|
В. М. Толочко, Д. Л. Великий Анализ и перспективы последипломной подготовки специалистов на базе института повышения квалификации специалистов фармации Национальной фармацевтической академии УкраиныНациональная фармацевтическая академия Украины, г. Харьков Преобразования в экономике, в том числе и в фармацевтической области, новые требования к кадрам фармации нашли свое отражение в существующей системе многоступенчатого фармацевтического образования. Главенствующее место в ней занимает последипломная подготовка. В этом сообщении представлено исследование состояния последипломной подготовки специалистов фармации в пределах государственного заказа на примере Института повышения квалификации специалистов фармации НФАУ (ИПКСФ), который наряду с Киевской медицинской академией последипломного образования, Львовским и Запорожским медицинскими университетами является аккредитированным и лицензированным учреждением этого направления. В 1999 году ИПКСФ проведено 30 циклов последипломного обучения, основная часть которых — интернатура, тематическое усовершенствование, предаттестационная подготовка, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава учебных заведений I-II и III-IV уровней аккредитации, подготовка магистров. Распределение проведенных циклов и общие результаты выполнения учебно-производственного плана профильными кафедрами ИПКСФ представлены в табл. 1 В 1999 г. сохранилась тенденция к перевыполнению плановых показателей подготовки провизоров-интернов (132%), что связано с миграцией этого контингента в пределах Украины на протяжении учебного года и необходимостью прохождения интернатуры выпускниками заочного отделения НФАУ.
Несмотря на преобладание спроса на предаттестационную и последипломную подготовку, ИПКСФ были перевыполнены плановые показатели по тематическому усовершенствованию провизоров (119%). Таких циклов за год было проведено 11 по различным программам, что свидетельствует о существующем спросе практиков на тематическую подготовку. В условиях проведения аккредитации аптечных учреждений и высоких требований, которые предъявляются фармацевтам по наличию квалификационных категорий, в течение года возникали регулярные дополнительные заказы государственных фармацевтических предприятий по выделению путевок на предаттестационные циклы. Важным показателем повышения квалификации специалистов фармации является выполнение плановых заданий в отдельных регионах (таблица 2). В соответствии с распределением регионов МЗ Украины ИПКСФ НФАУ заключены генеральные пятилетние соглашения с органами управления фармацевтическими и аптечными учреждениями на проведение последипломной подготовки специалистов. Согласно этому осуществлялось распределение путевок на обучение на протяжении 1999 года.
Почти во всех регионах плановые задачи повышения квалификации специалистов фармации не только выполнены, но и перевыполнены. Значительное перевыполнение наблюдается в Донецкой (172%) и Харьковской (258%) областях. Оно вызвано тем, что на протяжении определенного времени (1995–1998 гг.) в этих регионах кадровым вопросам не уделяли должного внимания. Но подготовка к лицензированию и аккредитации фармацевтических (аптечных) учреждений заставила ликвидировать отставание в вопросах повышения квалификации специалистов. В таких областях, как Днепропетровская и Сумская, наоборот, отставание пока что остается, о чем свидетельствует неспособность местных управленческих структур реализовать плановые путевки на протяжении 1999 г. (соответственно — 55% и 86%), несмотря на большое количество обращений руководителей аптечных предприятий непосредственно к ИПКСФ НФАУ. В этих областях отсутствует влияние управленческих структур на решение проблемы последипломной подготовки специалистов. Подводя итоги проведенной работы, в целом нужно отметить, что в 1999 году ИПКСФ учебно-производственный план был выполнен на 142%. Важно, что такое перевыполнение плана не было связано с увеличением штата института, то есть учебно-производственный план был выполнен прежним профессорско-преподавательским составом. Как видим, в настоящее время сложились стабильные отношения ИПКСФ с регионами, и это учтено при формировании плановых задач на 2000 год. Согласно решению Министерства здравоохранения Украины учебно-производственным планом ИПКСФ НФАУ на 2000 год предусмотрено 38 циклов, 3 из которых — для провизоров-интернов, 16 — тематическое усовершенствование, 12 — предаттестационные циклы, 6 — повышение квалификации преподавателей, 1 — для магистров. Планируется по госзаказу повысить квалификацию 995 специалистов фармации и провести очную форму интернатуры для 180 провизоров-интернов. Конкретные сроки, направления и виды подготовки приведены в табл. 3.
Учитывая результаты проведенного анализа и потребность в повышении квалификации фармацевтических кадров, в 2000 году согласно утвержденному учебно-производственному плану Институт повышения квалификации специалистов фармации будет активно функционировать. В его составе: кафедра управления и экономики фармации; кафедра фармацевтической технологии с курсом фармакологии; кафедра фармацевтического анализа с курсом фармакогнозии; кафедра судебной фармации; отделение повышения квалификации преподавателей. Государственные фармацевтические (аптечные) учреждения получат плановые путевки для направления специалистов на повышение квалификации. Негосударственным фармацевтическим учреждениям предоставляется возможность готовить специалистов на хозрасчетных условиях, в том числе в сроки, указанные в табл. 3. Все вопросы относительно сроков и
условий обучения, а также предоставления
консультативной помощи решаются дирекцией ИПКСФ
НФАУ в индивидуальном порядке по адресу:
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|