|
В. А. Усенко, эксперт “Тасис” Европейской комиссии Блиц-анализ фармацевтического рынка
Украины.
|
1997 | 1998 | 1999 | % измене- ния 99/98 |
% измене- ния 99/97 |
|
Объем рынка, млн $ | 600 | 450 | 290 | -35,6 | -51,7 |
Импорт, млн $ | 361 | 261 | 140 | -46,4 | -61,2 |
Внутренняя реализация, млн $ | 239 | 189 | 150 | -20,6 | -37,2 |
Доля рынка отечественных производителей, % | 40 | 42 | 51 | +21,4 | +27,5 |
Таким образом, доходная часть фармацевтических предприятий Украины резко сокращается. Подобная тенденция вызывает увеличение количества нереализованной продукции и дебиторской задолженности, что в конечном итоге приводит к сокращению оборотных средств предприятий отрасли и резко снижает их конкурентоспособность. Поддержка объемов реализации отечественной фармацевтической продукции осуществляется в основном за счет объема реализации в упаковках при снижении цены, что свидетельствует о снижении нормы прибыли предприятий и усилении ценовой конкуренции между ними. Жесточайшая ценовая конкуренция между украинскими предприятиями отрасли еще больше снизит их рентабельность, сократит оборотные средства и еще больше снизит их конкурентоспособность.
Сравнение объемов реализации до и после финансового кризиса в России также неутешительно. Если сравнить показатели объемов реализации за 12 месяцев (MAT — Moving Annual Total) — 2, 3, 4 кварталы 1997 и 1 квартал 1998 года с 2, 3, 4 кварталами 1998 и 1 кварталом 1999 года, очевидно сокращение размера рынка в долларах США на 47%, снижение объемов реализации в упаковках на 24%, а также снижение размера рынка в гривнях на 18%. Это означает почти двукратное уменьшение размеров фармацевтического рынка Украины. За исключением препаратов для диагностики заболеваний, сокращение размеров рынка находится в диапазоне 22–58%.
Согласно данным, приведенным Верховной Радой Украины [1], государственные расходы на здравоохранение в 1999 году составят $123,7 млн (в 1998 году аналогичный показатель составлял $863 млн). При расходах на лекарственные средства в размере 16% от общих расходов на здравоохранение, государственные расходы на фармацевтическую продукцию составят $20 млн. Таким образом, надежда на поддержку отечественной фармацевтической промышленности за счет государственных закупок становится иллюзорной.
1997 | 1998 | 1999 | |
Расходы на здравоохранение, в % от ВВП | 3,7 | 3,4 | 2,1* |
Государственные расходы на здравоохранение, $ млн | 825 | 863 | 127,3** |
Государственные расходы на здраво-охранение на душу населения, $ млн | 16,3 | 17,1 | 2,5 |
* по данным Министерства здравоохранения Украины — 3,1 процента
** по данным Верховной Рады Украины
Год | Потребление лекарственных средств за год | Изменение, % | |
На душу населения, $ | Общее количество, $ млн | ||
1996 | 8,5 | 429,3 | |
1997 | 11,7 | 590,9 | +37,3 |
1998 | 8,4 | 424,3 | -20,8 |
1999* | 5,7 | 290,0 | -31,6 |
* прогноз по результатам первого квартала 1999 года
Для сравнения приводим аналогичные показатели в других странах.
Основные экономические показатели
государств ЕС, государств — кандидатов на
вступление в ЕС и некоторых других стран в 1997 г.
Расходы на здравоохранение и лекарства в 1997 г. [2,
3]
Столбцы таблицы:
А - Население, млн
Б - Валовой внутренний продукт (ВВП), $
млрд
В - Фармацевтический рынок, $ млрд
Г - Расходы на здравоохранение, % от ВВП
Д - Расходы на лекарства, % от ВВП
Е - Расходы на лекарства, % от расходов а
здравоохранение
Ж - Расходы на лекарства на душу
населения, $
Страна |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
Австрия | 8 |
233 |
2,1 |
7,9 |
1,1 |
10 |
260 |
