|
Фармацевтический рынок Украины в III и IV кварталах 2001 г. Основные тенденции развитияСергей Обухов, «Провизор» Для принятия правильного решения необходимо огромное количество достоверной и оперативной информации о рынке. Если ее нет, то приходится опираться на собственную интуицию, догадки или домыслы, что не всегда приводит к положительным результатам, а иногда и просто может похоронить бизнес-проект. Каждый сотрудник, наделенный полномочиями принимать решения, должен очень хорошо ориентироваться в состоянии рынка, на котором работает предприятие. Существует три типа информации: внутренняя, внешняя и данные маркетинговых исследований. Внутренняя информация включает совокупность данных, возникающих на предприятии. Например, бухгалтерские отчеты, внутренняя статистика, отчеты о продажах и финансовые отчеты, материалы ранее проведенных исследований. Внешняя информация объединяет сведения о состоянии внешней среды предприятия, рынка и его инфраструктуры, поведении покупателей и поставщиков, действиях конкурентов, мерах государственного регулирования рыночных механизмов и т. д. Эти данные сосредоточены в публикуемых периодических и специальных изданиях, государственной и отраслевой статистике, обзорах исследовательских фирм. Если доступ к внутренней информации есть у любого руководителя, то другие два источника не всегда достоверны, а иногда и просто недоступны. Поэтому наш журнал предпринял попытку описать сложившуюся ситуацию на фармацевтическом рынке и основные тенденции его развития. Одним из методов оценки сложившейся ситуации является экспертная оценка. Основой данного метода является мнение специалистов изучаемой отрасли. В качестве экспертов в данном исследовании выступили руководители предприятий, обособленных подразделений или отделов, т. е. люди, которые непосредственно принимают решения и имеют доступ как ко всей внутренней информации предприятия, так и ко внешней. Оценка проводилась по таким ключевым вопросам как:
Эксперты давали оценку ситуации в третьем квартале по сравнению со вторым и сделали прогноз на четвертый квартал по отношению к третьему. В выборку были включены предприятия-производители, представительства иностранных компаний, представители оптового и розничного звена. Результаты работы отражают общие тенденции рынка, и мы надеемся, что собранная информация будет интересна всем специалистам фармацевтической отрасли. Редакция благодарит всех принявших участие в опросе. Особая благодарность компаниям GlaxoSmithKline, Pfizer и АО «Киевмедпрепарат», которые первыми ответили на анкеты. Общие условия ведения бизнесаОбщие условия фармацевтического рынка в сфере производства, оптовой и розничной торговли в третьем квартале, по сравнению со вторым, не изменились. Так считают 65,5% экспертов (табл. 1). Что касается прогноза на четвертый квартал — эксперты полны оптимизма. Не прогнозируют улучшений только в сфере производства. Таблица 1 Изменение общих условий ведения бизнеса
Основные причины улучшения ситуации эксперты видят в сезонном увеличении продаж на фоне стабильной экономической ситуации. Законодательная базаБольшинство экспертов не отметили каких-либо кардинальных изменений в законодательной базе в третьем квартале и не ожидают их в четвертом (табл. 2). То есть ситуацию можно назвать вполне стабильной. Однако связывают это с тем, что накануне выборов непопулярные решения приниматься не будут. Таблица 2 Изменение в законодательной базе
Инвестиционная активностьОценка инвестиционной активности представлена в таблице 3. Особенно активно эксперты отметили деятельность отечественных производителей. Относительно оптовиков и зарубежных представительств участники опроса испытывают сдержанный оптимизм. Таблица 3 Инвестиционная активность операторов рынка
Объем рынка лекарственных средствЭксперты практически единодушно отметили рост общего объема рынка лекарственных средств (табл. 4). Следствием этого, а также стабильности нашей валюты можно считать и указанный респондентами рост производства и импорта лекарственных средств (табл. 5). Таблица 4 Изменение объема рынка лекарственных средств
Таблица 5 Изменение объемов производства и импорта лекарственных средств
ЦеныВ ходе проведенного опроса выяснилось, что уровень цен основных субъектов фармацевтического рынка в третьем квартале практически не изменился (табл. 6). В оценках на четвертый квартал эксперты склоняются к мнению, что цены либо не изменятся, либо будут немного расти. Причем большинство экспертов прогнозирует рост цен в розничном секторе. Среди основных причин названы повышение существующих таможенных пошлин и введение новых. Таблица 6 Изменение цен на лекарственные препараты
МаркетингБолее половины экспертов считают, что затраты на рекламу и маркетинг выросли (табл. 7). Прогноз на четвертый квартал однозначен: 90,3% опрошенных считают, что эти затраты будут расти и дальше. Очевидно, это связано с сезонностью продаж лекарственных препаратов. Таблица 7 Изменение затрат на рекламу и маркетинг
Продажи лекарственных средствВ оценке объемов продаж отечественных препаратов специалисты были достаточно единодушны (табл. 8). 73,3% указали рост продаж в третьем квартале и 80,6% уверены, что эта тенденция сохранится. Что же касается зарубежных лекарственных средств, то здесь мнения разделились. Однако большинство считает, что в четвертом квартале зарубежных лекарственных средств в денежном выражении будет также продаваться больше. Это опять же связывают с традиционными увеличениями продаж в осенне-зимний период и рекламной активностью как отечественных, так и зарубежных компаний. Таблица 8 Изменение объемов продаж отечественных и зарубежных лекарственных средств
На рынке рецептурных и безрецептурных лекарственных средств специалисты отметили значительный рост продаж ОТС (табл. 9). Эксперты прогнозируют небольшое улучшение ситуации на рынке рецептурных лекарственных средств. Причиной тому служит, по мнению специалистов, рост в осенне-зимний период числа респираторных заболеваний, обострение хронических болезней. Таблица 9 Изменение объемов продаж рецептурных и безрецептурных лекарственных средств
Большинство респондентов отметили стабильность в продажах оригинальных лекарственных средств (табл. 10). В отношении четвертого квартала мнения экспертов разошлись: 46,7% считают, что ситуация не изменится и столько же уверены в том, что продажи возрастут. Эксперты также достаточно однозначно высказались за увеличение объемов продаж дженериков. Таблица 10 Изменение объемов продаж оригинальных лекарственных средств и дженериков
Наряду с ростом реализации лекарственных средств, оплаченных населением (табл. 11), была отмечена относительная стабильность в объемах лекарственных средств, оплаченных организациями (благотворительными фондами, страховыми организациями, лечебными учреждениями и др.). Таблица 11 Изменение объемов продаж лекарственных средств, оплаченных населением и оплаченных организациями
Участники опроса прогнозируют рост продаж лекарственных средств, как с отсрочкой платежа, так и по предоплате (табл. 12). Такие тенденции являются следствием стабильной валюты и роста рынка лекарственных средств. Таблица 12 Изменение объемов лекарственных средств, отпускаемых по предоплате и с отсрочкой платежа
Задолженность бюджетаБольшинство участников опроса оценили задолженность либо как увеличивающуюся, либо склонны считать, что ситуация не изменилась (табл. 13). Очень немногие (только 13,3% ответивших) прогнозируют улучшение ситуации.
Спрос на некоторые группы лекарственных средствНа рисунках приведены данные о спросе на некоторые группы лекарственных средств. Респонденты определяли группы лекарственных средств по четырем категориям: наибольший спрос, наименьший спрос, стабильный спрос и неудовлетворенный спрос. Причем каждая группа могла быть причислена сразу к двум категориям (например, пользующейся наибольшим и стабильным спросом) или не быть отнесенной ни к какой категории вообще. На графиках процент респондентов, отнесших группу лекарственных препаратов к той или иной категории, отложен по вертикальной оси.
Эксперты отметили, что в четвертом квартале наибольшим спросом будут пользоваться противопростудные (82,8% ответивших), антибиотики (75,8% ответивших), бронхолегочные (72,4% ответивших), а также анальгетики и НПВС (65,5% ответивших). Лидерами наименьшего спроса, т. е. лекарственные препараты, спрос на который эксперты оценили как самый минимальный, на четвертый квартал являются антигистаминные, биологически активные добавки, гомеопатические и антисептики (рис. 2).
Стабильным, но небольшим спросом в четвертом квартале будут пользоваться контрацептивы и противогрибковые. Также в категорию «стабильный спрос» на четвертый квартал специалистами были отнесены седативные, противоопухолевые и сердечно-сосудистые (рис. 3).
Опираясь на ответы экспертов можно утверждать, что спрос в основном на все группы лекарственных препаратов удовлетворен. Значительно выделяются только биологически активные добавки (рис. 4). Возможно, причиной этому стало то, что они еще только завоевывают наш рынок и присутствуют в ассортименте далеко не всех предприятий.
Посмотрев более внимательно на данные, приведенные на графиках, можно сделать следующие выводы:
Подводя итоги можно сказать, что ситуация на фармацевтическом рынке вполне стабильная. Никаких значительных изменений в четвертом квартале эксперты не предрекают. И хотя цены будут немного расти, в целом, ситуацию можно назвать положительной.
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|