|
МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРОВИЗОРА АПТЕКИВ. М. Толочко, д-р фарм. наук, проф., Л. В. Галий, канд. фарм. наук, доц. Институт повышения квалификации специалистов фармации НФаУ Управление персоналом фармацевтических организаций в сложных условиях рыночной конкуренции, экономической и социальной напряженности в обществе целесообразно нацеливать на максимальное развитие у специалистов фармацевтической компетенции (совокупности личностных характеристик, которая позволяет работнику эффективно выполнять профессиональные задачи и обязанности) В предыдущей публикации (см. Провизор, 2009, № 10) мы начали знакомить читателей с собственными исследованиями по изучению компетенций специалистов фармации [6]. Эта статья продолжает тематику управления персоналом на основе компетенций и представляет разработанную нами модель компетенций одной из ключевых должностей в фармации — провизора аптеки. Напомним, что модель компетенций определенной должности, помимо установленного перечня компетенций (дифференцирующих и пороговых), предусматривает разработку оценочной шкалы для каждой из выявленных компетенций [1,3,4,8,9]. Итак, основополагающими компетенциями провизора аптеки являются «межличностное понимание» и «ориентация на пациента». Эти компетенции отнесены нами к единому кластеру (классу) — «Помощь и обслуживание пациента», поскольку их объединяет общий социальный мотив — аффилиация, т. е. альтруистическая заинтересованность в общении с другими людьми. Компетенция «межличностное понимание» проявляется через восприятие настроения пациента, понимание глубоких причин, моделей его поведения или возможных проблем, прогнозирование и готовность провизора аптеки к возникновению специфических поведенческих реакций со стороны пациента. Компетенция «межличностное понимание» тесно связана с компетенцией «ориентация на пациента», проявляя которую, провизор сосредотачивает внимание не только на понимании мыслей, эмоций и чувств пациента, но и на его потребностях. Индикаторы поведения, которые характеризуют различные уровни развития дифференцирующих компетенций провизора аптеки, приведены в табл. 1.
Еще две компетенции провизора аптеки — «способность оказывать влияние» и «построение взаимоотношений» — относятся к кластеру «Влияние на окружающих». Эти компетенции объединяются в общий кластер благодаря наличию у работника определенной потребности во власти, но власти социально-эффективной, т. е. не для удовлетворения собственных интересов, а для решения задач и выполнения миссии фармацевтической организации. Напротив, жесткая конкуренция между сотрудниками или желание провизора аптеки оказывать влияние только в личных целях характеризует неудовлетворительный уровень развития компетенций этого кластера. Признаками поведения, которые характерны компетенции «способность оказывать влияние», являются использование провизором во время разговора с пациентом конкретных примеров, оперирование цифрами и данными. Также это может быть предоставление или удержание определенной информации с целью оказания влияния на пациента. Учитывая, что характер фармацевтической помощи всегда базируется на этических нормах и принципах, для оценки этой компетенции выдающийся уровень развития не предусмотрен. Компетенция «построение взаимоотношений» проявляется посредством стремления провизора аптеки к осуществлению внутренних и внешних коммуникаций в организационных целях. Признаками поведения, демонстрирующими развитие этой компетенции, являются осознанная работа по построению взаимоотношений с партнерами фармацевтической организации, обмен с ними личной информацией, построение профессиональной сети связей. Поскольку эта компетенция является пороговой, то ее оценочная шкала состоит только из двух уровней: ниже ожидаемого и ожидаемого (см. табл. 2).
К когнитивным компетенциям провизора аптеки, основой которых является мотив познания, относятся «фармацевтическая экспертиза» и «аналитическое мышление». В оценочной шкале компетенции «фармацевтическая экспертиза» целесообразно выделять как глубину, так и характер ее приобретения и расширения. Так, примерами поведения, которые присущи специалистам фармации, владеющими экспертными знаниями, являются определенные действия с целью сохранения их актуальности (прохождение курсов повышения квалификации, самообучение, выполнение роли наставника, в том числе во время студенческой производственной практики). Еще одной когнитивной компетенцией, но компетенцией пороговой, является «аналитическое мышление». Оно включает способность специалиста фармации разложить определенную ситуацию, требующую предоставления фармацевтической помощи, на отдельные части. Провести сравнение отдельных частей и аспектов такой ситуации, определить причинные отношения и рационально расставить приоритеты (симптоматика и диагностика состояния здоровья пациента, определение возможности осуществления самолечения, выбор фармакотерапевтической группы лекарственных средств). Помимо компетенций трех рассмотренных кластеров («Помощь и обслуживание пациента», «Влияние на окружающих», когнитивные), модель компетенций провизора аптеки также включает компетенции «самоконтроль», «забота о порядке, качестве и аккуратности» и «командная работа и сотрудничество». Компетенция «самоконтроль» характеризует эффективность провизора аптеки как личности. Другими словами, она отражает определенный уровень развития и зрелости его личности по отношению к окружающим и работе. Признаками поведения, демонстрирующими наличие и развитие этой компетенции, являются сдерживание собственного импульсивного поведения, сохранение спокойствия во время стресса, поиск конструктивного выхода из стрессовых ситуаций. Компетенция «забота о порядке, качестве и аккуратности» проявляется провизором аптеки через подержание порядка на собственном рабочем месте, а также посредством осуществления контроля качества предоставления фармацевтической помощи пациенту. Примерами поведения, демонстрирующими развитие этой компетенции, являются контроль и перепроверка работы (правильности оформления рецептурных бланков, срока действия рецепта, совместимости ингредиентов, соответствия дозировки возрасту пациента, пересчет денег в кассе). «Командная работа и сотрудничество» — это пороговая компетенция провизора аптеки. Она проявляется в стремлении работника фармацевтической организации быть частью единой команды, совместно работать, а также она противостоит внутренней конкуренции. Примерами поведения, которые характеризуют развитие компетенции «командная работа и сотрудничество» у провизора аптеки, являются предоставление и обмен с коллегами служебной информацией, отстаивание командных интересов, поддержка и позитивные ожидания по отношению к коллегам. Таким образом, модель компетенций провизора аптеки целесообразно рассматривать как стандарт профессиональной деятельности специалистов, занимающих соответствующую фармацевтическую должность.
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|