Бельгия | 10 |
228 |
2,7 |
7,6 |
1,4 |
13 |
267 |
Великобритания | 59 |
1104 |
8,4 |
6,7 |
1,2 |
10 |
143 |
Германия | 81 |
1835 |
21,8 |
10,4 |
1,3 |
11 |
269 |
Греция | 11 |
100 |
1,2 |
7,1 |
1,8 |
25 |
118 |
Дания | 5 |
173 |
1,1 |
7,7 |
0,7 |
12 |
215 |
Ирландия | 4 |
52 |
0,4 |
7,0 |
0,7 |
10 |
111 |
Испания | 39 |
559 |
7,6 |
7,4 |
1,5 |
16 |
193 |
Италия | 58 |
1018 |
12,1 |
7,6 |
1,4 |
14 |
209 |
Люксембург | 0,5 |
11 |
0,1 |
7,1 |
0,8 |
12 |
260 |
Нидерланды | 15 |
395 |
4,2 |
8,5 |
0,9 |
13 |
272 |
Португалия | 10 |
83 |
1,3 |
8,2 |
2,2 |
18 |
127 |
Финляндия | 5 |
126 |
1,0 |
7,3 |
1,1 |
11 |
192 |
Франция | 58 |
1538 |
25,3 |
9,9 |
1,7 |
17 |
435 |
Швеция | 9 |
229 |
2,8 |
8,6 |
1,1 |
16 |
315 |
Болгария | 8 |
10 |
0,2 |
– |
- |
35 |
25 |
Венгрия | 10 |
41 |
0,6 |
– |
– |
30 |
63 |
Латвия | 3 |
4 |
0,05 |
– |
– |
29 |
19 |
Литва | 4 |
6 |
0,1 |
– |
– |
25 |
19 |
Польша | 39 |
93 |
1,4 |
– |
– |
19 |
36 |
Румыния | 23 |
30 |
0,2 |
– |
– |
23 |
10 |
Словакия | 5 |
17 |
0,1 |
– |
– |
17 |
23 |
Словения | 2 |
14 |
0,1 |
– |
– |
13 |
52 |
Чехия | 10 |
46 |
1,0 |
– |
– |
28 |
94 |
Эстония | 2 |
2 |
0,03 |
– |
– |
28 |
20 |
США | 263 |
7 246 |
84,0 |
14,0 |
1,1 |
7 |
319 |
Япония | 125 |
4 591 |
53,2 |
– |
– |
20 |
425 |
Швейцария | 7 |
304 |
2,9 |
10,2 |
0,8 |
11 |
396 |
Украина* | 50,5 |
44 |
0,42 |
3,4**/ |
0.5**/ |
15 |
8,4^/ |
* — данные за 1998 год,
** — официальная цифра,
*** — по оценкам проекта “Тасис” Европейской Комиcсии,
^ — общие,
^^ — государственные
Страна |
Расходы на здравоохранение, ECU млн | Расходы на лекарства, ECU млн | ||
общие | общественные | общие | общественные | |
Австрия | 14 349 | 10 329 | 2 028 | 1 196 |
Бельгия | 16 412 | 14 397 | 2 942 | 1 338 |
Великобритания | 63 078 | 53 332 | 10 432 | 6 599 |
Германия | 195 335 | 152 912 | 24 822 | 18 010 |
Греция | 6 546 | 5 073 | 1 740 | 290 |
Дания | 10 953 | 7 142 | 1 003 | 507 |
Ирландия | 3 924 | 2 911 | 389 | 304 |
Испания | 33 891 | 26 686 | 6 791 | 5 055 |
Италия | 74 875 | 52 293 | 13 416 | 5 405 |
Люксембург | 903 | 835 | 106 | 85 |
Нидерланды | 26 904 | 19 385 | 2 945 | 1 882 |
Португалия | 6 743 | 4 036 | 1 773 | 1 120 |
Финляндия | 7 304 | 5 727 | 1 107 | 515 |
Франция | 117 334 | 94 630 | 19 931 | 12 222 |
Швеция | 17 107 | 14 194 | 2 230 | 1 588 |
ЕС | 595 658 | 463 882 | 91 655 | 56 116 |
США | 815 024 | 380 376 | 72 002 | 10 479 |
Япония | 261 323 | 205 737 | 54 353 | 35 849 |
Швейцария | 23 529 | 16 465 | 1 791 | 1 094 |
Украина * | – | 785 | 390 | 119 |
* — Данные по Украине за 1998 год. Курс USD/EURO, применявшийся при расчетах — 1,1 USD/1,0 EURO (на 01.01.99)
Хотелось бы отметить, что потребление лекарственных средств на душу населения в Польше в 1998 году увеличилось до $58 при размере фармацевтического рынка $2,2 млрд, в Германии $389 при размере фармацевтического рынка $32 млрд США. Размер фармацевтического рынка Литвы, Латвии и Эстонии (общее население 9 млн человек) составил в 1997 году 180 миллионов долларов США, а Венгрии с населением 10 млн составил $600 млн).
Год | Потребление лекарственных средств за год | Изменение (в процентах) |
|
На душу населения (упаковок) |
Общее количество (млн. упаковок) |
||
1996 | 13,5 | 681,8 | |
1997 | 14,7 | 742,4 | +8,7 |
1998 | 12,7 | 641,4 | -13,1 |
1999 * | 11,3 | 570,7 | -11,0 |
* прогноз по результатам первого квартала 1999 года
Снижение потребления лекарственных средств на душу населения происходит не из-за того, что население стало здоровее, вследствие здорового образа жизни и улучшения качества медицинского обслуживания. Демографические данные говорят об ином.
