патогенез ХСН — синдрома, которым кончаются все заболевания сердца — до сих пор еще не ясен. Тем не менее, в лечении используются многие группы препаратов, о которых говорила Любовь Трофимовна, но говорила по-разному. Так, из группы ИАПФ она выделила в качестве лучшего ренитек, у которого в последнее время обнаружен, по ее словам, ряд преимуществ — нефропротекторный, дезагрегантный, гипогликемический эффекты, блокада пролиферации соединительной ткани и т. д. А вот антагонисты рецепторов ангиотензина-2, как оказалось, не имеют особых преимуществ, и потому не нашли широкого применения. Вечная ценность для кардиологии — дигиталис, который никогда не выйдет из употребления, хоть сейчас он «заслонен» рекламой ИАПФ. Будущее терапии не только ХСН — ингибиторы эндотелина-1. Это не преувеличение: блестящими исследованиями последних лет доказано, что функция эндотелия имеет отношение к очень многим болезням человека. Настоящих ингибиторов еще нет, но скорое их появление откроет новую эру в терапии.

В заключение Л. Т. Малая похвалила фирмы «Мерк, Шарп и Доум» и «Санофи-Синтелабо» за грамотную кадровую политику — прекрасный подбор представителей в Харькове, организаторов конференции, докладчиков и даже слушателей — за многочисленность и высокую культуру восприятия информации.

Среди других выступлений можно выделить группы тем, наиболее часто затрагивавшиеся на конференции. Первая — лечение АГ в период острых и неотложных состояний и после них. Проф. В. В. Никонов (Харьков, «Острая сердечная недостаточность: подходы к лечению») подошел к теме скорее как реаниматолог, рассмотрев методы лекарственной коррекции шока (улучшение сократительной функции миокарда, восполнение объема циркулирующей крови) и восстановления микроциркуляции. Проф. А. Э. Багрий (Донецк, «Стратегические подходы к ведению АГ на различных стадиях острого инфаркта миокарда») подчеркнул, что высокое артериальное давление (АД) у больных инфарктом миокарда (ИМ) не позволяет применять тромболитическую терапию из-за риска мозговых кровотечений, и потому такие гипертензивные состояния являются экстренными и требуют антигипертензивной терапии (АГТ).

Проф. Е. Н. Амосова (Киев, «Ведение больных, перенесших ИМ») отметила, что таких больных, нуждающихся во вторичной профилактике повторного ИМ, стало больше. В мире распространена так называемая «стратегия АБС» (аспирин, b-адреноблокаторы, статины). Аспирин, профилактический эффект которого был случайно обнаружен еще в 50-е гг. одним зарубежным отоларингологом, прочно вошел в кардиологию лет через 30 и стал «золотым стандартом». Однако нельзя забывать, что 10–15% больных резистентны к аспирину, а его длительный прием перед повторным ИМ, снижая риск наступления последнего, ухудшает исход. Из других антиагрегантов Екатерина Николаевна отметила новый селективный ингибитор циклооксигеназы — трифлюзан. Статины, по словам Е. Н. Амосовой,— эффективное средство ранней агрессивной гиполипидемической терапии после ИМ; доказано, что они не только препятствуют развитию атеросклероза, но благоприятно воздействуют на функцию эндотелия, тромбоциты, фибринолиз.

Проф. Е. А. Коваль (Днепропетровск, «Современные подходы к лечению острых коронарных синдромов: идеал и реальность») продемонстрировала в своем докладе любопытный подход к терапии ОКС: «У нас — заповедник ренитека; 85% больных получают его с 1-х суток». Статины, правда, еще не так распространены (9%), но их ранняя интродукция (т. е. до выписки из стационара) очень важна. Под статинами Екатерина Акиндиновна понимает исключительно другой, в полном смысле «золотой стандарт» MSD — зокор; украинского ловастатина-КМП, по ее словам, нагружающего печень, надо вдвое больше, да и его действие через нелипидные механизмы пока не доказано.

Интересно, что о статинах говорила и проф. О. А. Яковлева (Винница, «Оптимизация АГТ статинами»), но по ее результатам как раз ловастатин-КМП помогал возвращаться с «лестницы на Голгофу» (уровней гиперхолестеринемии) именно украинским больным, не прекращающим и курить, и пить.

Кстати, на курении и других факторах риска был сделан акцент в докладе проф. Петера Нильссона «Современные принципы АГТ». Он говорил не столько о принципах собственно терапии (в Швеции стандартной считается комбинация диуретиков и b-блокаторов), сколько о необходимости изменения стиля жизни, особенно молодежи. Именно этим П. Нильссон объяснял тот факт, что со временем АД в Швеции удается контролировать все эффективнее; конечно, помогает и то, что врачи стали лучше лечить, лучшими медикаментами, но возросшие образованность и комплайентность пациентов, сегодня легче убеждаемых, что надо лечиться и измерять АД каждый день, столь же важны. Интересно, что град вопросов, которым засыпали украинские профессора (только мужчины!) «варяжского гостя», касался исключительно курения («Должен ли врач прекратить лечить пациента, не бросающего курить?», «Откуда вы взяли, что у курильщиков АГТ неэффективна?» и т. д.); видно, задело за живое.

