|
Изменения цен на лекарственные средства в 20022003 гг. и методика государственной регистрации оптовых цен производителейГ. В. Хомяков, ЧФ «КОММАРК» ВведениеС начала 2003 г. интенсивно обсуждаются вопросы, связанные с ценообразованием и государственной регистрацией цен производителей лекарственных средств [1, 4, 7]. Чрезвычайная актуальность проблемы обусловлена грядущими изменениями в законодательстве и необходимостью в кратчайшие сроки сформировать перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Предполагается, что изменения в системе государственного регулирования фармацевтической отрасли приведут к росту эффективности использования бюджетных средств, будут способствовать снижению цен, повысят доступность основных лекарственных средств и окажут стимулирующее действие на развитие отечественного производства [1, 4, 7]. Однако оценка последствий предыдущих решений в области регулирования цен на препараты показала, что введенные ограничения не оказали существенного влияния на стоимость лекарственных средств и были неэффективны [11]. Постановление КМ Украины по ограничению торговой наценки не принесло пользы ни субъектам рынка, ни потребителям, а дестабилизировало работу отрасли [8]. Исходя из вышеизложенного, целью настоящей работы являлось исследование изменений цен на отечественные и импортные лекарственные средства в 20022003 гг. Методы исследованияИзучены изменения цен в 20022003 гг. на продукцию 20 ведущих производителей лекарственных средств (8 отечественных и 12 зарубежных компаний). Исследовали цены на 725 препаратов (357 отечественных и 368 импортных), которые хорошо известны на рынке и широко используются в медицинской практике. Такой выбор обусловлен тем, что к моменту введения государственных ограничений, в 1-м полугодии 2002 г., уже сформировались рыночные цены на лекарственные средства, присутствующие на рынке в течение 25 и более лет. Наблюдение за изменением цен на эти препараты может дать ответ на вопросы, связанные с эффективностью мер государственного регулирования цен. Базисные темпы роста цен в текущем квартале рассчитывали как среднее изменение цены по каждому наименованию по отношению к уровню в 1 кв. 2002 г. Статистические характеристики изменения цен группы препаратов получали в результате анализа выборки значений, которые характеризуют индивидуальные изменения цен на препараты, входящие в группу. Сравнение используемых методов расчета с проектом методики экспертизы и государственной регистрации цен производителей [4] позволяет сделать следующие замечания. Используемый в настоящей работе термин и способ расчета «темпа роста цен» соответствует «индексу цен» для индивидуальных лекарственных средств и их групп проекта методики. Сводный индекс цен по всем лекарственным средствам в проекте методики экспертизы рассчитывается как взвешенное среднее индивидуальных индексов. В настоящем исследовании не определяли аналогичный этому показатель. Основное внимание в работе уделяется анализу базисных темпов роста цен, т. е. изменений текущих уровней по отношению к началу периода наблюдений. Такой подход представлялся информативным при выявлении тенденций, так как позволяет анализировать изучаемые процессы в динамике. Обработка результатов осуществлялась с использованием общепринятых методов и процедур визуализации данных и статистического анализа. Приведены средние значения и 95%-е диапазоны доверительных интервалов величин. РезультатыВ течение последних двух лет цены на лекарственные средства отечественного производства в среднем не изменились, а на импортные выросли на 5,6% (рис. 1). Согласно данным МЗ Украины, отечественные производители повысили цены на свою продукцию в 1 полугодии 2003 г. на 1,3 % [10]. Полученный результат о неизменности потребительских цен на отечественные лекарственные средства, в пределах ошибки исследования (1,4 %), хорошо согласуется с официальными данными.
Колебания темпов роста в пределах групп существенно выросли к концу 2003 г. Ранее было показано [11], что это связано с различными подходами производителей к ценообразованию. В пределах групп есть препараты, цены на которые росли, снижались или не изменялись в 2003 г. Доли соответствующих групп отечественной и зарубежной продукции на внутреннем рынке существенно отличаются (рис. 2, рис. 3).
Доля импортных препаратов с растущими ценами более чем в 2 раза превышает аналогичную долю отечественных лекарственных средств. Увеличение произошло за счет сокращения доли препаратов, цены на которые не изменились в 2003 г. Это означает, что ценовая политика зарубежных производителей подвержена большим изменениям, чем ценовая политика отечественных предприятий.
Для проверки сделанного вывода были выделены группы зарубежных производителей стран Западной и Восточной Европы (исключая страны СНГ). В Украине 2003 г. средние цены на лекарственные средства, произведенные в Восточной Европе, снизились на 4,4%, а в Западной выросли на 29% по сравнению с I кв. 2002 г. (рис. 4). Следовательно, ценообразование зарубежных производителей может быть обусловлено конъюнктурными соображениями и не учитывать такие аспекты, как обеспечение доступности основных лекарственных средств для населения нашей страны. ОбсуждениеВ ходе исследования выявлены существенные различия в изменениях цен на основные лекарственные средства отечественного и зарубежного производства, а также различия в подходах к ценообразованию зарубежных производителей. Это заставляет задуматься о неэффективности простых методов при решении вопросов, связанных с оценкой обоснованности заявленных производителями оптовых (таможенных) цен на лекарственные средства. Структура цен отечественных и зарубежных лекарственных средствРегистрация оптовых цен производителей (таможенной стоимости) позволит разрешить ряд назревших проблем [4]. При этом важно так подойти к решению вопроса регистрации, чтобы не превратить согласование цен в рычаг ограничения рентабельности отечественного производства, а наоборот, стимулировать расширение ассортимента отечественных лекарственных средств и инновационные разработки. Освоение выпуска новых лекарств отечественными предприятиями требует значительных затрат. Цену на воспроизведенные аналоги отечественные заводы устанавливают в несколько раз ниже цены оригинальных препаратов на внутреннем рынке. В этих условиях более высокая, в сравнении со средним уровнем, рентабельность новой продукции, с одной стороны, позволит вернуть затраты на освоение выпуска нового препарата, а с другой уменьшит расходы потребителей и бюджета на приобретение основных лекарственных средств. Ничего плохого в таком повышении рентабельности производства отечественных лекарственных средств нет, а возвращенные ресурсы можно будет реинвестировать в расширение ассортимента недорогих отечественных препаратов. Для выявления возможных путей решения обозначенной проблемы рассмотрим структуру цен зарубежных лекарственных средств. Если подходы к ценообразованию на поставляемые в Украину лекарственные средства не имеют специфических особенностей, то распределение затрат зарубежных компаний на продвижение лекарственных средств соответствует представленному на рис. 5 (адаптированы данные из [6]). Это позволяет в стоимости импортных препаратов выделить среднюю долю расходов, которую зарубежные компании тратят на их продвижение, используя данные о расходах на рекламную поддержку.
Расходы зарубежных фармацевтических компаний на рекламную поддержку в средствах массовой информации стремительно растут и составляют около 10% от объема импорта в таможенных ценах [3]. В соответствии с этим и представленными на рис. 5 данными общие затраты на продвижение продукции зарубежных производителей колеблются в пределах 25% от таможенной стоимости лекарств. Крупнейшие западные фармацевтические компании тратят на разработку новых препаратов 1322% своего оборота [6]. Следовательно, доля расходов ведущих зарубежных компаний на продвижение продукции в Украине и НИР составляет порядка 40% стоимости импортных препаратов в таможенных ценах. Аналогичные расходы отечественных производителей не превышают 15%. Неудивительно, что стоимость препаратов отечественного производства значительно ниже стоимости зарубежных аналогов [2, 9]. Поэтому представляется целесообразным на стадии согласования проводить сравнение цен импортных лекарственных средств с отечественными аналогами и, в случае многократного превышения, давать рекомендации о снижении таможенной стоимости зарубежной продукции. Далее, после модернизации, проведенной ведущими отечественными производителями, качество выпускаемой ими продукции приблизилось к качеству зарубежных аналогов. Модернизация осуществлялась, в частности, и потому, что государство заставило фармацевтические предприятия приводить производство в соответствие с требованиями GMP. Логично будет, если отечественные производители получат компенсацию за инвестиции в модернизацию производства. Это будет и справедливо, и выгодно. Выпускаемые отечественными предприятиями лекарственные средства гораздо дешевле западных. Полученные компенсации заводы смогут направить на освоение выпуска новых препаратов, что приведет к экономии бюджетных расходов и повышению доступности основных лекарственных средств для населения. В связи с этим может быть предложено несколько вариантов решения. Отечественным производителям можно предоставить 10% премиальные выплаты, если они непосредственно будут принимать участие в тендерах на закупку лекарственных средств, проводимых бюджетными предприятиями и организациями. При этом заводы смогут предложить минимальные цены на свою продукцию (исчезает наценка оптовых компаний) и издержки бюджета снизятся. Средства на премиальные выплаты можно будет взять из специального фонда, который следует сформировать за счет 510% отчислений от суммы поставок импортных лекарственных средств бюджетным организациям. Процент отчислений может зависеть от соотношения долей импортных и отечественных лекарственных средств в бюджетных закупках. При этом затраты на отчисления в специальный фонд в расчет таможенной стоимости включать не следует. Действительно, 10% издержки зарубежных компаний на рекламу в средствах массовой информации приводят к росту продаж в розничном сегменте фармацевтического рынка. Будет логично, если эти издержки не будут оплачиваться за счет средств государственного бюджета. Инфляционные рискиСредства, выделяемые на закупку лекарственных средств, исчисляются в гривне, а стоимость импортных препаратов в конвертируемой валюте. Стоимость лекарств отечественного производства будет зафиксирована в гривне. Тогда при снижении курса национальной валюты сложится ситуация, когда зарубежные производители получат преимущество перед отечественными. Таможенная стоимость, зафиксированная в конвертируемой валюте, будет возрастать, а оптовая цена отечественных препаратов в гривне не изменится. Например, стремительный рост курса евро во многом обусловил значительное увеличение цен на препараты, произведенные в Западной Европе (рис. 4). Но если инфляция «съест» увеличение ассигнований на закупку лекарственных средств, то о каком росте доступности основных лекарственных средств населению можно будет говорить? Поэтому возникает потребность в разработке механизма, который позволит снизить инфляционное давление на бюджет и доступность лекарственных средств. Инфляция гривни по отношению к евро, вероятно, была не единственным источником повышения цен на препараты, произведенные в Западной Европе. На рис. 6 приводятся данные, позволяющие сравнить изменения цен на лекарственные средства ведущих западноевропейских компаний и их расходов на телевизионную рекламу (по данным компании AGB-Ukraine) в 20022003 гг.
Темп роста расходов на телевизионную рекламу западноевропейских препаратов значительно превосходил темп роста цен на лекарственные средства, т. е. в 20022003 гг. в структуре себестоимости препаратов этих компаний быстро увеличивалась доля расходов на продвижение в розничном сегменте украинского фармацевтического рынка. Рост курса евро был поводом для увеличения потребительских цен: по крайней мере цены могли и не вырасти на 29 % по сравнению с I кв. 2002 г. Таким образом, необходимо разработать механизм, позволяющий объективно оценить влияние изменений курса валют на таможенную стоимость импортных препаратов. Это приведет к уменьшению нагрузки на бюджет и обеспечит равные конкурентные условия для зарубежных и отечественных производителей. Нужно ли торопиться?Изменение законодательства заставляет МЗ Украины и фармацевтическую общественность спешить с изменениями правил, действующих на украинском фармацевтическом рынке. Но, может быть, лучше воспользоваться опытом США и не торопиться, не стараться быть большими сторонниками рынка, чем Соединенные Штаты Америки? Например, в 1984 в США была принята поправка Хетча-Ваксмана к федеральному закону о пищевых продуктах [5], согласно которой должен достигаться компромисс между желанием защитить интеллектуальную собственность и интересы американских компаний и необходимостью допуска на рынок качественных генерических лекарственных средств. Заметим, что в США импортные аналоги дешевле препаратов собственного производства, т. е. в данном случае речь шла о снижении нагрузки на бюджет и сокращении расходов потребителей. И вот только в 2003 г., через 19 лет (!!!), FDA принимает заключительное постановление, согласно которому при лицензировании генерических препаратов допускается только одна (сейчас может быть несколько) автоматическая 30-месячная отсрочка на выдачу лицензии. При этом данное постановление еще должно быть одобрено конгрессом для приобретения статуса закона [5]. В США никто не торопится улучшить позиции зарубежных конкурентов, даже если это ведет к экономии бюджетных расходов. Вероятно, и нам не стоит торопиться с реформированием законодательства, тем более, когда при этом страдают интересы отечественных производителей и потребителей, а нагрузка на бюджет, по-видимому, возрастет. Может нам лучше подумать о введении 30-месячной автоматической отсрочки на регистрацию импортных аналогов лекарственных средств, производимых украинскими заводами? Выводы
Эти предложения не являются бесспорными, но скорее приглашают заинтересованные организации к обсуждению затронутых проблем и поиску путей для их решения.
Литература
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
||||||||||||||||||||||||
|