1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | |
Рождаемость | 521 545 | 492 861 | 467 211 | 442 600 | 419 200 |
Рождаемость на 1,000 населения | 10,0 | 9,6 | 9,1 | 8,7 | 8,3 |
Смертность | 764 669 | 792 587 | 776 717 | 754 200 | 719 900 |
Смертность на 1000 населения | 14,7 | 15,4 | 15,2 | 14,9 | 14,3 |
Потери населения (естественная убыль) | 243 124 | 299 626 | 309 506 | 311 600 | 300 700 |
Естественный прирост на 1000 населения |
-4,7 |
-5,8 |
-6,1 |
-6,2 |
-6,0 |
Детская смертность на 1000 новорожденных |
14,5 |
14,7 |
14,3 |
14,0 |
12,8 |
Средняя продолжительность жизни | |||||
Мужчины | 62,5 | 61,62 | 62 | 62 | 62 |
Женщины | 73,1 | 72,7 | 73 | 73 | 73 |
Сокращение населения названо не зря потерями. За период 1994–1998 гг. население Украины сократилось почти на 1,5 миллиона человек. Такие темпы сокращения населения характерны для государств, ведущих активные боевые действия на своей территории.
В дополнение к неблагоприятной ситуации на внутреннем рынке добавляется неблагоприятная ситуация на большинстве внешних рынков украинских фармацевтических предприятий, прежде всего на рынках стран СНГ. Причины следующие:
почти двукратная девальвация рубля к гривне; | |
отсутствие НДС на субстанции для фармацевтического производства (только за счет этого фактора российская продукция может быть на 20% дешевле); | |
двусторонние соглашения России со многими странами СНГ о свободной торговой зоне (таким образом, российская фармацевтическая продукция не облагается НДС, в отличие от украинской); | |
выведение российского рубля из валютных резервов Национального Банка Украины, вследствие его нестабильности. Таким образом, расчеты между Российской Федерацией, странами СНГ и Украиной могут теперь проводиться только в свободно конвертируемой валюте. По этой причине стоимость украинских препаратов в России и СНГ еще более возрастет, а стоимость российских лекарственных препаратов на рынке Украины будет снижаться. |
1997 | 1998 | Изменение (в %) | |
Россия | 34 987,9 | 10,268,6 | -70,6 |
Беларусь | 14 987,4 | 12,907,9 | -13,9 |
Туркменистан | 6 089,9 | 4,533,6 | -25,6 |
Азербайджан | 4 106,4 | 3,361,6 | -18,1 |
Kазахстан | 3 618,1 | 4,336,8 | +19,9 |
Другие | 18 917,3 | 13,219,5 | -30,1 |
Всего | 82 707,0 | 44 291,2 | -46,4 |
Кроме того, украинским предприятиям не хватает оборотных средств на продвижение своей продукции, что видно из структуры цены лекарственного препарата в Украине и в государствах ЕС.
Структура затрат у разных фармацевтических компаний Украины значительно отличается в зависимости от ассортимента продукции и некоторых других факторов. Однако подсчитано, что в среднем приблизительно 65% всех затрат на производство составляют затраты на покупку сырья, 14 процентов — на выплаты заработной платы, 4 процента на амортизацию и 16% — на общие накладные и административные расходы.
Подобная структура затрат на производство фармацевтической продукции показывает уязвимость украинских предприятий к девальвации национальной валюты. Доля затрат на покупку сырья в общей структуре производства в размере 65% приводит к увеличению себестоимости украинской фармацевтической продукции на 6,5% при 10,0%-ной девальвации гривни. Это и объясняет причину того, что в отличие от Российской Федерации эффект девальвации гривни к доллару США не дал таких значительных результатов в перераспределении доли рынка украинских производителей и увеличении объема реализации в долларах США.
Проценты | |
Производство | 40 |
Научные исследования и лицензирование | 15 |
Медицинская информация и реклама | 15 |
Распределение (дистрибьюция) | 9 |
Административные расходы | 11 |
Прибыль и покрытие рисков | 10 |
Все это говорит о насущной необходимости переориентации экспорта украинской фармацевтической промышленности в страны Центральной и Восточной Европы, а в перспективе и в государства Европейского Союза. Кроме того, возникает необходимость привлечения внешних финансовых средств и ноу-хау фармацевтических ТНК для создания предприятий на территории Украины, которые будут ориентированы на внешние рынки стран Центральной и Восточной Европы, в перспективе и государств Европейского Союза. Не стоит забывать о том, что 90% прямых международных инвестиций осуществляется ТНК (производителями, банками, финансовыми посредниками и т. п.), что в десять раз превышает все кредиты всех международных организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР и т. д.) вместе взятых. Поэтому от того, какой инвестиционный климат и какая законодательная и регуляторная база будет создана в Украине зависит судьба фармацевтического сектора Украины, в том числе и рабочие места.
Ссылки
[1] — Данные проекта “Тасис” Европейской Комиссии “Украина — Tacис: Программа приватизации и реструктуризации предприятий, Поддержка в реструктуризации фармацевтической промышленности Украины” (SMEUK 9801)
[2] — Commission Communication on Single Market in Pharmaceuticals, COMM (98) 588 final, 25th November, 1998
[3] — “Еженедельник Аптека”, Европейский Союз: политика в секторе фармацевтической промышленности “Морион Лтд”, выпуски 13 (183) и 16 (187) за 1999 год
Главная • Архив • Реклама на сайте • Почта: [email protected] |