Логотип журнала "Провизор"








Основные принципы деятельности в сфере здравоохранения

Основные принципы деятельности в сфере здравоохранения

Яковенко Игорь Валентинович, заместитель
министра здравоохранения Украины

8 декабря 2009 года в Министерстве здравоохранения Украины состоялось очередное заседание Общественного совета. На суд медицинской общественности был представлен проект Закона Украины «Основные принципы деятельности в сфере здравоохранения» (далее — проект Закона), зарегистрированный в Верховной Раде Украины под № 5054 от 20.08.2009 г. Документ презентовал заместитель министра профильного министерства И. В. Яковенко

Члены Общественного совета — представители медицинских ассоциаций, врачи, фармацевты — обсудили статьи Закона. На заседании неоднократно отмечалось, что впервые на законодательном уровне урегулировано большинство вопросов медицинской сферы.

На выполнение задекларированных в статье 49 Конституции Украины прав каждого из нас на охрану здоровья, обеспеченную государственным финансированием, эффективноe и доступное для всех граждан медицинское обслуживание не надеются даже оптимистично настроенные украинцы.

Настоящее медицинской отрасли Украины точно описано министром здравоохранения В. Н. Князевичем в пояснительной записке к проекту Закона Украины «Об обязательном государственном социальном медицинском страховании»: «Состояние здоровья населения Украины на протяжении последних лет ухудшилось, о чем свидетельствуют такие демографические показатели:

  • сокращение ожидаемой продолжительности жизни;
  • стремительное старение населения;
  • высокие показатели общей смертности населения;
  • высокий уровень уменьшения населения, что ведет к депопуляции;
  • высокий уровень общей заболеваемости населения;
  • распространение эпидемии туберкулеза и ВИЧ / СПИДа.

Существующее состояние системы охраны здоровья и уровень финансирования отрасли не позволяет в полном объеме обеспечить право граждан на медицинскую помощь на уровне, предусмотренном международными стандартами и законодательством Украины и требует значительных личных затрат граждан».


Для украинцев качественная и доступная медицина — уже давно не прихоть, а жизненная необходимость. А вот для правительства умение минимизировать затраты на медицину — тест на профпригодность.

Можно ли найти компромисс между социальной и экономической составляющей медицины?

331 закон, 134 указа Президента, 677 постановлений Кабинета Министров — именно столько документов прямо или опосредованно регулируют здравоохранение Украины. Все законотворчество в медицинской сфере свидетель ствует об отсутствии комплексности, концептуальности, системности, постоянного руководства. Однако парадоксально, что Украина до сих пор не имеет базового закона который урегулировал бы правовые, экономические, организационные и социальные основы охраны здоровья. Украинским чиновникам понадобилось 18 лет, чтобы разработать Основные принципы деятельности в сфере здравоохранения.


Заместитель министра здравоохранения Яковенко Игорь Валентинович отметил, что основное задание, которое ставилось при разработке проекта Закона «Основные принципы деятельности в сфере здравоохранения», — реформирование всех направлений медицины.

Первое, что необходимо было сделать, — провести инвентаризацию всей медицинской отрасли. Чем мы располагаем? Что необходимо еще? Конечно, не все удалось. Ведомственные санатории, социальные фонды еще предстоит проверить. Но в целом результаты понятны и объективны. Оказывается наша медицина обслуживает 52 млн граждан. Кроме того, ее основные фонды «распорошены», а в некоторых местах неэффективно используются. Результаты проверки существенно повлияли на разработку статей проекта Закона.

Никто не будет оспаривать тот факт, что медицинское направление не может существовать изолированно от других отраслей. Поэтому впервые проект Закона был согласован практически со всеми министерствами, профсоюзами медицинских работников, а также Советом министров АР Крым, городскими администрациями Киева и Севастополя.

Ценой компромисса стали некоторые важные разработки. Однако в реалиях мирового экономического кризиса и политической нестабильности важность Основных принципов деятельности в сфере здравоохранения трудно переоценить.

Многие положения данного проекта Закона стали новыми для национального законотворчества в медицинской отрасли.

Впервые терминологическая база украинской медицины приведена в соответствие с европейскими нормами юриспруденции. Для тех, кто сталкивался с судебной системой, знает, что понятийный аппарат закона — основа основ. Определения таких терминов, как медицинская услуга, ошибка, эффективность медицинской помощи, индикатор качества медицинской помощи, даст возможность украинцам защитить свои права в судах.

Одним из спорных разделов проекта Закона стали полномочия различных уровней власти. И это очевидно, ведь полномочия предполагают финансирование. Кроме того, прописанное на уровне закона распределение власти даст так необходимую на местном уровне стабильность.

Много нарушений в лечебных учреждениях связано с платными услугами. Конституционный Суд Украины дал официальное разъяснение статьи 49, которая предоставляет право на бесплатную медицину, при этом платные услуги может определить только Закон Украины. Именно поэтому в предлагаемом проекте Закона четко и конкретно прописаны бесплатные услуги (цитата на языке оригинала):

  • «екстрена та невідкладна допомога у стані, що загрожує життю людини;
  • первинна медична допомога;
  • амбулаторно-поліклінічна;
  • стаціонарна — у разі гострого захворювання та в невідкладних випадках, коли необхідне інтенсивне лікування, цілодобовий медичний нагляд та госпіталізація хворих за направленням лікаря загальної практики / сімейного лікаря або лікаря-спеціаліста, медико-соціальних експертних комісій, лікарськоконсультаційних комісій;
  • невідкладна стоматологічна допомога;
  • долікарська медична допомога населенню, що проживає в сільській місцевості;
  • санаторно-курортна допомога інвалідам і хворим у спеціалізованих та дитячих закладах оздоровлення;
  • дітям, що утримуються у будинках дитини;
  • контингенту хворих, що отримують медичну допомогу в рамках виконання державних програм;
  • пільговим категоріям населення, які визначені законодавством;
  • медико-соціальна експертиза втрати працездатності».

Также четко задекларирован порядок оказания платных услуг:

«У державних і комунальних закладах охорони здоров’я платні медичні послуги надаються відповідно до такого переліку:

  • послуги, пов’язані з лікуванням;
  • послуги, пов’язані з доглядом пацієнта;
  • послуги, пов’язані з профілактичними заходами;
  • консультаційні послуги;
  • забір матеріалу для дослідження (аналізу) в інших закладах, в тому числі за кордоном;
  • медичні огляди, що проводяться відповідно до законодавства».


«В целом проект Закона предусматривает определение компетенций в сфере здравоохранения различных уровней государственной власти и органов местного самоуправления, оптимизацию сети учреждений охраны здоровья, определяет приоритеты первичной медикосанитарной помощи на основе семейной медицины и ее соотношение со вторичной и третичной медицинской помощью, права и обязанности отдельных групп населения, медицинских и фармацевтических работников. При этом многие принципы урегулированы впервые за всю историю Украины», — подвел итоги заместитель министра Яковенко.

Трудно переоценить важность такого закона для нашего государства. Ведь за сухими юридическими терминами — здоровье нашей нации.

Дарья Чудутова

http://www.provisor.com.ua






© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика