Логотип журнала "Провизор"








Наталья Бенюх, к. ф. н.

История фармации Галичины (XII–XX вв.)

Начало в № 20, 21, 22, 23, 24'99, 1'2000

Штатные работники аптек и их профессионально-социальный статус

В середине XIX и в начале XX вв. в Галичине, как и во всей Европе, трудящиеся активно боролись за экономические, социальные и политические права, организовывали свои профессиональные объединения. Прообразами таких фармацевтических объединений во Львове стали так называемые гремиумы. Сохранилась инструкция Врачебного совета от 10 февраля 1835 г., где изложены полномочия гремиумов. Там, в частности, говорилось:

  1. Гремиум состоит из двух руководителей и всех аптекарей города и прилегающих территорий, которые сами или вместе с провизорами содержат аптеки, а также военных аптекарей, которые находятся во Львовском округе, если их численность не позволяет создать отдельный филиал гремиума.
  2. Каждый год должны проводится два собрания гремиума, на которых присутствуют все львовские аптекари и провизоры, а если кто-то из них не может прийти — должен сообщить об этом заранее и указать причину своего отсутствия.

Гремиумы на территории Галичины делали попытки защищать права и интересы аптекарей-собственников, рассматривали различного рода имущественные претензии. В архивах Львова сохранилось письмо-обращение к королю Австрии председателей главного объединения (гремиума) галицких аптекарей Юзефа Шопфа и Габриэля Мюллинга, датированное 15 августа 1837 г. До присоединения Галичины к Австрии аптекарские права всегда наследовались. После ревизикации Высокий патент от 10 апреля 1773 года оставил это положения в силе. Подтвердил права собственников на наследство и надворный декрет юстиции от 19 июля 1791 года. Согласно этим правилам в 1778 году львовскому аптекарю Ходоровичу было разрешено владеть еще не созданной аптекой, которую он приобрел у собственника.

В 1774 году аптеку иезуитов в Кросно высокие власти продали на аукционе аптекарю Йогану Лагонскому, а аптеку в Тернополе в 1797 году — помещику Самуэлю де Том.

Следовательно, основная часть галицких аптек была приобретенной собственностью. Но в декрете Надворной канцелярии от 29 марта 1823 года аптечное ремесло ставилось вровень с другими ремеслами и после смерти аптекаря переходило к его вдове.

Декрет от 24 января 1826 года № 3865 запрещал свободную продажу аптек любым лицам. Кроме того, аптекари, продавая или передавая свои аптеки, должны были получать разрешения Губернаторства.

Галицкие аптекари оспаривали это постановление. Встал вопрос: всегда ли аптекарское право все понимают однозначно? Почему права на наследование детьми аптекаря, который купил или унаследовал свое право, оказались под угрозой? Станет ли вдова собственницей аптеки? Будет ли она выплачивать детям наследственную часть? А если она второй раз выйдет замуж, будет ли иметь право содержать аптеку или это право перейдет к чужому человеку? Эти вопросы оставались невыясненными, и были случаи, когда они решались только административными методами.

Реальная ценность аптеки была не в материалах, запасах снадобий и в оснащении, хотя и они обходились собственнику очень дорого, она состояла как раз в праве аптекаря, за которое большая часть галицких аптекарей заплатила тысячи гульденов. Неужели эти деньги для них и их детей потеряны?

Вышеприведенные факты говорят о недостаточности правовой основы.

Галицкие аптекари просили короля Австрии на законной основе защитить их право собственности. Профессиональные права аптекарей должны защищать и профессиональные товарищества фармацевтов в Галичине.

Первую попытку организовать свое профессиональное объединение львовские фармацевты сделали еще в 1841 году. Его целью была организация кассы помощи для провизоров.

Стараниями собственников аптек, которые противились объединению со своими подчиненными, это формирование в 1844 году было ликвидировано. Тем не менее, стремление львовских фармацевтов защитить свои права увенчались успехом: 20 сентября 1868 года создано Львовское аптекарское общество, которое объединяло как собственников аптек, так и рядовых помощников и провизоров. Первые шаги деятельности общества не были очень плодотворными из-за недостатка средств.

В 1872 году члены Львовского аптекарского общества разработали проект, который предусматривал ликвидацию уже существующих в городах аптекарских гремиумов, было образовано лишь два гремиума: для Восточной Галичины и для Западной — во Львове и Кракове. В этих двух больших городах экзаменационные комиссии, которые избирались обоими гремиумами, должны были принимать экзамены у практикантов.

Австрийские власти утвердили представленный проект, а 10 октября 1874 года во Львове состоялось первое собрание гремиума аптекарей Восточной Галичины, которое вел Фортунат Гралевский. Собрание гремиума в Кракове прошло под председательством Габриэля Миллинга. Задача аптекарского объединения состояла в представлении своей профессии перед властями, в защите социальных и экономических прав фармацевтов, проверке квалификации магистров фармации, которые боролись за право получения концессии на аптеку. Со временем Львовское аптекарское общество купило трехэтажный дом во Львове на ул. Св. Николая, 15 с конференц-залом, библиотекой, лабораторией и комнатой для вечернего отдыха фармацевтов. На отдельном этаже находилась школа для аптекарских учеников и практикантов, в которой бесплатно читали лекции лучшие магистры фармации Львова: В. Косковский, В. Яблоновский, В. Зайочковский, Ю. Гралевский, М. Дунин-Вонсович (автор учебника «Фармакогнозия для фармацевтов», 1883), В. Радзишевский.

