Логотип журнала "Провизор"








Фармацевтический рынок Украины: от кризиса до кризиса
Другие статьи из раздела: Фармацевтический рынок
Статья
№ 20'2010 КАК УВЕЛИЧИТЬ ПРОДАЖИ В ВАШЕЙ АПТЕКЕ
№ 15'2010 Генерики будут доминировать на фармацевтическом рынке Центральной и Восточной Европы до 2011 года
№ 09'2010 Фармацевтический рынок Украины. ИТОГИ 2009 года
№ 06'2010 ВИВЧЕННЯ АСОРТИМЕНТНОЇ ТА ЦІНОВОЇ ПОЛІТИКИ ЩОДО ЗУБНИХ ПАСТ
№ 23'2009 Фармацевтический рынок Украины Итоги трех кварталов 2009 года
№ 20'2009 Качество обслуживания в аптеках. Что изменилось за год?
№ 18'2009 ФАРМирующееся будущее
№ 18'2009 ФАРМирующееся будущее
№ 17'2009 ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК УКРАИНЫ. ИТОГИ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ 2009 г.
№ 17'2009 ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК УКРАИНЫ. ИТОГИ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ 2009 г.

Фармацевтический рынок Украины: от кризиса до кризиса

Ирина Деревянко, к. м. н., директор по маркетингу компании «Бизнес-Кредит»

С точки зрения теории адаптивных ожиданий, когда дела у человека идут хорошо, он надеется, что и в дальнейшем они будут идти также хорошо, и строит модель своего поведения в расчете на имеющиеся (или даже большие) ресурсы. И наоборот, если ситуация тяжелая, человек склонен ожидать, что в будущем она будет усугубляться.

За последние 4-5 лет украинский фармацевтический рынок рос аномально высокими темпами. Люди, пришедшие в фармбизнес в этот период, рисовали вертикально уходящие вверх прогнозы продаж, и даже «аксакалам», пережившим 1998 г., он начал казаться не более чем случайным эпизодом, которому нет места в светлом будущем.

С 2007 г., конечно, обсуждалась информация о мировом экономическом кризисе, но с некоторым ощущением, что «это там, у них». В результате, к началу кризиса у большинства фармкомпаний оказалась модель бизнеса, рассчитанная на дальнейший бурный рост рынка. Можно говорить о колоссально затратных престижных офисах «на вырост», уровне автопарка, бурно растущем числе сотрудников и увеличении доли вспомогательного персонала.

Учитывая позднюю манифестацию кризиса (последний квартал), в целом показатели 2008 г. выглядят еще относительно благополучными. Объем розничного фармацевтического рынка ЛС в отпускных аптечных ценах за 2008 г. составил $2 470 497 тыс., или €1 680 748 тыс. По итогам 2008 г., розничный рынок лекарственных средств показал рост в 21 % в долларах США (13 % в евро, или 28 % в гривне).

Темпы его прироста были особенно значительными в феврале-марте. Именно эти месяцы и обусловили высокий суммарный показатель. Основной причиной такого роста мы считаем инфляционную составляющую и увеличение доходов населения, обусловленное выплатами вкладов Ощадбанка, повышением стипендий и пенсий. С апреля началось сезонное снижение продаж, продлившееся до конца полугодия, которое мы отмечаем регулярно на протяжении последних десяти лет. Тем не менее, в этом году мы не наблюдали сезонного осеннего подъема в сентябре.

А в октябре мы были свидетелями беспрецедентного внешнего регулирования фармрынка, обусловившего его разбалансировку и резко негативную динамику продаж (рис. 1).

Рис. 1. Объем рынка 2008 г.; тыс. $


Благодаря наличию у «Бизнес-Кредита» более чем десятилетних исторических данных об аптечных продажах в Украине, мы обладаем уникальной возможностью детально проанализировать модель поведения фармацевтического рынка в условиях кризиса. Как показывает анализ, несмотря на разницу в причинах и механизмах кризисов 1998 и 2008 гг., реакция фармацевтического рынка во многом схожа.

В 1998 г. кризис носил локальный характер, государство не ограничивало цены на медикаменты, но имела место не менее серьезная проблема — ограничения на покупку валюты. Темп роста курса доллара был сопоставим с 2008 г.

