![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() | |||||||||||||||||
|
Оценка возможных последствий введения НДСГ. В. Хомяков, ЧФ «КОММАРК» ВведениеВведение НДС на лекарственные средства то, о чем так жарко спорили весь 2003 г., свершилось. Министерство здравоохранения Украины пока смогло смягчить нанесенный удар по здоровью населения и фармацевтической отрасли. Но, похоже, это временная передышка, а значит, пришла пора задуматься о последствиях связанного с НДС роста цен на лекарства. В июне-августе 2003 г. в ряде публикаций анализировались возможные последствия введения НДС на лекарства [4, 6, 10, 13 и др.]. К началу 2004 г. появились новые данные о результатах российского опыта введения НДС и изменении конъюнктуры украинского фармацевтического рынка. В связи с этим в настоящей работе рассматриваются вопросы, связанные с анализом влияния НДС на цены, потребление лекарственных средств и состояние отечественного производства дешевых препаратов. Методы исследованияВ качестве источников информации о состоянии рынка использовались материалы публикаций, результаты собственных маркетинговых исследований и наблюдений. Для получения количественных оценок последствий введения НДС анализировали данные об изменении потребления лекарственных средств после введения НДС в России в 20022003 гг. [13, 8, 9, 12]. При этом учитывали, что в Украине распределение цен на отечественные и импортные препараты перед введением НДС соответствует виду, представленному на рис. 1. Для оценки последствий сокращения перечня лекарств, освобожденных от НДС, моделировали развитие ситуации в случае, когда продажа всех лекарственных средств облагается НДС. При выборочном введении НДС полученные данные можно использовать в качестве исходных оценок для препаратов, с продажи которых будет взиматься НДС. Дополнительно необходимо учесть эффект перераспределения потребления в пользу конкурирующих марок, освобожденных от НДС. Процедуры расчетов громоздки и их описание выходит за рамки настоящей публикации. Поэтому ниже представлены лишь результаты анализа с описанием предпосылок, положенных в основу построения прогнозов. Ссылки на источники и детали обработки данных приводятся по ходу изложения результатов. Обработка информации осуществлялась с использованием общепринятых методов и процедур визуализации данных и статистического анализа. Замечания, касающиеся некоторых аспектов применяемых способов анализа, изложены в [13]. РезультатыТеоретически НДС уплачивается потребителем [5]. На практике он больно бьет как по населению, так и по национальным операторам фармацевтического рынка. Для оценки последствий введения НДС необходимо оценить связанные с ним рост уровня цен и снижение объемов потребления лекарственных средств. Структура цен отечественных и импортных препаратов в IV квартале 2003 г.На рисунке 1 представлена структура цен на внутреннем рынке продукции 20 ведущих производителей лекарственных средств (8 отечественных и 12 зарубежных компаний) в 4 кв. 2003 г. Данные получены в результате анализа цен 1331 наименования препаратов (640 отечественных и 691 импортных).
Распределение цен на лекарственные средства близко к логнормальному виду. Отечественные лекарства дешевле 10 грн. составляли 81% наименований, тогда как импортные только 14 %. Таким образом, вызванное введением НДС повышение цен на лекарственные средства в первую очередь ударит по доступности лекарств для малообеспеченных слоев населения и отечественным производителям. Оптимистический сценарийВ основу оптимистического прогноза может быть положено предположение о том, что введение в Украине НДС на лекарственные средства в 2004 г. окажет не худшее влияние, чем введение НДС в России в 2002 г. При этом курс гривни по отношению к доллару существенно не изменится в течение 2-х лет. Оптимистичность такого предположения очевидна: в России на лекарственные средства был введен НДС в размере 10%. На рисунке 2 представлены результаты прогнозирования возможных изменений в потреблении лекарственных средств различных ценовых категорий при благоприятном развитии событий.
В течение двух лет в оптимистическом сценарии потребление лекарств малообеспеченными слоями населения сократится на 1225%. На потребление лекарств богатыми гражданами введение НДС существенного влияния не окажет. Различия в структуре производства приведут к тому, что доля отечественных лекарственных средств к 2006 г. снизится примерно на 4 % (рис. 3).
Реалистический сценарийПосле введения 10% НДС, цены на лекарственные средства, по данным Госкомстата Российской Федерации, в течение первого года выросли на 15,1 % [12]. В Украине цены на лекарства после введения НДС могут вырасти на 2530 % [7]. Такие различия в изменениях цен могут привести к еще большему снижению доступности лекарственных средств. Поправка на дополнительное увеличение цен может быть получена путем анализа кривых спроса на отечественные и импортные препараты. Подход к построению кривых спроса был описан ранее [13]. Данные о возможной динамике потребления отечественных и импортных лекарственных средств в реалистическом сценарии представлены на рис. 4.
Потребление населением Украины отечественных лекарственных средств в течение двух лет снизится примерно на 18%. Ранее [13] был получен аналогичный результат с использованием других методов расчета, что свидетельствует в пользу надежности рассчитанных оценок последствий введения НДС. Потребление импортных лекарственных средств, после снижения на 6% в 2004 г., начнет восстанавливаться и уже в 2005 г. достигнет уровня на момент введения НДС. Пессимистический сценарийВ России НДС на лекарственные средства вводили в тот момент, когда цены на лекарства перестали расти. В Украине к началу 2004 г. сложилась иная ситуация. Из-за роста курса евро импортные препараты быстро дорожают. Неурожай зерновых в 2003 г. привел к увеличению расходов населения на продукты питания. Выросли тарифы на коммунальные услуги. Другая опасность заключается в том, что введение НДС на лекарственные средства в России сопровождалось значительным скачком цен. В первый месяц цены выросли на 21%, т. е. рост цен превысил ставку НДС в 2 раза [12]. Затем последовало постепенное снижение цен, но и в конце года рост цен на лекарственные средства превышал ставку НДС. Если динамика цен на лекарства после введения НДС в Украине будет аналогичной, то нас ожидает примерно 40-процентный рост цен на основные лекарственные средства. Количественно оценить последствия такого скачка цен трудно. Но, очевидно, что это приведет как к кризису в фармацевтической отрасли, так и нанесет значительный ущерб здоровью населения страны. ВыводыЕсли позиция Министерства здравоохранения Украины будет преодолена сторонниками сокращения перечня освобожденных от НДС лекарственных средств, то повышение цен приведет к увеличению в структуре потребления доли дорогостоящих препаратов и вытеснению с рынка недорогих лекарственных препаратов. Вследствие этого потребление отечественных лекарств на внутреннем рынке может сократиться примерно на 18%, что, безусловно, отразится на реконструкции и развитии предприятий фармацевтической отрасли. Доля импортных препаратов вырастет. В настоящее время 2030% украинцев не могут приобрести необходимые лекарства из-за финансовых проблем [11]. Рост цен вызовет дополнительное снижение доступности лекарственных средств. Потребление облагаемых НДС лекарственных препаратов малообеспеченными гражданами, вероятно, снизится на 1225%. Это приведет к существенному ухудшению состояния здоровья населения Украины. Введение НДС на потребление лекарств обеспеченным населением значительного влияния не окажет. Социальная напряженность в обществе возрастет. При обосновании ставки НДС в 10% Министерство финансов Российской Федерации прогнозировало рост цен на лекарственные средства на 2002 г. в размере 46 % [5]. Но в 2002 г. фактический рост цен, по данным Госкомстата Российской Федерации, составил 15,1% [12]. В результате этого бюджеты различных уровней не смогли обеспечить финансирование закупок лекарств [9]. Уменьшение продаж в натуральном выражении приведет к росту доли постоянных издержек в себестоимости производства лекарственных средств. Цены производителей увеличатся. Поэтому нагрузка на государственный бюджет возрастет даже при освобождении бюджетных закупок от уплаты НДС. Грустная получилась картина. Остается надеяться, что Министерство здравоохранения Украины не изменит своей позиции. Тогда перечень освобожденных от уплаты НДС лекарственных средств не будет сокращен и все описанное выше останется только предположением. Автор с удовольствием ответит на все присланные в редакцию вопросы и замечания по поводу результатов анализа обсуждаемой проблемы. Литература
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
||||||||||||||||
![]() |
|
![]() |