|
Внедрение дистанционного обучения в систему последипломного образования специалистов фармацииА. Ф. Пиминов, директор ИПКСФ Национального фармацевтического университета В условиях информационного общества, когда обновление совокупно накопленных научных знаний происходит быстрее, чем меняются поколения людей, традиционные системы обучения и технологии уже не могут полностью соответствовать современным требованиям к подготовке специалистов различных отраслей экономики, и, прежде всего, фармации, как одной из самых наукоемких и социально значимых. В связи с этим возникает объективная потребность в развитии принципиально новых образовательных технологий, важное место среди которых занимают технологии дистанционные. Сегодня дистанционное обучение распространено во многих странах мира и с каждым годом его популярность растет. Так, к концу 1997 года в 107 странах функционировало около тысячи высших учебных заведений с дистанционной формой обучения. Количество лиц, получивших высшее образование с применением дистанционной технологии, составило приблизительно 50 млн человек. В 2006 году эта цифра достигла уже 96,5 млн, а к 2023, по прогнозам специалистов, количество дистанционных студентов будет равно 120 млн [12]. Кто же является основным потребителем дистанционных образовательных услуг и почему эта технология столь популярна? В первую очередь, дистанционное обучение интересует людей, имеющих острую потребность в получении новых знаний и навыков, но не имеющих возможности отвлекаться от основного вида деятельности. С другой стороны, этот контингент отличает высокая сознательность, наличие достаточной внутренней мотивации, а также способность к самоорганизации. Таким образом, именно слушатели Института повышения квалификации специалистов фармации являются идеальными дистанционными студентами. Среди плюсов дистанционного обучения — возможность заниматься в любом месте, где есть компьютер и интернет; в любое удобное время. При этом учебный материал на протяжении всего обучения сохраняется у студента. Анализ публикаций о применении дистанционных технологий в образовании [1, 3, 5, 6, 9–11] свидетельствует о том, что сегодня не существует единого определения термина «дистанционное обучение». Наравне с этим термином употребляются понятия «заочное обучение», «домашнее обучение», «открытое обучение», «независимое обучение», «обучение на расстоянии» и др.
Таким образом, дистанционное обучение основано на современных информационных и коммуникационных технологиях. Его можно рассматривать как эволюцию традиционного обучения: от школьной доски с мелом — к электронной доске с компьютерными обучающими программами; от книжной библиотеки – к библиотеке электронной, от обычной студенческой аудитории – к аудитории виртуальных студентов. Мировая практика свидетельствует о том, что осуществление дистанционного обучения предусматривает использование нескольких типов технологий:
Как правило, в процессе дистанционного обучения используются все перечисленные технологии в разных пропорциях [2, 5]. Дистанционное обучение в Украине
Первые шаги в развитии дистанционного образования были сделаны нашей страной в конце 90-х годов. Так, 20 июня 1997 года Постановлением Президиума НАН Украины и Коллегии Министерства Образования Украины [12] была создана Ассоциация пользователей телекоммуникационной сетью учреждений образования и науки, которая впоследствии получила официальное название Украинская научнообразовательная сеть «УРАН». В 1998 году Верховная Рада приняла Закон Украины «Про національну програму інформатизації» [4], в котором сформулированы задачи по информатизации образования и определены направления их реализации. Позднее, в 2004 году, Министерство образования и науки Украины издало Приказ «Про затвердження Положення про дистанційне навчання» [8], определяющий структуру, функции, организационные принципы и стандарты, а также особенности системы дистанционного обучения, обеспечивающие расширение круга потребителей образовательных услуг и реализацию принципа непрерывного обучения «на протяжении всей жизни». Кроме этого, на базе Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт» создан Украинский центр дистанционного образования, осуществляющий подготовку преподавателей — разработчиков дистанционных курсов [7]. Организационная структура системы дистанционного образования Украины сегодня включает:
Зарубежный опыт дистанционного обученияИзучение международного опыта применения дистанционных образовательных технологий, в частности признанного лидера дистанционного обучения – Открытого Университета Великобритании (Open University), свидетельствует об эффективности их применения для повышения квалификации специалистов разных отраслей. В основу дистанционного обучения в Открытом Университете Великобритании положена интерактивная работа студентов со специально разработанными учебными материалами. Ключевую роль играет также преподаватель-консультант, который прикрепляется к группе студентов. Все остальные методические приемы ориентированы на то, чтобы сделать обучение максимально удобным для студента. Основными элементами открытого дистанционного обучения являются:
Большое значение при этом имеет также маркетинговый подход к обучению студентов, предполагающий:
Учебные дистанционные программы Открытого университета Великобритании одинаково привлекательны как для средних и малых фирм, так и для крупных, не ограничивающих свою деятельность пределами одного государства. При этом для разных стран предлагаются одни и те же учебные курсы одинаково высокого качества, что позволяет фирмам не только проводить единую политику развития персонала, но и формировать единую управленческую культуру. Учитывая актуальность рассмотренного вопроса, перспективными задачами для Института повышения квалификации специалистов фармации НФаУ являются:
Результатом этой работы, безусловно, станет повышение качества и доступности образовательных услуг для специалистов фармации, а также создание условий для их непрерывного обучения на протяжении всей жизни. ЛИТЕРАТУРА 1. Бажал А. Викладач у «асьці», або коли вуз приходить до студента // Дзеркало тижня. — 2004. — № 16 (491). www.dt.ua 2. Вільям Дж. Хассон, Елен К. Вотєрмен. Критерії якості дистанційної освіти // Вища школа. — 2004. — № 1. — С. 92–99. 3. Дистанционные методы обучения. Состояние, проблемы, перспективы // Дайджест педагогічних ідей та технологій «Школа — парк». — 2001. — № 3–4. — С. 81–103. 4. Закон України від 4.02.1998 р. № 74/98-ВР «Про Національну програму інформатизації» / www.zakon.rada.gov.ua 5. Кухаренко В. М., Рибалко О. В., Сиротенко Н. Г. Дистанційне навчання: Умови застосування. Дистанційний курс: Навчальний посібник. 3-є вид./За ред. В. М. Кухаренка — Харків: НТУ «ХПІ», «Торсінг», 2002. — 320 с.
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
|||
|