Логотип журнала "Провизор"








Игорь Авдеев

“Монополия” в фармации: новая настольная игра или “старые” реалии?

“Монополия” — неужели этот пережиток развитого социализма до сих пор “теплится” в недрах фармацевтической отрасли Украины? Странно, ведь для современного производства лекарственных средств в нашей стране, наоборот, давно уже характерны признаки тотальной демонополизации, здоровой конкуренции и даже добропорядочного партнерства. Да, это так. Иначе дело обстоит в сфере “бумажных дел” учреждений и органов (разрабатывающих, регистрирующих, регламентирующих, оформляющих и т. д.)...

На разговор по этой проблеме нас пригласил член-корреспондент НАНУ, ректор Национальной фармацевтической академии Украины (НФАУ) Валентин Петрович Черных.

— Говоря о монополизме в отечественной фармации, мне кажется, что некоторые захотят “бросить первый камень в огород” возглавляемой Вами НФАУ. Можно ли сказать, что академия является монополистом в сфере фармацевтического образования?

Да, НФАУ — самый мощный вуз, готовящий специалистов фармации. Но это не значит, что академия так и останется единственным заведением такого рода. Я рассматриваю вопрос подготовки кадров в Украине по-государственному. Мы не должны отставать от других стран. За рубежом (Германия, Англия, Франция, США, Бельгия и т. д.) на 3,5–5 млн населения приходится один фармацевтический факультет. Я считаю, что в каждом городе Украины, где имеются мединституты, должны быть открыты фармацевтические факультеты. А в тех случаях, когда этого будет недостаточно, нужно открывать такие факультеты и при университетах.

В течение 20 лет я обращался к мини-страм здравоохранения, образования, Верховной Раде, Кабинету Министров, доказывая жизнеспособность этой идеи. Закрепление кадров должно быть в тех областях, где имеются факультеты. Монстров быть не должно. Когда-то министр здравоохранения Л. Е. Романенко предложил мне набирать на первый курс до тысячи студентов, чтобы готовить их для всех регионов. Я сразу же сказал, что это возможно, но не нужно делать по той причине, что 90 процентов выпускников остаются в тех городах, где учились. Практика по закреплению кадров себя оправдывает. Факультеты надо открывать именно там, где люди поступят, “заякорятся” и будут работать.

Я убедил в этом начальника управления учреждений образования Юрия Васильевича Вороненко, умного и доброго человека, который сегодня дает “добро” на открытие фармацевтических факультетов в областях.

— И каковы ближайшие планы по созданию таких факультетов?

На сегодняшний день уже открыты факультеты в Киеве, Запорожье, Львове, Ивано-Франковске, Луганске. В ближайшие месяцы откроются факультеты в Тернополе и Виннице. На следующий год планируется открытие факультетов в Одессе и Донецке.

— Изложенная Вами концепция фармацевтического образования вовсе не на пользу академии. Не боитесь ли Вы потерять абитуриента?

Еще раз повторю: мы исходим, прежде всего, из интересов государства, а не из соображений “комфортного” монополизма. Тем более, чего нам-то боятся? В академии постоянно появляются новые специальности. Набор на эти специальности и обеспечит необходимое количество студентов.

Сейчас мы готовим специалистов по 14 направлениям: кроме классических “провизорских” профессий — инженеров-технологов, менеджеров, маркетологов и т. д. В сентябре открываем еще три специальности: биотехнология, лабораторно-клиническая диагностика, управление качеством лекарственных препаратов и стандартизации. А еще в заделе у нас пять специальностей надсистемного характера — интеллектуальная собственность предприятий и т. д. Но при этом мы активно готовимся и к подготовке кадров на местах. Собираемся совместно с другими структурами проводить вечернее, заочное обучение, даже обучение “вахтенным” методом: будем приезжать в регионы с лекциями теоретического характера. У нас уже имеются на этот счет предварительные договоренности с несколькими вузами Украины. Так что все обвинения фармакадемии в монополизме — мягко говоря, не корректны. А вот я, в свою очередь, упрекнул бы некоторые государственные органы если не в монополизме, то уж, во всяком случае, в перетягивании одеяла на себя.

— Кого Вы имеете в виду?

Как известно, Фармакопейному комитету и ГНЦЛС была поручена разработка законодательных документов по контролю качества лекарственных препаратов отечественного и зарубежного производства, а также создание Государственной фармакопеи Украины. Значение этой документации трудно переоценить, ведь она сопровождает препарат все время его существования и дает возможность постоянно контролировать качество, оценивать работу производителей и аптечных учреждений. Между тем сложилась парадоксальная ситуация: право на владение Фармакопейными статьями узурпировано. Они являются собственностью Фармакопейного комитета, ГНЦЛС и только тех предприятий, для которых разрабатывается эта документация. Парадоксальность состоит в том, что контролирующие органы: контрольно-аналитические лаборатории, фармацевтические инспекции — лишены доступа к этим документам. От такого “феодализма” страдает, кстати, и высшая школа. Отсутствие фармакопейных статей при проведении учебного процесса по таким дисциплинам, как физколлоидная, фармацевтическая, органическая химия, технология лекарств и т. д. наносит огромный ущерб формированию современного специалиста. За все время существования Фармакопейного комитета (а это 8 лет) мы не получили ни одной фармакопейной статьи.

— А ведь даже в тоталитарно-монопольные советские времена Фармакопейный комитет СССР осуществлял централизованную рассылку фармстатей?

Совершенно верно. Упомяну еще об одной проблеме, свидетельствующей о концентрации “фармацевтической власти” в одних руках. До сих пор остается тайной за семью печатями система определения ГНЦЛС и Фармакопейным комитетом стоимости выполненных работ по разработке фармакопейных статей и обновления соответствующих методик; созданию промышленных Регламентов и т. д. Фармакологический Комитет, как известно, нашел возможность четко определить стоимость всех этапов исследования клинической апробации лекарств. Почему бы и ГНЦЛС не сделать то же самое? Можно ведь опубликовать в “Фармакоме” и других профессиональных изданиях калькуляцию на разработку разнообразной научно-технической документации, выходящей из недр Фармакопейного комитета и ГНЦЛС.

Я уже написал руководителю ГНЦЛС и Фармакопейного комитета В. П. Георгиевскому соответствующее письмо, в котором попросил прокомментировать сложившуюся ситуацию. Надеюсь, что он пересмотрит свои некоторые позиции и примет меры в самое ближайшее время.





© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика