|
Престижно ли сегодня работать в аптеке?
|
Перечень профессиональных требований к работнику аптеки «обогатился» физической выносливостью, поскольку продолжительность рабочей смены нередко составляет 1012 часов, а иногда и полностью сутки. Чтобы работать в условиях постоянного психологического прессинга, который создается с противоположной стороны прилавка усилиями покупателей и медицинских представителей, провизорам и фармацевтам необходимо обладать значительной психологической устойчивостью.
Косвенным, но очень красноречивым признаком снижения статуса аптечного работника в общественном мнении до восприятия его просто как продавца лекарств, является уровень заработной платы. У работников аптек, даже при имеющемся во многих регионах недостатке специалистов с фармацевтическим образованием, зарплата практически такая же, как у продавцов в супермаркетах.
Справедливо ли это?
К сожалению, одой из причин недостаточно высокой оплаты труда аптечных работников является несоответствие общего уровня квалификации провизоров и фармацевтов возросшим запросам посетителей аптек и требованиям работодателей.
Аптеки сейчас выполняют социальную функцию оказания доступной медицинской помощи населению и содействия профилактике заболеваний, разделив эту миссию с практической медициной. В то же время провизоры и фармацевты имеют очень ограниченный объем знаний по клинической фармакологии и фармакотерапии, медицинской этике и деонтологии. Основы психологии общения с посетителями более или менее успешно осваиваются сотрудниками аптек самостоятельно, с приобретением профессионального опыта.
Вопрос же применения методик техники продаж в аптеке для довольно большой части провизоров и фармацевтов, особенно старшего поколения, вообще является спорным, не говоря уже о владении и успешном их применении в повседневной работе.
Некоторые аптеки, осознав необходимость предоставления своим посетителям возможности не только приобрести лекарственные препараты, но и получить грамотную консультацию по вопросам лечения и профилактики заболеваний, вводят в свой штат врача-консультанта. Однако попытки провизоров и фармацевтов переложить часть своих профессиональных обязанностей на приходящего доктора не дают желаемого повышения уровня сервиса для покупателей и зачастую приводят к новым проблемам. Основной недостаток присутствия в аптеке врача-консультанта даже не в том, что действительно грамотный, квалифицированный, опытный специалист, умеющий найти индивидуальный подход к пациентам, вряд ли согласится вести прием больных за аптечным прилавком. Провизоры и фармацевты, оставляя себе только лишь торговую функцию, ставят под сомнение собственную компетентность в консультировании посетителей аптеки по вопросам применения лекарств, тем самым несознательно понижая свой статус как специалистов в области здравоохранения.
Где же выход из сложившейся ситуации?
Необходимо реальное, значительное повышение квалификации провизоров и фармацевтов, работающих в аптеках. Пока разрабатываются, согласовываются и утверждаются изменения в программах подготовки и последипломного обучения фармацевтов и провизоров в фармацевтических учебных заведениях, аптекам уже сейчас необходимо соответствовать современным требованиям к ним и как к учреждениям здравоохранения, и как к приносящим доход торговым точкам. Крупные аптечные сети, имеющие в своем распоряжении значительные кадровые, материальные и интеллектуальные ресурсы, создают собственные корпоративные программы профессионального обучения сотрудников аптек. В процессе подготовки занятий используются материалы специализированных медицинских и фармацевтических изданий, разнообразных справочников, информация из Интернета, обобщается успешный профессиональный опыт. Наибольшее внимание уделяется практической направленности обучения, освоению навыков, способствующих повышению качества обслуживания и консультирования посетителей аптек. Поскольку в динамично развивающихся аптечных сетях особенно важно достичь ощутимых устойчивых результатов обучения специалистов в оптимальные сроки, занятия проводятся специально обученными бизнес-тренерами с применением современных интенсивных методик (тренинги, ролевые игры, мастер-классы, коучинг).
Провизорам и фармацевтам независимо от места работы (крупная аптечная сеть, городская или сельская аптека) необходимо осознать прежде всего свою личную ответственность за собственную компетентность. Сотрудники аптек, так же как и врачи, преподаватели, на протяжении всего периода своей профессиональной деятельности должны постоянно совершенствовать свои навыки, пополнять знания актуальной и объективной медицинской и фармацевтической информацией, чтобы обеспечить высокий уровень качества своей работы.
Украинским аптекам предстоит внедрить Международные стандарты надлежащей аптечной практики (Good Pharmacy Practice), в соответствии с которыми современная аптека берет на себя такие функции, как пропаганда здорового образа жизни и профилактика заболеваний, влияние на рациональное применение рецептурных лекарственных средств, оказание консультативной помощи населению по грамотному самолечению. Это подразумевает принятие провизорами и фармацевтами своей доли ответственности за результаты лечения наряду с другими работниками здравоохранения и самими пациентами.
Таким образом, для того чтобы профессия аптечного работника была уважаема и престижна, достойно оплачивалась, провизорам и фармацевтам нужно значительно повысить свой профессиональный уровень в соответствии с современными требованиями: быть компетентными специалистами в области здравоохранения.
Главная • Архив • Реклама на сайте • Почта: [email protected] |