Взаимоотношения врача и пациента как раз и составили вторую группу тем. Ей отдала должное и уже упоминавшаяся Е. А. Коваль, отметившая, что к нашему больному не вполне применимы данные многоцентровых исследований и метаанализов и что удел украинского врача — «нести крест», подгоняя международные рекомендации к нашей реальности. В. И. Целуйко (Харьков) говорила о таком показателе, как «приверженность» больного к длительному приему того или иного антигипертензивного препарата; даже за границей через год принимают назначенный препарат менее 50% больных (причем цена играет роль всего в 4,9% случаев отказа), а что тогда говорить у нас, где все «привержены» разве что к клофелину и адельфану...

Тема «Идеал и реальность» была несколько перефразирована в выступлении И. Г. Березнякова («Лечение АГ: теория и практика»), тоже затронувшем причины неадекватности лечения АГ. Игорь Геннадиевич привел результаты опросов и анкетирования украинских врачей (уровень доверия при выборе средств АГТ остался низким по отношению к рекомендациям коллег и фармацевтических фирм, снизился — к собственному опыту и возрос — к рекомендациям учреждений последипломного образования и публикациям в специальной периодике). Далее он привел живучие мифы — поведенческие стереотипы населения (нелюбовь к «химии»; вера в пользу курсового лечения АГ, вообще в чудо; недоверие к пероральным формам и т. д.). Традиционно им были вручены призы — справочники «Видаль» — врачам из Артемовска, Коростеня, Славянска, Кременчуга и др., принимавшим участие в исследовании АСДА (Антигипертензивные Средства в Домашних Аптечках), но привычной викторины и тонометров на этот раз не было.

Второе выступление И. Г. Березнякова («В фокусе внимания — дилтиазем») было посвящено реабилитации антагонистов кальция, тяжелые обвинения против которых, выдвигавшиеся в 90-е гг. (и вызывавшие у Игоря Геннадиевича «душевную боль»), теперь, по-видимому, можно считать опровергнутыми. Дилтиазем (лиакордин) показал хорошие результаты как в Харькове (у больных с «легочным сердцем»), так и в Европе, и может и должен, по мнению И. Г. Березнякова, стать средством первого выбора.

Кстати, проф. Березняков, как и многие другие, ссылался на исследования, о которых было рассказано в выступлении К. Форссена («Доказательная медицина при АГ: обзор современных многоцентровых исследований»), «консультанта по медицинской информации», как он был представлен. Доктор Кент «занял» тему, обычно излагаемую у нас А. В. Жмуро, но Алексей Валентинович (смотревшийся в черном жилете на белой рубашке, как тореро) отыгрался, посмотрев на нашу практику сквозь замочную скважину evidence-based medicne. «Спорные вопросы фармакотерапии АГ» выглядели у него действительно очень спорными: с какого класса лекарств следует начинать лечение? Ответ: подходят все классы. Доказана ли эффективность этих классов? Ответ: только для тиазидных диуретиков. Равноценны ли оригинальные лекарства и дженерики? Ответ: это не то же самое, но одни не хуже других — просто они не такие. И вообще все бесспорное в «гипертензиологии», по А. В. Жмуро, легко поместится на одной странице.

Как жаль, что места не хватает, и нельзя рассказать о выступлениях харьковчан — Я. В. Дыкуна («Новые достижения в антитромботической терапии ИБС»; «особых достижений здесь в последнее время нет» — сказал Ярослав Владимирович) и О. Н. Ковалевой о «гипертензивном сердце»; киевлян — О. И. Жаринова («Мозговые осложнения у больных АГ и их профилактика»), постоянного гостя конференций Ю. Н. Сиренко и др., нельзя вставить хоть пару слов о связи АГ с сахарным диабетом и паренхиматозными заболеваниями почек. Но не будем перегружать читателя, повышая риск «мозговых осложнений».

Пять лет — не возраст для человека, но «березняковские», как их называют у нас, конференции сумели повзрослеть за этот короткий срок. Зрелость и АГ, как известно врачам,— две вещи неразрывные. Но в нашем случае высокое напряжение конференции, отчетливо ощущавшееся ее участниками — типичная «гипертензия белого халата» (Д. А. Яхонтов), т. е. обусловленная стрессом участия в жизненно значимом событии, каковым для больного является визит к врачу и измерение АД. Мы, слушатели конференции, тоже побывали на приеме у науки, продиагностировав уровень своих познаний (а заодно и ее умений). Однако будем надеяться, что впитанная нами здесь информация не улетучится так же быстро, как релаксирует давление у пациента за дверями кабинета врача.

Ш. Вигдорович





© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика