Логотип журнала "Провизор"








Итоги программы мониторинга рынка медицинских термометров в 1997-2001 гг.

2. Оптовое предложение и цены в прайс-листах изданий «Аптека» и «Провизор»

К. В. Русанов, Е. Г. Русанова, Лаборатория медицинской теплофизики, г. Харьков

Окончание. Начало см. «Провизор» №24'2002

Различные типы медицинских термометров (МТ) для измерения температуры тела занимают видное место в прайс-листах ведущих информационных изданий Украины. Сегодня число предложений МТ в одном выпуске издания может превышать сотню, а количество фирм, предлагающих этот товар, достигает 40 единиц и более; далеко не все лекарственные препараты могут похвалиться таким широким представительством на оптовом рынке. В силу этого предложение МТ — удобная модель для маркетинговых исследований и полезный индикатор изменений, происходящих на фармацевтическом рынке.

Мы обработали прайс-листы двух основных украинских информационных фармацевтических изданий (киевской «Аптеки» и харьковского «Провизора») за 1997-2001 гг., имея целью изучить динамику оптового предложения и цен на МТ за этот пятилетний период. Для проверки тенденций, сложившихся за период мониторинга, в декабре 2002 г. была проведена контрольная обработка прайс-листов вышеуказанных изданий (по два выпуска «Аптеки» и «Провизора»).

При обработке фиксировались следующие величины: число предложений МТ, количество предлагающих фирм, цена предлагаемых МТ и тип последних (ртутные или электронные). Термометры для измерения температуры воды, воздуха, детского питания и др. не рассматривались как не являющиеся диагностическими средствами.

Данные о поквартальной динамике числа оптовых предложений и фирм, предлагающих МТ, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Динамика числа оптовых предложений МТ и количества фирм в одном выпуске источника

Квартал Число оптовых предложений МТ Количество фирм
«Аптека» «Провизор» «Аптека» «Провизор»
1997
I 7,1 7,3 6,7 7,2
II 7,2 9,2 7,2 8,8
III 6,3 9,3 6,3 8,8
IV 7,6 16,5 6,4 15,7
1998
I 7,8 7,5 7,8 7,2
II 11,4 15,5 11,4 12,3
III 10,2 13,3 9,8 11,0
IV 10,1 11,6 8,6 10,6
1999
I 17,1 20,7 15,7 17,7
II 24,4 23,8 22,1 22,7
III 22,8 21,2 21,6 20,2
IV 25,1 28,0 24,1 24,7
2000
I 18,4 13,2 17,4 10,7
II 21,4 11,0 20,5 9,0
III 29,2 11,5 26,7 10,1
IV 32,2 11,5 29,3 9,2
2001
I 40,8 9,5 35,7 9,0
II 37,6 15,0 32,9 13,3
III 40,7 16,5 31,0 14,2
IV 70,6 18,8 35,7 15,0
Декабрь 2002 г.
  18,4 13,2 17,4 10,7

Таблица 2

Динамика доли электронных МТ в оптовом предложении

Квартал Доля электронных МТ в общем оптовом предложении, %
«Аптека» «Провизор»
1997
I 0 15,9
II 2,1 23,6
III 0 16,1
IV 2,0 32,3
1998
I 2,1 22,2
II 2,7 23,4
III 0 11,2
IV 22,9 15,5
1999
I 17,5 12,9
II 9,5 13,3
III 7,7 18,7
IV 6,4 28,6
2000
I 12,4 24,5
II 12,2 28,4
III 3,4 14,5
IV 9,6 14,5
2001
I 8,0 8,8
II 9,2 18,9
III 16,6 18,2
IV 37,4 43,4
Декабрь 2002 г.
  50,8 73,7

Несмотря на различный для двух источников характер изменения показателей, можно заключить, что за период наблюдений заметно увеличилось как число оптовых предложений МТ, так и число предлагающих фирм. При этом наиболее существенный рост начался в 2001 г. и продолжается по настоящее время, а число предложений увеличивается значительно быстрее, чем количество «игроков» оптового фармацевтического рынка.

Последнее происходит за счет того, что появилось больше фирм, предлагающих широкий выбор МТ. Длинная «линейка» видов товара характерна именно для электронных МТ, и быстрый рост их доли в оптовом предложении за последнее время (см. табл.2) отразился в увеличении общего числа предложений.

Чтобы оценить уровень концентрации оптового предложения (на одну фирму), мы решили рассчитать его показатель как частное от деления числа предложений МТ на число предлагающих фирм в данном выпуске источника. На рис. 1 представлены средние по годам показатели концентрации оптового предложения и аналогичный по смыслу показатель, определенный ранее для розничного предложения в [1]. Видно, что рост показателя концентрации в опте привел, хотя и к не столь резкому и с некоторым запозданием, но увеличению среднего числа МТ в одной аптеке.

Рисунок 1. Динамика отношения числа предложений МТ к числу предлагающих фирм по данным «Аптеки» и «Провизора», а также среднего числа МТ, фиксируемого за 1 заход в точку розничной сети

Последний факт, напомним, также связан с ростом доли электронных термометров. Увеличение процентной доли в общем предложении этого типа МТ, более дорогостоящего, чем ртутные МТ, происходило, как видно на рис. 2, и в опте, и в рознице почти параллельно.

Рисунок 2. Сравнение динамики доли электронных МТ в оптовом (по данным «Аптеки» и «Провизора») и розничном предложении

С разнообразием видов электронных МТ связана весьма значительная по размаху «вилка» цен. Этот факт, а также сравнительно небольшое абсолютное число оптовых предложений этого типа МТ на большей части периода мониторинга приводят к заметной «негладкости» изменений оптовых цен на электронные термометры (табл. 3). Однако с конца 2000 г., когда статистика для электронных МТ стала достаточно многочисленной, уровень средней оптовой цены на них обрел устойчивость, характерную для оптовой цены ртутных МТ.

Таблица 3

Динамика средней оптовой цены МТ

Квартал Средняя цена ртутных МТ, грн. Средняя цена электронных МТ, грн.
Аптека Провизор Аптека Провизор
1997
I 1,69 (1,23-2,68) 1,94 (1,65-2,15) - 19,4 (16,0-20,0)
II 1,86 (1,43-2,68) 1,92 (0,70-2,60) 8,8 (8,37-9,21) 13,1 (7,0-20,0)
III 1,66 (1,08-2,50) 1,83 (0,70-2,60) - 21,9 (14,8-38,1)
IV 1,36 (0,74-1,98) 1,76 (1,18-2,50) - 20,3 (11,8-39,1)
1998
I 1,37 (0,75-1,98) 1,38 (0,76-1,92) - 14,1 (12,0-25,8)
II 1,57 (1,32-1,85) 1,85 (0,80-6,07) 16,0 16,5 (12,0-20,0)
III 1,68 (1,35-2,40) 1,77 (1,30-6,07) - 15,9 (15,3-16,0)
IV 2,21 (1,60-2,77) 2,26 (0,65-6,07) 87,3 (24,0-210,0) 24,5 (16,0-34,9)
1999
I 2,33 (1,50-2,80) 2,67 (1,8-7,40) 87,3 (24,0-210,0) 28,0 (21,0-46,7)
II 2,35 (2,00-2,94) 2,39 (1,90-7,40) 87,3 (24,0-210,0) 39,5 (26,4-49,0)
III 2,36 (1,80-3,58) 2,38 (1,80-3,30) 29,0 (25,9-33,8) 40,8 (22,0-154,0)
IV 2,34 (1,80-3,12) 2,34 (1,80-3,00) 70,0 (24,0-210,0) 47,2 (23,0-195,0)
2000
I 2,49 (2,10-3,20) 2,47 (2,17-3,20) 34,8 (33,1-41,0) 62,5 (25,2-195,0)
II 2,64 (2,20-3,24) 2,64 (2,20-2,80) 34,0 (33,1-41,0) 31,0 (25,2-47,5)
III 2,60 (1,86-3,15) 2,65 (1,86-3,58) - 59,0 (20,0-183,0)
IV 2,61 (2,20-3,16) 2,68 (1,86-3,14) 28,7 (27,0-31,0) 29,9 (27,6-32,0)
2001
I 2,59 (2,00-3,10) 2,62 (2,31-2,80) 29,7 (28,0-36,0) 33,6 (28,0-42,0)
II 2,51 (1,65-2,93) 2,58 (2,25-4,92) 28,3 (19,0-35,0) 33,7 (28,0-42,0)
III 2,46 (1,93-2,80) 2,66 (1,97-4,92) 31,5 (18,2-47,8) 33,5 (28,0-42,0)
IV 2,43 (1,92-3,10) 2,53 (2,06-3,75) 29,5 (14,7-47,8) 28,7 (15,2-42,0)
Декабрь 2002 г
  2,40 (1,87-2,80) 2,46 (2,10-2,77) 33,6 (14,3-202,0) 27,4 (14,3-44,8)