При этом в 1998 г. корпоративное финансовое состояние зарубежных производителей было благополучным, размеры украинских финансовых потерь не были для них значительными, и присутствовала психологическая готовность нести риски на новом формирующемся рынке. В текущий период размер этих рисков уже достигает не десятков тысяч, а миллионов долларов, а состояние многих фармацевтических корпораций на зарубежных рынках зачастую может быть даже хуже, чем в Украине. В связи с этим отсутствует не только готовность, но и возможность принимать на себя кризисные риски. Примером этого явился отказ целого ряда производителей компенсировать курсовые потери дистрибьюторам в октябре-ноябре 2008 г. и перейти на режимы отсрочки платежей.

Кризис 1998 г. продлился около четырех лет.

Условно мы разделяем его на периоды следующим образом:

  • быстрое снижение объема рынка с 1998 до достижения минимума в 1999 г.;
  • стабилизация на минимуме в 2000 г. — медленный рост в 2001 г.;
  • быстрый рост 2002 г.

Объем розничного фармацевтического рынка Украины в 1998 г. в отпускных аптечных ценах составил 520,4 млн. USD или 463,7 млн. упаковок.

В 1999 г. рынок потерял четверть своего объема в стоимостном выражении, преимущественно за счет импортных препаратов (при том что часть снижения уже была реализована в конце 1998 г.).

В натуральном выражении в момент кризиса произошло кратковременное увеличение объемов продаж, вероятно, за счет переключения на более мелкие и дешевые упаковки и дозировки (рис.2.–3, табл.1).

Рис.2. Динамика розничного фармацевтического рынка Украины в 1998–2002 гг., объемы продаж в тыс. USD и в тыс.упаковок


Рис.3 Темпы прироста розничного фармацевтического рынка Украины в 1998–2002 гг., в стоимостном и натуральном выражении, %


Табл. 1. Динамика розничного фармацевтического рынка Украины в 1998-2002 гг.
  1999Y / 1998Y 2000Y / 1999Y 2001 / 2000Y 2002Y / 2001Y

Market, GR SV, %

–26

2

14

29

Market, GR TU, % 19 9 –2 16
Market, UpLift SV$*000 –135063 6991 56777 131639

Market UpLift TU units*000

85888

49521

–11415

94059


Вопреки ожиданиям, в первый год кризиса несколько больше пострадали рецептурные препараты. Это могло быть связано с более высокой средневзвешенной ценой рецептурных препаратов, усилением тенденции к самолечению на фоне ослабляющейся системы здравоохранения (или лечению по советам аптекаря /рекламы). Кроме того, в структуре потребителей рецептурных препаратов существенную долю занимают пожилые пациенты, «хроники» и инвалиды. Именно их покупательная способность пострадала больше.

В стоимостном выражении снижение объемов продаж произошло главным образом за счет импортных препаратов. Их продажи снизились почти на 40 %. Продажи отечественных препаратов снизились менее чем на 5 %.

Негативный тренд у импортных препаратов наблюдался в течение двух лет, в то время как отечественные производители увеличили свои продажи уже на протяжении первого года кризиса. В натуральном выражении эта закономерность была еще более ярко выраженной. Это обеспечило украинским производителям увеличение рыночной доли на момент кризиса, как в деньгах, так и в упаковках, более чем на 10 % (рис. 4–5).

Рис. 4 Объемы розничных продаж отечественных и иностранных препаратов в 1998–2002 гг. (тыс. USD)


Рис. 5 Объемы розничных продаж отечественных и иностранных препаратов в 1998‑2002 гг. (тыс. уп.)



Динамика продаж двадцати крупнейших фармпроизводителей в стоимостном и натуральном выражении приведена на рис. 6–7, табл. 2.

Рис. 6 Темпы прироста объемов продаж двадцати лидирующих фармацевтических компаний в стоимостном выражении, 1999–1998, %


Рис. 7 Темпы прироста объемов продаж двадцати лидирующих фармацевтических компаний в натуральном выражении, 1999–1998, %


Таблица 2. Динамика доли ТОП-10 производителей ЛС по объемам продаж в стоимостном выражении, 1998–2002 гг., %
Corporation Sh SV In all 1998Year % Sh SV In all 1999Year % Sh SV In all 2000Year % Sh SV In all 2001Year % Sh SV In all 2002Year %

Sanofi-Aventis

7,1

6,0

5,7

5,7

5,3

Darnitsa (UA)

4,3

6,7

6,0

4,6

4,4

Artehum (UA) 3,9 4,8 5,2 5,0 4,5

Borschagovsky CPP (UA)

3,8

4,9

4,6

3,7

3,3

Richter Gedeon

3,7

3,4

3,3

3,1

2,8

KRKA 2,9 2,2 2,3 2,5 2,6

Bayer Healthcare

2,8

1,9

1,8

2,3

2,5

Sandoz

2,6

2,4

2,6

2,6

2,5

Zdorovye (UA) 2,4 3,1 3,2 3,0 2,7

Boehringer Ingelheim

2,2

1,7

1,4

1,2

1,3


Цифры падения / прироста продаж отдельных АТС классов и активных веществ существенно отличались от среднего рыночного показателя, что свидетельствовало о значительном изменении внутренней структуры рынка. В качестве примера приведены данные по темпам прироста пяти крупнейших молекул (табл. 3).


Таблица.3. Темпы лидирующих по объемам продаж МН в стоимостном и натуральном выражении,1998–2002 гг., %
IN GR SV 1999 vs 1998 % GR SV 2000 vs 1999 % GR SV 2001 vs 2000 % GR SV 2002 vs 2001 % GR TU 1999 vs 1998 % GR TU 2000 vs 1999 % GR TU 2001 vs 2000 % GR TU 2002 vs 2001 %

market

–26

 

 

 

19

 

 

 

paracetamol comb.

–6

–3

21

30

52

45

15

14

metamizole sodium comb. –26 –6 2 28 –3 23 6 24

ciprofloxacin

–54

1

16

22

–30

43

29

46

trimethoprim, sulfamethoxazole

–2

–20

–13

1

10

–18

–14

3

drotaverine –24 0 2 12 –8 2 2 27


Во время кризиса мы наблюдали значительное снижение средней взвешенной цены, что свидетельствовало об увеличении потребления более дешевых упаковок. Вместе с тем, имело место и абсолютное удешевление препаратов в долларовых ценах, в большей степени отечественных (Рис. 8–9).

Рис. 8 Изменение розничных цен на 1000 лидирующих по объемам продаж (USDUSDUSD) отечественных препаратов в 1999 г. к 1998 г., %


Рис. 9 Изменение розничных цен на 1000 лидирующих по объемам продаж (USDUSDUSD) импортных препаратов в 1999 г. к 1998 г., %


В 1999 г. по сравнению с 1998 г. стоимость аптечной корзины (4,5 тыс. препаратов, продававшихся в 1998 и в 1999 гг.), снизилась на 22 %.

В группе отечественных препаратов снижение абсолютных цен — 34 %, в группе импортных препаратов — 15 %.

Фармацевтический рынок Украины. Прогноз на 2009 год

И в 1998, и в 2008 годах процессы на фармацевтическом рынке носят «ведомый» характер и зависят от последствий решений, принимаемых в макроэкономически более значимых областях. Поэтому его фазность и длительность будет синхронна макрокризису.

В настоящее время на макроэкономическом уровне мы не видим четких маркеров не только оживления экономической ситуации, но даже достижения ее дна. Только когда мировая, а затем и украинская экономика пройдут эти совершенно конкретные точки, можно ожидать ее оживления. А вслед за ней и оживления фармрынка.

В связи с этим мы прогнозируем, что текущий кризис будет более длительным, чем в 1998-2002 годах, и его дно не будет достигнуто, вопреки мнению многих экспертов, летом этого года. Мы ожидаем, что падение продлится как минимум до лета 2010 г. На этом фоне мы будем видеть несколько периодов оживления, обусловленных сезонными колебаниями рынка.

Наиболее устрашающие проценты падения мы, вероятнее всего, будем наблюдать в первом полугодии. Это будет связано с такими объективными причинами, как продолжающаяся разбалансировка фармрынка из-за вмешательства государства, сокращением оборотных средств и товарного кредитования и снижением активности фармпроизводителей.

При определении темпов прироста рынка будет иметь место и такой сугубо математический фактор, как деление низких объемов продаж уже кризисного первого квартала 2009 г. на один из самых благополучных кварталов 2008 г. Потому показатель падения рынка будет впечатляющим в первом квартале, но в целом по году несколько выровняется за счет 3–4 кварталов.

В 2009 г. по сравнению 2008 годом мы ожидаем падения фармрынка до — 22 %, с учетом того падения, которое уже произошло в конце прошлого года.

Тем не менее, даже в условиях кризиса сохраняются целые группы препаратов, по которым мы прогнозируем позитивный рост, по некоторым даже до + 30–50 %.

Также позитивные показатели роста прогнозируются нами и для целого ряда компаний-производителей.

К сожалению, такие позитивные сигналы пока что не свидетельствуют об оживлении рынка в целом, а только об его прераспределении.

http://www.provisor.com.ua






© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика