Логотип журнала "Провизор"








Аптечный рынок Украины: итоги I квартала 2007 года

В предыдущей статье нами были приведены объемы аптечного рынка Украины по итогам 2006 г. За прошедший период, I квартал 2007 г., на аптечном рынке произошли изменения, оценку которых мы предлагаем вашему вниманию в настоящей статье.

Согласно данным «Розничного аудита ГЛС в Украине»тм, объем аптечного рынка страны по итогам первых трех месяцев 2007 г. достиг 373,5 млн долл. в оптовых и 461,6 млн долл. США в розничных ценах, прирост относительно аналогичного периода 2006 г. составил +30 % и +27 % соответственно. Еще более заметно выросла средняя розничная цена за упаковку ГЛС в 2007 г.: данный показатель увеличился на треть по сравнению с I кварталом 2006 г., тогда как рост относительно уровня IV квартала 2006 г. достиг 20 %. Средняя аптечная наценка составила 24 %. Показатель потребления лекарств на душу населения составил 9,88 долл. в розничных ценах. «Десятка» производителей в целом стабильна: «четверка» лидеров сохранила свои позиции, а в состав рейтинга вошел лишь один новый участник — Biologische Heilmittel Heel — компания-производитель гомеопатических лекарственных препаратов (Траумель С, Вибуркол, Лимфомиозот и др.). Темпы роста продаж отечественных производителей, представленных в «десятке», заметно уступали среднему показателю по рынку, в результате чего их доля несколько сократилась по сравнению с предыдущим анализируемым периодом.

Среди ведущих торговых марок лидерство по-прежнему удерживает Эссенциале Н, в то время как в остальной части рейтинга произошли перестановки по итогам I квартала 2007 г. Препарат Лазолван переместился на 2‑е место с 10‑го благодаря 88 %-ному приросту продаж. Еще более значимый скачок совершил российский препарат Арбидол, аптечные продажи которого выросли более чем в 3 раза по сравнению с предыдущим анализируемым периодом. Препарат для лечения остеоартроза Терафлекс покинул рейтинг.

Таблица 1 Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж в I квартале 2007 г.

Место в рейтинге Производитель Доля в общем объеме аптечных продаж, %
I кв. 2007 г. I кв. 2006 г. I кв. 2007 г. I кв. 2006 г.
1 1 Sanofi-Aventis* 4,1 4,6
2 2 Berlin-Chemie/Menarini Pharma G.m.b.H.* 4 3,7
3 3 Novartis (вкл. Lek-Sandoz)* 3,6 3,4
4 4 Дарница 3 3,4
5 8 Servier /Egis* 2,8 2,7
6 9 GlaxoSmithKline* 2,7 2,5
7 7 Артериум 2,6 2,8
8 6 KRKA D. D. 2,6 2,9
9 5 Фармак 2,5 3
10 17 Biologishe Heilmittel Heel GmbH 2,1 1,7
Итого     30 30,7

* Члены AIPM.

Таблица 2 Десять ведущих торговых наименований по объему аптечных продаж в I квартале 2007 г.

Место в рейтинге Торговое наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
I кв. 2007 г. I кв. 2006 г. I кв. 2007 г. I кв. 2006 г.
1 1 Эссенциале Н 1,1 1,2
2 10 Лазолван 0,9 0,6
3 2 Актовегин 0,9 0,9
4 4 Милдронат 0,8 0,8
5 6 Цефтриаксон 0,7 0,8
6 3 Фезам 0,6 0,9
7 7 Но-шпа 0,6 0,8
8 5 Виагра 0,5 0,8
9 8 Арбидол 0,5 0,2
10 9 Кетанов 0,5 0,6
Итого     7 7,6

Таблица 3 Десять ведущих МНН по объему аптечных продаж в I квартале 2007 г.

Место в рейтинге МНН/группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
I кв. 2007 г. I кв. 2006 г. I кв. 2007 г. I кв. 2006 г.
1 1 Поливитамин + мультиминерал 1,6 2
2 4 Амброксол 1,4 1,1
3 2 Фосфолипиды 1,1 1,2
4 5 Диклофенак 1 1,1
5 3 Силденафил 1 1,2
6 6 Панкреатин 1 1
7 9 Цефтриаксон 0,9 0,9
8 10 Мельдоний 0,8 0,8
9 15 Поливитамины + прочие препараты 0,7 0,7
10 12 Триметазидин 0,7 0,8
Итого     10,2 10,8

Рейтинг МНН и группировочных наименований, представленный в таблице 3, также продемонстрировал некоторые изменения по сравнению с I кварталом 2006 г. Одним из новых участников рейтинга стала комбинация поливитамины + прочие препараты, продемонстрировавшая 31 %-ный прирост продаж по сравнению с соответствующим периодом 2006 г., тогда как увеличение продаж лидера рынка — группы поливитамин + мультиминерал — составило 4 %. Продажи пирацетама остались на уровне I квартала 2006 г., тогда как продажи дротаверина даже несколько сократились, вследствие чего МНН покинули список. Это позволило МНН триметазидин войти в рейтинг, несмотря на несколько замедленные темпы роста (+23 %).

В состав рейтинга АТС-групп по объему аптечных продаж вошел один новый участник — препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин, продемонстрировав темпы роста чуть выше среднерыночного показателя (+28 %). Доля витаминов в общем объеме продаж продолжает снижаться, поэтому, по всей видимости, группа покинет «тройку» лидеров в следующем анализируемом периоде.

Таблица 4 Десять ведущих АТС-групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС-код ATC-группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
I кв. 2007 г. I кв. 2006 г. I кв. 2007 г. I кв. 2006 г.
1 1 J01 Антибактериальные препараты для системного использования 8 7,3
2 2 N02 Анальгетики 6,1 6,5
3 3 A11 Витамины 4,8 5,7
4 4 R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля 4,5 4
5 7 M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты 3,6 3,4
6 6 A05 Препараты для лечения заболеваний печени и желчевыводящих путей 3,5 3,4
7 5 C01 Кардиологические препараты 3,4 3,8
8 9 N06 Психоаналептики 2,9 2,9
9 11 С09 Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин 2,7 2,7
10 10 N05 Психотропные препараты 2,6 2,7
Итого       42,1 42,4

Заключение

Аптечный рынок Украины продемонстрировал заметную динамику в денежном выражении по итогам анализируемого периода. В то же время потребление ГЛС в упаковках сократилось на 4 % относительно I квартала 2006 г., что свидетельствует о продолжающемся смещении предпочтений потребителей в сторону более дорогих препаратов. При этом присутствие отечественных производителей, несмотря на высокие позиции в рейтинге, несколько сократилось. Число компаний-членов AIPM осталось на уровне предыдущего анализируемого периода: пять производителей, вошедших в рейтинг, являются членами ассоциации.

Не меньший интерес представляет оценка рынка биологически активных добавок (БАД), результаты которой приведены в таблицах 5–7.

Таблица 5 Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж БАД в I квартале 2007 г.

Место в рейтинге Производитель Доля в общем объеме аптечных продаж, %
I кв. 2007 г. I кв. 2006 г. I кв. 2007 г. I кв. 2006 г.
1 7 Ferrosan AG 4,5 3,2
2 5 Эвалар 4,3 3,6
3 11 Экомед 3,6 2,7
4 1 Планета здоровья 2000 3,2 4,9
5 9 Элит-Фарм 3,2 3,2
6 28 Bausch&Lomb 2,7 1,1
7 2 Курортмедсервис 2,7 4,7
8 3 Fito Pharma 2,6 4
9 13 Sari Sekhat P. Dzh. 2,6 2,4
10 29 Экомир 2,6 1,6
Итого     30 30

Источник: «Розничный аудит БАД в Украине»™, RMBC

Таблица 6 Десять ведущих торговых наименований по объему аптечных продаж в I квартале 2007 г.

Место в рейтинге Торговое наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
I кв. 2007 г. I кв. 2006 г. I кв. 2007 г. I кв. 2006 г.
1 1 Цыгапан 3 4,4
2 16 Окувайт лютеин 2,7 1,1
3 2 Черника форте 2,7 2,5
4 3 Идеал 2,6 2,4
5 7 Чай Ключи здоровья № 1 фито ананас плюс для похудения 2,5 1,6
6 5 Барсучий жир 2,3 1,7
7 15 Лютеин-комплекс 2,3 1,1
8 4 Стрикс 1,9 2,3
9 Лида (для похудения) 1,7
10 14 Концентрат растительный Джерело 1,5 1,1
Итого     23,2 18,2

Таблица 7 Десять ведущих групп БАД по объему аптечных продаж в I квартале 2007 г.