Для последней характерно снижение в течение 1997 г. и начала 1998 г. Затем начался рост средней оптовой цены на ртутные МТ (интересно, что он зафиксирован по данным II квартала 1998 г., т. е. до начала финансового кризиса), продолжавшийся, с некоторыми перерывами, до конца 2000 г. Далее, вплоть до настоящего момента, оптовая цена на ртутные МТ постепенно снижается, как и розничная, что, несомненно, связано с соответствующей динамикой обменного курса доллара США (см. [1]).

В табл. 4 представлены данные о средней торговой надбавке на ртутные МТ, рассчитанной как разница между средней оптовой и средней розничной ценами в гривнях и в процентах от средней оптовой цены. Видно, что, хотя абсолютная величина надбавки за период мониторинга изменялась довольно значительно (в полтора и более раза), процентный показатель оставался довольно устойчивым и лишь в последнее время обнаружил тенденцию к заметному снижению.

Таблица 4

Средняя торговая надбавка на ртутные МТ в гривнях и в процентах

Период времени Средняя торговая надбавка на ртутные МТ, грн. (%)
«Аптека» «Провизор»
1998 г. 0,84 (49,4%) 0,70 (38,1%)
1999 г. 1,15 (48,9%) 1,06 (43,4%)
2000 г. 1,21 (46,7%) 1,20 (46,1%)
2001 г. 1,11 (44,6%) 1,00 (38,5%)
Декабрь 2002 г. 0,90 (37,5%) 0,84 (34,2%)

Для электронных МТ торговая надбавка по вышеуказанным причинам изменяется значительно резче. Анализируя данные периода, когда эти «возмущения» не оказывали существенного влияния на «гладкость» хода показателей (например, конец 2000 г. и весь 2001 г.), можно констатировать постепенное снижение величины средней надбавки в процентах с 88-90% до значений, типичных для ртутных МТ (45-49%).

В двух частях настоящей статьи группы объектов мониторинга (т. е. аптеки панели и фирмы, предлагающие МТ в опте) рассматривались как однородные, и генерируемые объектами показатели оценивались как средние по группе. Однако есть основания предполагать, что эти объекты — аптеки или фирмы — обладают устойчивыми индивидуальными особенностями в показателях. Например, данная аптека может постоянно отличаться более низкой ценой на МТ по сравнению со средней по группе ценой, а конкретная фирма — чаще конкурентов предлагать электронные МТ и т. д. Не исключено, что отдельные, пользуясь медицинской терминологией, постоянные «симптомы» окажутся частями одного устойчивого комплекса («синдрома»), выделяющего данный объект исследования из остальной группы.

В настоящее время проводится обработка данных мониторинга, имеющая целью дифференциацию аптек и оптовых фирм в вышеуказанном смысле; ее результаты будут опубликованы позднее.

Литература

1. Русанов К. В., Русанова Е. Г. Итоги программы мониторинга рынка медицинских термометров в 1997-2001 гг. Розничное предложение и цены в аптеках г. Харькова // Провизор.— 2002.— № 24.— С. 41-42.





© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика