|
Компьютерное обеспечение учета лекарственных средств бюджетного ассигнования и страховых компаний в госпитальной аптекеЕ. Н. Ушкалова, Львовский госпиталь Государственной
пограничной службы Украины, Одной из важнейших задач современной медицины является создание оптимальной системы для обеспечения охраны здоровья населения. Решению этой проблемы способствует развитие фармакоэкономики новой отрасли фармации, изучающей соотношение между госбюджетным финансированием здравоохранения и реальными расходами [1, 2, 3]. Средства, выделяемые государством, не обеспечивают надлежащей медицинской помощи. Согласно приказу МЗ Украины и Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 03.12.2001 г. № 480/294 «Об ограничении перечня медикаментов, которые могут закупаться за бюджетные средства» [3] значительно уменьшился объем лекарственных средств, поступающих в медицинские учреждения. Поэтому возникла необходимость в создании альтернативного медицинского обслуживания больных. Как показывает анализ литературных данных [2] и практический опыт, внедрение системы страховой медицины поможет решить проблему обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения разных категорий больных. Следует отметить, что средства, поступающие из госбюджета, и средства страховой компании подлежат отдельному учету, а лекарственные средства закупаются согласно перечню. Компьютерные программы учета, используемые фармацевтическими фирмами и розничными аптеками, с этими задачами не справляются, поскольку лекарственные средства из разных источников поступают в госпитальное отделение на конкретного больного. Целью данной публикации является анализ практического опыта разработки новой версии компьютерной программы учета обращения лекарственных средств с учетом медицинских экспертных стандартов (МЭСов) страховой компании и карт лекарственных препаратов для лечения пациентов ведомственного госпиталя. Материал исследований и результатыС 2002 года на базе Львовского госпиталя Государственной пограничной службы Украины начал проводиться эксперимент по внедрению страховой медицины. В эксперимент на первом этапе была вовлечена страховая компания «АСКА», но, как показал опыт, в дальнейшем можно привлекать две и более страховых компаний. Львовский госпиталь Государственной пограничной службы Украины имеет в своем составе девять госпитальных отделений и одно фармацевтическое аптеку госпиталя. В начале исследования перед медицинским персоналом и провизорами госпиталя была поставлена задача проанализировать нозологии заболеваний и создать МЭСы для последующего их использования в страховой медицине. За основу была взята существующая классификация экономических расходов на фармакотерапию и диагностику, согласно которой средства на лечение больного распределяли по следующим категориям [4, 5]:
Для создания МЭСов важное значение имеют прямые медицинские расходы. Среди них различают:
Фиксированные расходы неизменны и не зависят от результатов лечения, сюда включаются расходы учреждения на отопление, водоснабжение, освещение, ремонт приборов и т. п. Опыт показал, что фиксированные расходы различались в зависимости от специфики отделения и требовали пересмотра один раз в год. В категорию прямых медицинских расходов также входят фиксированные расходы. Они включают расходы на стандартную технологию лечения, которая минимально зависит от индивидуальной реакции больного, а также стоимость лекарственных препаратов, которые назначаются согласно схеме лечения. Вариабельные расходы обусловлены биологической разнородностью больных, их индивидуальной реакцией на тот или иной препарат. Чаще всего вариабельные расходы связаны с подбором индивидуальной дозы лекарственного средства с учетом возраста, массы пациента или с необходимостью устранения побочной реакции на препарат. Выяснилось, что вариабельные расходы в МЭСах учесть практически невозможно. Поэтому сумма расходов после подсчета умножается на коэффициент, заложенный страховой компанией, что дает возможность скорректировать лечение конкретного больного. В госпитальной аптеке вычисляют стоимость лекарств и расходных материалов на курс лечения и, соответственно, рассчитывают один койко-день. Эти данные подаются в центр страховой компании, где заносятся в карты лекарственных препаратов. Примеры карт приведены в таблицах 1, 2. Проведенный фармакоэкономический анализ, включающий три этапа, позволил создать МЭСы страховой компании «АСКА».
Таблица 1. Карта лекарственных препаратов при остром миокардите
Таблица 2. Карта лекарственных препаратов при остром миокардите
Как правило, каждой нозологии соответствует две карты лечения. Первая карта лечения ведомственного госпиталя, в которую включены лекарственные препараты согласно перечню, регламентированному приказом МЗ (табл. 1). Вторая карта лечения страховой компании «АСКА» (табл. 2). Фармакоэкономический анализ карт показал, что на лечение застрахованного больного затрачивается больше средств и благодаря этому достигается лучший фармакотерапевтический эффект. При необходимости создается третья карта, в том случае, когда больной имеет возможность лечиться препаратами, закупаемыми за средства других страховых компаний. Проследить и проанализировать динамику лечения разных категорий больных и осуществить взаиморасчеты между госпиталем и страховой компанией поможет компьютерная система, которая должна состоять из базового компьютера и компьютеров в отделениях. Базовый компьютер находится в приемном отделении, что дает возможность сразу заносить в базу данных сведения о пациенте (ФИО, возраст, пол, диагноз), название отделения, категорию больного (военный, застрахованный) и определять номер карты лечения. Все данные попадают в компьютер аптеки госпиталя. На базе аптеки создается программа, обеспечивающая повышение качества лекарственного обеспечения, сокращение рабочего времени на ведение отчетности, бухгалтерского учета и контроля за движением товарно-материальных ценностей. База данных компьютерной сети включает перечень лекарственных препаратов отечественного и зарубежного производства, постоянные характеристики лекарственного средства (название на украинском и латинском языках, действующее вещество, фармакологические свойства, показания к применению, противопоказания, побочное действие и др.), переменные характеристики (форма выпуска, единицы измерения, шифр для заявки, цена завода-изготовителя, розничная цена, срок годности, условия хранения). При характеристике препаратов учитываются также официально разрешенные аналоги и синонимы. В специальном окне «Информация» можно получить информацию о постоянных и переменных характеристиках препарата, а также при необходимости ее распечатать. При поступлении лекарственных препаратов кроме названия и количества регистрируется серия изготовления и срок годности. Информация об остатках товара в денежном выражении предоставляется ежедневно в начале рабочего дня (при запуске компьютерной программы). Каждый больной имеет свой медикаментозный паспорт, который оформляется в виде отдельного файла. Задачей провизора является расчет и проверка дозы лекарственных средств при замене их аналогами или препаратами одной и той же фармакотерапевтической группы. Провизоры аптеки вместе с ведущими специалистами лечебно-профилактического учреждения должны постоянно согласовывать лекарственное назначение по каждому коду нозологии. Для полной автоматизации всего процесса работы аптеки необходимо соединить компьютеры отделений госпиталя в локальную сеть. Единое информационное поле дало бы возможность начать работу по созданию медико-фармацевтического центра, где бы каждый врач в удобное для него время имел возможность получить консультацию по вопросам фармакологических, фармакокинетических, биофармацевтических свойств лекарственных препаратов, грамотно выбрать лекарственное средство для эффективной фармакотерапии, опираясь на научные исследования, а не на преимущества, декларируемые в рекламе того или иного препарата. Принципиальная схема системы лекарственного обеспечения по каналам телекоммуникационных систем приведена на рисунке 1.
На современном этапе развития рыночной экономики для идентификации всех расходов лечебно-профилактического учреждения необходимо использовать компьютерный учет обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения, что позволит улучшить уровень медицинского обслуживания военнослужащих и населения. Внедрение системы компьютерного учета в госпитале Государственной пограничной службы Украины (ГПСУ) показало целесообразность ее применения на практике. В таблице 3 отражены полученные результаты.
Таблица 3. Показатели работы госпиталя ГПСУ
Количество пролеченных военнослужащих ГПСУ изменяется в пределах ±2%. Обработка статистических данных выявила определенные закономерности. Начиная с 2001 года наблюдается четкая динамика роста соотношения страховых больных к больным других категорий (рис. 2).
Благодаря увеличению количества застрахованных больных стало возможным создание экономического механизма улучшения материальной базы, что, в свою очередь, повышает качество предоставленной медицинской помощи военнослужащим и другим категориям больных. Выводы
Литература
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|