В 1879 году Львовское аптекарское товарищество и гремиум аптекарей Восточной Галичины решили создать и финансировать фармацевтическую школу и химическую лабораторию.

Большим событием в жизни галицких фармацевтов стало издание 15 апреля 1871 года журнала аптекарского общества. Журнал выходил ежемесячно на польском языке, поскольку в период австро-венгерского господства на территории Галичины польское население пользовалось большими правами, чем украинское.

Первым редактором журнала был магистр фармации В. Теппа. Журнал информировал читателей о состоянии фармации в крае и за границей, о новых лекарственных препаратах, освещал борьбу аптекарей за свои права. Здесь печатались декреты и постановления, протоколы заседаний аптекарского товарищества, научные статьи, исторические справки.

В 1873–1874 годах журнал редактировал профессор Львовского университета В. Радзишевский, в это время большое внимание уделялось научным публикациям.

С 1877 года журнал возглавил доцент кафедры фармации Львовской политехники М. Дунин-Вонсович. Он продолжает публиковать научные статьи, например «Определение морфина в различных сортах мака», «О нитроглицерине», «Метод определения примесей в миндальном масле» и др. В этом же году по инициативе библиотекаря аптекарского общества В. Владзимирского создан фармацевтический музей при Львовском обществе аптекарей.

В. Яблоновский, который был руководителем фармацевтической школы (1883–1897 гг.), стал редактором журнала в 1884 году. Он приблизил его к реальной жизни, публикуя, кроме научных исследований, статьи, в которых обосновывалась потребность в реформе системы концессий на открытие аптек.

В 1887 году «Журнал аптекарского общества» был награжден на Пражской фармацевтической выставке золотой медалью. В. Косковский, автор книги «Propedeutyka farmaceutyczna», занял должность редактора журнала в 1896 году. Он уделял внимание разъяснению важности лекарственных препаратов для здоровья человека. В. Косковский в одной из своих статей поддерживал женщин в их стремлении получать высшее образование по любой специальности.

В журнале сообщалось об утверждении на заседании аптекарского товарищества 20 июля 1889 года устава созданной кассы взаимопомощи, печатался отчет I съезда фармацевтов Галичины. Редактор не побоялся выступить с критикой австрийских властей, которые проводили в 1883 году в Вене Международную фармацевтическую выставку и проигнорировали аптекарское общество Галичины. Аптекарское общество, протестуя против неуважительного отношения, направило в Ведень географическую карту Галичины и информацию о том, что в крае проживает 6 миллионов человек, работает 248 аптечных работников и существует два профессиональных объединения с центрами в Кракове и Львове. № 13 журнала за 1888 год был конфискован цензурой за статью «Опасная идея», в которой подвергалась критике система предоставления концессий аптекарям.

Первым объединением фармацевтов-служащих Галичины было общество «Унитас», созданное в 1892 году. Активным его организатором, а потом председателем был А. Маркевич. Главными достижениями этого общества было создание кассы взаимопомощи, а также проведение двух съездов фармацевтов Галичины в 1897 и 1899 годах.

Правление общества «Унитас» заседало в Кракове, но аптекари-львовяне составляли большинство и были более активны. Среди основателей и членов общества были известные и почитаемые фармацевты — многолетний член правления Гуто Мутсан и соорганизатор забастовки фармацевтов в 1902 году Антоне Смешек.

Печатным органом общества был ежемесячный журнал «Фармацевтическая хроника», выходивший с 1898 по 1939 год. Журнал уделял большое внимание социально-экономическим вопросом, в частности бытовым проблемам провизоров. На страницах этого печатного издания была развернута дискуссия о необходимости реформы образования.

Пытались создавать свои объединения в Галичине и молодые фармацевты, включая студентов. С 1841 по 1844 года во Львове существовало молодежное фармацевтическое общество, позднее в Кракове действовало Общество аптекарской молодежи, членами которого были и слушатели Ягеллонского университета.

Инициатором нового образования — Общества аптекарской молодежи, которое образовалось в 1883 году, был презес Гремиума аптекарей Западной Галичины (Малопольши) Фортунат Гралевский. Объединение защищало профессиональные интересы молодых специалистов, устройство их быта, оказывало материальную помощь во время болезни или безработицы.

Таким образом, профессиональные объединения галицких фармацевтов в XIX в. активизировали свою деятельность в борьбе за свои права. Это было связано, прежде всего, с тем, что социально-экономические отношения в Галичине в то время получили промышленные признаки, и введенная австрийским правительством государственная фармация при наличии частной собственности на аптеки еще больше обострила профессиональные проблемы фармацевтов-служащих, от которых требовалось повышение профессиональной квалификации при недостатке соответствующих социальных гарантий. Все это отрицательно сказалось на развитии аптечного дела в Галичине в конце XIX в.

продолжение № 3'2000





© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика