![]() |
![]() |
![]() |
|||
![]() |
![]() | ||||
|
Медицинская информация: достоинства и недостатки современного информационного пространстваОльга Зорина, провизор, Татьяна Шитова, врач, Медицинская редакторская студия «МедКорр», Россия, Рязань. Информационное пространство современности чрезвычайно велико. При желании человек может стать обладателем разнообразной информации: сугубо научной и популярной, необходимой и ненужной, привлекательной и пугающей. Медицинская информация в этой череде занимает особенное место, ведь рано или поздно любой человек оказывается в подобной информации заинтересован. При поиске таких сведений сразу возникает вопрос: в каком объеме они нужны человеку? Конечно же, все зависит от обла-сти применяемых знаний. Будь то научный сотрудник, практикующий врач, фармацевтический работник или пациент — во всех перечисленных случаях точка приложения информации будет абсолютно разной. Недаром уже в пору возникновения и развития различных медицинских наук именно специальная информация оставалась закрытой для пациента. В XVII веке, например, к обучению допускались только молодые люди, знающие латынь, лишь много позже доступ к медицине стал многоязыковым, но власть латыни в медицине осталась до сих пор: знание анатомии человека предполагает знание латыни, рецепты на лекарственные средства также выписываются на латыни и проч. Такие тонкости — не что иное, как попытка скрыть от пациента какую-либо информацию о болезни или лечении, желание оградить больного от ненужных ему медицинских терминов. Однако в большинстве случаев это сделать не удается. В разрезе всего процесса лечения интересен факт отношения к лекарствам различных его участ-ников. Для врача лекарство — это инструмент лечения больного, обязательная составная часть терапии, для провизора — объект ежедневной работы и досконального знания, для пациента — надежда на выздоровление и, к сожалению, очень часто — объект для экспериментов над собственным организмом. Самолечение в последние годы приобретает размеры катастрофы, огромное количество препаратов безрецептурного отпуска создает благодатную почву для этого явления. Точка № 1. Пациент и информацияПациент является первым звеном цепочки информации, соединяющей больного, врача и провизора. В процессе обучения, практики, общения с коллегами врачами и провизорами приобретается определенный объем сведений, но в узком русле своей специальности, совокупность же знаний пациента зависит от его личного понимания проблемы. Как правило, необходимость в какой-либо медицинской информации возникает у пациента в моменты появления хронического заболевания. В силу несовершенства общедоступной системы медицинского обслуживания, в случае негативного опыта общения с врачом, и, возможно, из-за недоступности современных методов лечения, человек начинает искать другие пути, по его мнению — гораздо более эффективные, чем методы официальной медицины. Именно в этом случае пациент оказывается в море информации, которая порой не имеет ничего общего с медицинской или фармацевтической, а лишь мимикрирует, подстраивается под нее. Основная характеристика современного мира — это тотальное отсутствие свободного времени, полная занятость работающего человека, невозможность вплотную заняться своим здоровьем до того момента, пока, как говорится, момент этот не станет переломным. Современный человек вынужден отказывать себе в отдыхе, а значит — в профилактике многих заболеваний, итогом напряженного ритма жизни становится эмоциональное и физическое истощение. Именно этот момент является точкой, из которой вероятно различное развитие событий: во-первых, человек может ощутить для себя необходимость обширной медицинской информации, а «напитавшись» ею, вместо того, чтобы обратиться к доктору, начинает заниматься самодиагностикой и самолечением; во-вторых, он, конечно, может обратиться к врачу, но стоит ли говорить, что современная общедоступная система медицинского обслуживания далека от совершенства, а это может неблагоприятно сказаться на самом процессе лечения; наконец, возможно и полное неприятие официальных методов лечения и использование нетрадиционных способов, что бывает опасно для здоровья. Чем, собственно, может быть чревато обладание медицинской (или псевдомедицинской) информацией для пациента? В первую очередь стоит говорить о ее достоверности, которая может быть достигнута только в сугубо медицинских изданиях, доступных для понимания лишь специалистам. Огромная часть сведений, предоставленных для свободного чтения в популярных изданиях — это всего лишь фикция, описывающая малую толику проблемы и, кстати, далеко не всегда правильно. Однако огромная масса людей вместо визита к врачу читает популярные статьи и книги, в итоге все они оказываются перед провизором в аптеке, «точно» зная собственный диагноз и методики лечения — от медикаментозных до физиотерапевтических. Печальными последствиями самолечения могут стать не только побочные эффекты приобретенных лекарственных средств, но и обострение заболеваний, о которых пациент и не знал до этого времени. Практическая информация для провизора: Пациент имеет право на получение информации о назначенном ему препарате, его основных воздействиях на организм, возможных побочных эффектах, но эту информацию он должен получать от врача или провизора, в рамках их квалификации, конечно. Именно специалисты способны преподнести ее в доступной форме. Конечно же, ответы профессионалов: «Вам это знать незачем» или «Вы все равно ничего не поймете» совершенно недопустимы и говорят об их низкой квалификации. В процессе общения с пациентом провизору необходимо уточнить, с какой целью и по каким показаниям приобретается лекарство (особенно, если оно законодательно имеет рецептурный статус). До клиента важно донести информацию о небезопасности применения определенных лекарственных средств без назначений врача. Конечно, может возникнуть ситуация, когда покупатель проявляет явную агрессию в отношении работника аптеки, в этом случае не лишним будет напомнить клиенту, что в том числе и в этом заключается работа провизора — предвидеть и предупреждать ошибки пациента. Точка № 2. Врач и информацияВ последние годы во всех странах мира поднимается вопрос о необходимости создания единого медицинского информационного пространст-ва, которое позволило бы оптимизировать работу лечебно-профилактических учреждений всех уровней, организовать более тесное взаимодействие клиницистов и фармацевтов. Создание такого пространства даст возможность любому человеку получить объективную информацию по интересующему его вопросу, быть в курсе новейших достижений медицинской науки и фармакологии. Уровень развития информационных технологий на современном этапе позволяет сделать мечты реальностью.
Один из главных вопросов, который сможет решить создание единого медицинского информационного пространства, это возможность получения врачом своевременной и полной информации по лекарст-венным средствам, без которой невозможно качественное оказание помощи пациентам. Сейчас нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда провизор лучше врача информирован о наиболее эффективных препаратах и новинках, поступивших в аптечную сеть. Этому способствуют достаточно редкие (раз в несколько лет) курсы повышения квалификации врачей, недоступность посещения для большинства практических специалистов проводимых симпозиумов и конференций. Единственным источником информации часто становится представитель той или иной фармацевтической компании, который по определению не может быть объективным. В какой-то мере, положительное влияние на ситуацию оказывает Интернет, но, к сожалению, не все врачи имеют в своем распоряжении компьютер, или просто не умеют им пользоваться.
Большинство врачей твердо убеждены в необходимости ограничения и строгой фильтрации сведений по фармацевтическим препаратам. Абсолютно неприемлема широкая реклама любых лекарственных средств и БАД. Каждое лекарство имеет широкий спектр показаний, противопоказаний и побочных эффектов, оценить и сопоставить которые в полной мере способен только человек с медицин-ским образованием. Каждый врач сталкивается в своей практике с ситуацией, когда приходится убеждать (иногда безрезультатно) человека в эффективности и безопасности препарата, после того, как он прочел список побочных эффектов или противопоказаний на вкладыше. Человеку, несведущему в медицине, сложно объяснить, что производитель прописывает даже крайне редкие, практически не встречающиеся побочные эффекты, чтобы обезопасить себя. С другой стороны, навязчивая реклама провоцирует широкое распространение самолечения, наносящего порой непоправимый вред здоровью человека не только за счет непосредственного влияния на организм лекарства, применяемого без учета противопоказаний, но и за счет перехода болезни в хроническую форму, вследствие неадекватности терапии. Многие побочные эффекты человек без специального образования просто не в состоянии оценить в должной мере. Например, в побочных эффектах некоторых медикаментов фигурирует удлинение интервала QT, которое большинством людей воспринимается как обычное изменение каких-то медицинских параметров, для врача же — это риск развития аритмии, и к назначению такого препарата любой адекватный врач будет подходить очень осторожно, с учетом всех имеющихся у пациента факторов риска. Особенно тягостная ситуация складывается, когда речь идет о детях. Большинству людей не придет в голову самостоятельно ремонтировать свою машину или компьютер, но они почему-то считают себя компетентными, когда помощь необходима их детям. Результат такого безответственного отношения к здоровью своих детей — широкое распространение лекарственной аллергии, дисбактериоза, высокий процент хронических заболеваний среди детского населения. Практическая информация для провизора: Многие посетители аптек приходят к провизору, минуя врача. В последнее время процент таких клиентов увеличивается, эта негативная тенденция сказывается непосредственно и на работниках аптек. Фармацевт, который по долгу службы обязан контролировать возможное неадекватное применение лекарственных препаратов, порой вынужден буквально уговаривать пациента обратиться к врачу, предотвращая нанесение вреда здоровью пациента. Однако корректно сделать это — довольно сложная задача, да и эмоциональные силы специалиста далеко не всегда стремятся к бесконечности. В такой ситуации хорошим подспорьем в работе фармацевта служит наличие в аптеке дополнительной услуги — консультации врача-терапевта (которая может быть бесплатной или платной). Другая «ветка» разрешения подобных конфликтных ситуаций — назначение ответственного сотрудника в аптеке, который, обладая определенными психологическими навыками общения с клиентами, может помогать первостольникам в их нелегком деле. Конечно, подобные рекомендации относятся больше к руководителям аптек или отделов безрецептурного отпуска аптек; непосредственно первостольникам достается самая большая часть нагрузки по общению с разборчивыми клиентами. 1. Рекомендуется сделать акцент клиента на том факте, что применение препаратов, находящихся в рецептурном статусе (но, тем не менее, отпускаемых) чревато серьезными побочными эффектами, что ставить диагноз и назначать лечение должен только врач, равно как и отслеживать возможные побочные эффекты. 2. Фармацевт не может в полной мере оценить риски применения лекарственных препаратов, поскольку он не является клиническим специалистом, в основе его деятельности лежат глубокие знания состава и действия лекарств, но отнюдь не симптоматика и течение патологического процесса. Точка № 3. Провизор и информацияПоскольку в настоящее время существующая система не предполагает прямой связи провизор-врач-пациент, все участники этого процесса оказываются в своеобразной информационной ловушке. У врача порой не бывает свободного времени объяс-нить пациенту, по каким параметрам он назначил конкретный препарат, у опытного провизора могут возникнуть сомнения в вопросе назначения, более безответственный — не обратит внимания и отпустит препарат. Не секрет, что фармацевты вносят негативный вклад в дело распространения самолечения. К сожалению, вопросы прибыли иногда превалируют над вопросами безопасности медикаментозного лечения. Несмотря на то, что многие лекарственные средства относятся к препаратам рецептурного отпуска, большинство из них можно совершенно свободно приобрести в аптечной сети. Конечно, это не вина рядового провизора, это, в первую очередь, несовершенство существующей системы, однако абсолютно все недочеты списывать на структуру нельзя. Все же огромное значение имеет пресловутый человеческий фактор, который в фармацевтической деятельности особенно важен. К слову, основным источником информации для провизора-первостольника являются медицинские представители, именно они чаще всего проводят конференции и презентации по лекарственным препаратам и ИМН. Таить здесь нечего — далеко не всегда информация из этих уст бывает объективной. Большинство фармацевтов считает оптимальным прямое общение с практикующими врачами в процессе конференций и встреч, поскольку в этом случае можно получить максимально достоверную информацию из первых уст. К сожалению, проведение таких независимых конференций — большая редкость. Крупные аптеки с большим коллективом практикуют проведение тематических кружков, в которых участвуют сами первостольники и приглашенные врачи. Но подавляющая масса специалистов по результатам опросов довольствуется новой информацией из специальных журналов и справочников. Практическая информация для провизора:
Если серьезно задумываться над сохранением здоровья нации, на государственном уровне должен быть окончательно решен вопрос о безрецептурном отпуске лекарственных средств. Антибиотики, ноотропы, антиаритмические средства, антикоагулянты и многие другие препараты должны отпускаться только по рецептам врача. Ответственный провизор, специалист высокого уровня, не должен идти на поводу у покупателей, объясняющих отсутствие рецепта очередями в поликлинике или низкой квалификацией врачей. Необходимо объяснять людям недопустимость самостоятельного выбора медикаментов и необходимость предварительной врачебной консультации, тем более что в современных условиях пациент свободен в выборе специалиста.
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
|||
![]() |
|
![]() |