|
Опыт функционирования формулярной системы в странах Евросоюза, Северной Америки и Австралии и перспективы внедрения в УкраинеОливье Аппэкс, Франция, проект Европейской комиссии ТАСИС Kраткая история формуляровФормулярные системы начали применяться в странах, где уже были разработаны медицинские стандарты (например, начиная с 1930 в Франции для облегчения определения тарифов медицинского обслуживания). Но формулярные списки появились как таковые только после того, как была разработана система медицинского страхования (в США начиная с 1930, в Европе 1945 г.) Цель формулярной системы: совершенствование системы стандартов диагностики и лечения, а также регулирование стоимости услуг гражданского здравоохранения (медицинского страхования). Для достижения этой цели врачи обладают определенной свободой в назначении лекарственных препаратов, но в пределах определенного регламента или в рамках финансирования предоставленного системой страхования (непрямой контроль). Необходимость выработки критериев для отбора препаратов, включаемых в формулярные списки, привела к появлению фармакоэкономического анализа. Как показывает практика, стандарты диагностики и лечения (клинические протоколы) обеспечивают качество медицинского обслуживания, хотя иногда они подвергаются критике. Совершенствование системы назначения препаратов в разных странахВ США система здравоохранения очень фрагментирована. Для оплаты услуг разработана государственная (Medicare et Medicaid) и частные системы медицинского страхования (дорогостоящие и сложные). Не существует национальных протоколов и национального формулярного списка. Некоторые протоколы и формулярные списки были разработаны частными страховыми компаниями (для собственных нужд) и отдельными университетами. В 1999 году была предпринята попытка разработать национальную формулярную систему, но безуспешно. В США нет системы контроля цен (единичный случай среди развитых стран), поэтому стоимость препаратов очень высока. Именно из-за этого врачи часто назначают генерические препараты. Канада имеет федеральную систему здравоохранения (с гражданским универсальным медицинским страхованием), которая является определяющей для провинций. Каждая провинция определяет стоимость лечения и разрабатывает списки медикаментов, которые они готовы или отказываются оплатить. Впервые фармакоэкономический анализ был применен на практике в провинции Онтарио, чтобы отобрать препараты, оплачиваемые медицинской страховкой (соотношение цена эффективность). В Австралии также разработана государственная система медицинского страхования, при этом используется фармакоэкономический анализ для подбора препаратов. В начале 90-х годов федеральным парламентом была создана комиссия по изучению эффективности функционирования системы медицинского обслуживания. Наблюдается сильное сопротивление фармацевтической индустрии (резкие выпады против федеральной комиссии). В итоге комиссия доказала свою правоту, подтвердила независимость, опираясь на государственную поддержку. Рекомендации по компенсации стоимости в Австралии базируются на расчете годовой стоимости жизненно необходимых лекарств. В России в 1993 году была разработана программа «Рациональный фармацевтический менеджмент» при финансовой поддержке агентства USAID и технической поддержке двух американских некоммерческих организаций в сотрудничестве с Российским центром фармацевтической и медико-технической информации. Были разработаны формулярные справочники для Новгородской и Псковской областей, федеральный формуляр в неэлектронном формате (вышло уже пятое издание) для представителей регионального управления здравоохранения, а также список основных препаратов, на базе которых разрабатываются региональные списки. Проблемы, с которыми сталкивается система, разработанная в Российской Федерации:
ВыводыНа основе анализа опыта зарубежных стран можно сделать следующие выводы. Формуляры к лекарственным средствам должны содержать надежную и основанную на доказательствах информацию о лекарственном средстве, его действии, различных схемах применения и быть связанными со стандартами диагностики и лечения, которые постоянно обновляются. Необходимо разработать рекомендации основные принципы для каждого уровня системы здравоохранения, включая рекомендации для первичного звена и специальный (сестринский) уход. Он должен соответствовать тяжести заболевания, требуемому вниманию в государстве и уровню квалификации лечащих врачей. Важно учитывать, что формулярная система не просто перечень лекарственных средств и их характеристика. Она должна быть динамичной, регулярно обновляться, особенно с введением новых технологий. Для этого целесообразно создание междисциплинарного учреждения, объединяющего ученых и официальных лиц, представляющих профессиональную медицину и фармакологию, представителей общественных организаций (хотя бы с точки зрения связи формуляров с национальной системой медицинского страхования), других представителей индустрии (в частности, из фармакологических компаний-производителей). В идеальном случае в процессе должны участвовать также пациенты. Рабочие группы или комиссии, ответственные за введение принципов системы формуляров и управление, должны быть независимыми от какойлибо из заинтересованных сторон. Проведено очень мало исследований, которые подтверждают ощутимое влияние введения системы формуляров на:
Формуляры к лекарственным средствам не оказывают большого влияния на медицинскую практику, если в систему не включены некоторые важные детали:
Там, где были попытки введения системы формуляров, проводились долгие обсуждения, освещенные профессиональными информационными изданиями, значительное сопротивление оказывали частные фармацевтические компании; они пытались если не приостановить процесс, то хотя бы повлиять на него, особенно если анализ экономической эффективности был включен в процесс отбора лекарственных средств из перечня. Также документально отражено сопротивление введению формуляров со стороны пациентов и врачей, особенно в США. Практические стороны введения системы формуляров могут сделать ее сложной в применении лечащими врачами (набор норм, работа с бумагами, контрольные мероприятия), а научное подтверждение правильности выбора, указанного в рекомендациях, не всегда указано или обосновано. Система формуляров обычно разрабатывается (как минимум, в Европе) под руководством национальных или местных управлений здравоохранения, но профсоюзы и общественные объединения также принимают активное участие, а иногда являются инициаторами разработки рекомендаций. Включение фармакоэкономики (анализ экономической эффективности и прибыльности) в процесс отбора лекарственных средств является комплексным, поднимает многие вопросы. Скорее всего формулярный перечень будет определяться наиболее комплексной терапией, где возможны различные схемы, сопоставимые в ходе соответствующих клинических исследований. Система формуляров является относительно дорогостоящей. Она требует адекватного финансирования, которое часто не обеспечивается и, скорее всего, не будет являться частью отчислений на здравоохранение из национального и местных бюджетов Украины.
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
|||
|