Место в рейтинге Группа БАД Доля в общем объеме аптечных продаж, %
I кв. 2007 г. I кв. 2006 г. I кв. 2007 г. I кв. 2006 г.
1 1 БАД к пище, влияющие преимущественно на процессы тканевого обмена 28,2 29,2
2 2 БАД к пище для лиц, контролирующих массу тела 15,7 12,6
3 3 БАД к пище, поддерживающие функции органов пищеварения 12,8 10,7
4 7 БАД к пище, влияющие на гуморальные факторы регуляции обмена веществ 5,4 5,4
5 11 БАД к пище — источники веществ антиоксидантного действия и веществ, влияющих на энергетический обмен 5,3 3,9
6 4 БАД к пище, влияющие на функции центральной нервной системы 5,2 7
7 9 БАД к пище, поддерживающие функцию иммунной системы 4,1 4,3
8 5 БАД к пище, влияющие на функцию сердечно-сосудистой системы 4,1 5,6
9 12 БАД к пище, влияющие на процесс детоксикации и способствующие выведению из организма чужеродных и токсичных веществ 4,1 3,4
10 13 БАД различных групп 3,9 2,4
Итого     88,8 84,5

Источник: «Розничный аудит БАД в Украине»™, RMBC

Согласно данным «Розничного аудита БАД в Украине»™, по итогам первых трех месяцев 2007 г. объем аптечного рынка биологически активных добавок вырос на 48 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 10,4 млн долл. в оптовых и 14,4 млн долл. США в розничных ценах. Рост рынка обусловлен не только увеличением потребления в натуральном выражении (+27 %), но и нарастающей тенденцией перехода на более дорогие БАД. Так, средняя розничная цена в I квартале 2007 г. (2,08 долл.) превысила уровень годичной давно-сти на 18 %. Кроме того, увеличилась и средняя аптечная наценка, составившая по итогам анализируемого периода 38 %. Структура аптечного рынка по странам происхождения БАД несколько изменилась за год: производители постсоветского пространства (где львиная доля принадлежит России) и «западные» производители увеличили свои доли до 37 % и 14 %, соответственно, потеснив отечественных производителей (34 %).

В «десятке» производителей представлен лишь один украинский производитель — «Элит-Фарм», тогда как количество российских компаний выросло с трех в I квартале 2006 г. до пяти в I квартале 2007 г. Также по итогам анализируемого периода в список вошли Bausch&Lomb (США) и Sari Sekhat (Вьетнам). «Лекфарма Адонис» (Украина), «Эко-Мон» (Украина), Healthway (США) и Walmark (Чехия) покинули рейтинг по итогам первых трех месяцев 2007 г.

Не менее значительные изменения претерпела и «десятка» торговых марок: четыре из десяти участников списка сменились по итогам анализируемого периода. Следует отметить, что в рейтинге представлены четыре добавки, позиционируемые как средства для профилактики и лечения заболеваний зрения (Окувайт лютеин, Черника форте, Лютеин-комплекс и Стрикс), а также три добавки для лиц, контролирующих массу тела (Идеал, Чай Ключи здоровья № 1 и Лида).

Рейтинг групп БАД первого уровня классификации также изменился по сравнению с I кварталом 2007 г. Три новых участника вошло в «десятку»: БАД к пище — источники веществ антиоксидантного действия и веществ, влияющих на энергетический обмен, благодаря значительному росту аптечных продаж добавок Окувайт лютеин и Капилар заняли 5‑е место; БАД к пище, влияющие на процесс детоксикации и способствующие выведению из организма чужеродных и токсичных веществ, за счет увеличения продаж добавки Антиполицай Классик переместились на 9‑е место; 10‑е место в рейтинге текущего периода принадлежит БАДам различных групп, куда вошел активно растущий бренд Лютеин-комплекс.

По материалам AIPM-RMBC Market Bulletin






© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика