|
Перспективы фармацевтического рынка стран ЕСЧто год грядущий…1 мая 2004 года ЕС пополнится новыми странами. Количество стран-участниц достигнет 25, а численность населения в ЕС вырастет на 16% и составит 75 млн человек. Сегодня рынок стран будущих участниц Евросоюза оценивается в 7 млрд долл., что примерно равно объему фармацевтического рынка Канады и составляет 8% рынка ЕС, в настоящее время включающего 15 стран. Однако вскоре ситуация может измениться. Рынок стран, которые в этом году планируют вступить в ЕС, имеет значительный потенциал. Рост объема их фармрынка за последние пять лет составил в среднем 16% (в местной валюте). Два самых крупных рынка будущих стран участниц ЕС Польши (45% в денежном выражении всего фармрынка новых стран-участниц) и Венгрии (20% фармрынка в денежном выражении) выросли почти на 20% с 1998 года. По прогнозам IMS Global Consulting, рост рынка этого региона превзойдет рост любого другого западного рынка в ближайшие 5 пять лет. Список наиболее часто применяемых лекарств максимально приблизится к западному. В первую очередь это касается новых оригинальных препаратов. Эти тенденции делают регион еще более привлекательным для фармацевтических компаний. В отчете «Стратегии выхода на европейский рынок» Datamonitor дается детальный анализ ключевых факторов, влияющих на фармацевтическую индустрию Европы, а также рассматриваются пути успешного выхода на фармацевтический рынок Европейского Союза (ЕС), как в настоящее время, так и после присоединения 10 новых государств. Реформирование систем здравоохраненияУспешная интеграция 10 новых стран-участниц в ЕС зависит от своевременного принятия каждой страной законодательства по защите интеллектуальной собственности и обращению рецептурных препаратов. В Чешской Республике и Словакии уже началось реформирование системы здравоохранения. Переход от прежней системы государственного контроля к регулируемой социальной системе страхования здоровья основывается на опыте Франции и Германии. Ожидается, что рост ВВП в странах, которые скоро вступят в Евросоюз, в ближайшие десять лет увеличивается на 130%, при этом рост затрат на лекарственные препараты может превысить рост ВВП. Сегодня средние затраты на здравоохранение в странах будущих участницах значительно ниже, чем в ЕС. Такое экономическое неравенство, безусловно, повлияет на ассортимент и доступность лекарств, выводимых на рынки новых стран участниц ЕС, так как бюджеты этих стран не смогут оплачивать многие препараты. Именно поэтому вхождение новых стран в ЕС неминуемо приведет к снижению цен на лекарственные препараты в Европе. Это, в свою очередь, повлияет на решения по выведению на рынок инновационных лекарственных препаратов, стремление к максимизации прибыли от продажи лекарств не будет являться приоритетной задачей. Несмотря на постоянные поиски правительствами путей сокращения расходов на здравоохранение, IMS прогнозирует, что к 2006 году фармацевтический рынок будущих участников ЕС в среднем вырастет более чем на 9%, т. е. почти на 50% больше, чем ожидаемый рост двух самых больших западноевропейских рынков Германии и Франции (рисунок).
Рисунок. Прогнозируемый рост рынка
Для более эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение, в Словении в настоящее время проходит реформирование ценовой политики, что приведет к более широкому использованию импортных недорогих дженериков. После присоединения ожидается, что новые ключевые рынки будут моделировать свои системы цен по примеру Словении. Роль дженериков и их место в лекарственном обеспеченииРост рынка дженериков в Европе, безусловно, оказывает влияние на развитие европейской фармацевтической индустрии. Замещение брендированных продуктов дженериками стало популярной мерой правительств европейских стран по сокращению затрат на лекарственное обеспечение, что приводит к росту продаж дженериков. В настоящее время 11 из 15 стран ЕС проводят политику замещения дженериками, в том числе пять ведущих рынков ЕС. Это рынки Франции, Германии, Испании, Италии и Великобритании. В период с 2002 по 2008 год у 32 из 57 продуктов-блокбастеров (лидеров по продажам) заканчивается защита американского патента. Следовательно, ожидается, что европейский рынок дженериков вырастет приблизительно на 6 млрд долл. за этот период. Присоединение фармацевтической индустрии стран Центральной и Восточной Европы является дальнейшим стимулом к росту европейского рынка дженериков, так как дженерики традиционно составляют большую часть бизнес-моделей этих стран. Компании фармотрасли в настоящий момент проходят реорганизацию и репозиционирование, чтобы обеспечить усиление своего конкурентного преимущества и полностью использовать возможности повышения своих доходов после объединения с ЕС. Расстановка силНачиная с 90-х годов компании Большой Фармы, (Pfizer, GSK, Merck&Co, AstraZeneca, Aventis, Johnson&Johnson, Novartis, BMS, Wyeth, Abbot, Ely Lilly, Schering Plough) начали борьбу с лидерством государственных фармацевтических производителей в странах Центральной и Восточной Европы. Рост продаж десяти компаний-лидеров Большой Фармы в регионе присоединяющихся стран вдвое превышает рост их продаж во всем мире. Они также стремятся отвоевать долю рынка у локальных компаний, которые в большинстве своем являются производителями брендированных дженериков (например, польская «Польфарма» и венгерский «Гедеон Рихтер»). Несмотря на эти достижения, позиции крупнейших фармацевтических компаний на рынках будущих стран участниц ЕС не так сильны, как в Западной Европе и США. Например, в то время как «Новартис» стал игроком № 1 по продажам в регионе, после приобретения в августе 2002 года ведущей словенской компании-производителя «Лек», швейцарскому гиганту не удается достичь позиции № 1 ни на одном из рынков будущих стран участниц Евросоюза.
Таблица. Рейтинги объемов продаж компаний по странам (в % за 9 месяцев 2003 года)
В четырех из восьми стран, приведенных в таблице, лидируют местные компании, например, в Польше третье место занимает компания «Польфарма». Такие компании, как «Гедеон Рихтер», «КРКА» и «Зентива Груп» (сформированная в сентябре 2003 года путем слияния чешской компании «Лечива» и словацкой «Словакофармы»), занимают большую долю местного рынка, а также рынка соседних стран, из-за установившихся взаимоотношений с врачами и популярности брендов. Доля рынка «Зентивы», как на чешском, так и на словацком рынке, составляет 15% в денежном и приближается к 50% в натуральном выражении. Эти показатели превышают долю какой-либо одной компании на четко разделенном западном рынке, где характерна 12% доля в денежном и менее чем 10% доля в натуральном выражении. Таким образом, покупка местной компании является удачным путем завоевания доли на рынке и расширения присутствия в регионе. Некоторые средние европейские фармацевтические компании, обладающие географическими, культурными и лингвистическими преимуществами перед своими неевропейскими соперниками, также использовали стратегию приобретения местных компаний для завоевания лидирующих позиций на новых европейских рынках. Французская компания «Сервье» приобрела 51% акций ведущей венгерской компании «Эгис Фармасьютикалс» и крупный пакет акций польской компании «Анфарм». «Сервье» является, пожалуй, одной из самых успешных компаний на рынке, занимая 5,1% рынка Польши и 7,7% рынка Венгрии. «Менарини Индастри», путем покупки в 1992 году компании «Берлин Хеми», заняла второе и третье места по доле рынка в Литве и Латвии соответственно. Компания «Шеринг», чей главный офис находится в Берлине, прекрасно расположена географически для создания новых филиалов в регионе. Возможности продуктовКомпании, которые стремятся выйти на рынок новых стран участниц Евросоюза, а также всей Восточной Европы, должны знать, что, как и показатели продаж лидирующих компаний, рейтинг продуктов также отличается от западных хит-парадов. Позиция на рынке местных компаний всегда оказывала влияние на позиции тех или иных продуктов. На тех рынках, где до сих пор доминируют местные компании, их брендированные дженерики находятся в списках самых продаваемых продуктов. Например, в Венгрии лидирующим продуктом является версия амлодипина под названием Нормодипин от «Гедеон Рихтер», а в Чешской Республике среди препаратов ибупрофена второе место по продажам занимает Ибалгин от «Зентивы». За последние годы, однако, динамика рынка сместилась в сторону защищенных патентом препаратов. Информированность врачей и пациентов возросла, пациенты могут влиять на назначение им некоторых лекарств. Все продукты ведущей десятки лекарственных препаратов региона защищены патентами. Нейролептик оланзапин (Зипрекса) от «Эли Лилли» для лечения шизофрении и биполярных расстройств, а также аторвастатин (Липитор) от «Пфайзер» показали самый значительный рост. Зипрекса недавно стала самым продаваемым продуктом региона, опередив гиполипидемический препарат от «Мерк» симвастатин (Зокор). Еще одна очевидная причина различий в списке ведущих продуктов новых рынков по сравнению с западными различие доминирующих заболеваний. Важность противомикробных препаратов на рынках стран будущих участниц Евросоюза снизилась за последние пять лет, отражая тенденции изменения заболеваемости, хотя и с опозданием на несколько лет по сравнению с западными рынками. Общая доля рынка, которую представляют эти препараты, уменьшилась, в то время как относительно новые продукты, влияющие на сердечно-сосудистую систему, ЦНС и систему пищеварения, вышли вперед. Эта тенденция, скорее всего, сохранится, а также появятся значительные возможности роста на рынке антиастматических и онкологических препаратов. Таким образом, структура фармацевтического рынка стран будущих участниц Евросоюза быстро приближается к структуре западного рынка. Именно это будет привлекать новых участников рынка в регион. Традиционно большинство компаний продвигают определенное количество продуктов в Центральной и Восточной Европе, с учетом местного спроса и важности для компании. Описанные тенденции могут заставить многих пересмотреть продукты, которые выбираются для продвижения. По материалам Windhover Infrmation Inc., Datamonitor.com Перевод Елены Жировой
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|