|
С. Н. Лапач, А. В. Чубенко Моделирование состояния сектора рынка отечественных фармацевтических предприятийФармацевтическая промышленность в развитых странах является чрезвычайно динамичной и выгодной: на внедрение новых оригинальных лекарственных средств в ряде случаев затрачиваются миллиарды долларов, а ежегодный доход некоторых фирм сопоставим с ежегодным национальным доходом Украины. Одной из особенностей развития фармацевтической индустрии является селективный подход к внедрению оригинальных препаратов. Ежегодно на фармацевтический рынок странами Европы, США и Японией выпускается 40–80 новых лекарственных средств (в 1998 г., по данным «Scrip», всего — 38, в том числе в США — 18, Швейцарии — 5, Японии — 4, Германии –3, Великобритании и Франции — 2, Дании, Ирландии и Финляндии по 1). Мощные фармацевтические компании могут себе позволить выпускать на фармацевтический рынок не более 2–3 новых лекарственных средств (в прошлом году «Roche» (Швейцария) — 3, «Eisai» (Япония) — 2, «SmithKline Beecham» — 2, «Merck & Co» (США) — 2, «Pfizer» (США) — 2) [1]. Как правило, выпуску каждого нового оригинального лекарственного средства предшествует тщательная научная проработка, большой скрининг, производство с помощью высоких технологий. Структура заболеваемости и терапевтические категории внедренных препаратов коррелируют, и на первом месте обычно находятся кардиоваскулярные, онкологические, неврологические, противоинфекционные средства [2]. Развитыми странами выпускается (как и потребляется) до 75–80% лекарственных средств, производимых в мире. В Украине, в силу сложившейся социально-экономической ситуации, развитие фармацевтической промышленности носит свои особенности. Высокий уровень заболеваемости и производственного травматизма, снижение продолжительности жизни населения и уровня рождаемости приводят к увеличению потребности в лекарственных средствах, а низкий спрос (из-за недостатка бюджетных средств и низкой покупательной способности населения) отрицательно сказывается на развитии рынка фармацевтических препаратов. В отличие от агрессивной политики зарубежных фирм по продвижению своих лекарственных средств (зачастую недоброкачественных) на наш рынок отделы маркетинга наших заводов-производителей только в последнее время заметно усилили свою активность. Это явилось объективной основой для захвата большей части нашего рынка (даже в традиционных областях — фитотерапия) зарубежными фирмами. Исторически сложилось так, что, в отличие от зарубежных фирм, мощный научный потенциал, направленный на развитие фармацевтического сектора, был «оторван» от производственной базы, что затрудняло внедрение лекарственных средств по замкнутому циклу (от «идеи в голове ученого» до появления препарата в аптечной сети). Разработка лекарственных средств производится многочисленными научными учреждениями Министерства здравоохранения, Академией медицинских наук, Национальной академией наук, другими ведомствами. Координация этих работ практически отсутствует, что приводит к распылению бюджетных средств, дублированию работ, а в ряде случаев — выполнению их на недостаточно высоком научном уровне. Нет плановой государственной политики по определению приоритетов развития научных направлений и созданию новых лекарственных средств, соответствующих сложившейся современной социально-экономической и демографической ситуации. Рассмотрим тенденции развития производства отечественных лекарственных препаратов за последние три года. Анализ проведен с применением разработанных нами информационных технологий [3–9]. В последние годы в средствах массовой информации промышленность, занимающаяся производством лекарственных средств, характеризуется как процветающая и развивающаяся. Так ли это. Если посмотреть на стоимостные показатели производства продукции (рис. 1), то картина кажется успокаивающей.
Но если вспомнить о росте цен и посмотреть на объемы производства в натуральных показателях, то картина будет удручающей, хотя налицо слабая тенденция к росту производства с 1994 г. (рис. 2).
Рассмотрим некоторые наиболее продаваемые категории. Например, производство витаминов (рис 3). Из рисунка видно, что этот сектор рынка в 1995–1997 гг. был отдан иностранным производителям.
На рис. 4 показана фактическая динамика производства в 1997–1998 гг. в сопоставимых ценах, а также прогноз в случае отсутствия кризиса. В качестве базового для сравнения взят 1997 год, где наблюдалась экономически стабильная обстановка. Изменения в течение года (падение во втором и третьем, подъем в четвертом кварталах) объясняются сезонными колебаниями спроса на лекарственные препараты, который в свою очередь определяется сезонными изменениями заболеваемости.
Из прогноза видно, что в 1998 году имелись тенденции к постепенному падению производства даже при отсутствии кризиса, вызванные проблемами сбыта продукции в условиях конкурентной борьбы с зарубежными фирмами (недостаточно активная работа по продвижению своих препаратов, отсутствие собственной сети сбытовых организаций). Наличие тенденции к падению было отмечено в Укрмедбиопроме, что видно из составленного 17.07.98 г. прогноза производства на 1998–1999 гг. (рис. 5).
Видно, что в 1998 году прогнозировалось падение производства и незначительный рост в 1999 г.
На рис. 6 показан прогноз изменения уровней производства для следующих трех различных вариантов:
Вне зависимости от вариантов прогноза (с ускорением или без) фактически тенденции 1999 года отличаются от 1998 года (при отсутствии кризиса) выраженной тенденцией к неубывающему росту производства, что свидетельствует об определенных изменениях, произошедших в отрасли. Кроме того, кризис 1998 года способствовал повышению конкурентоспособности отечественных лекарственных препаратов по отношению к импорту, так как при снижении покупательной способности населения (динамика изменения заработной платы представлена по данным отчета «Salary and benefits survey» фирмы ANCOR SW AGENCY) отечественные препараты стали предпочитать импортным, которые существенно дороже. К еще одному мифу массового сознания, насаждаемому средствами масс-медиа, относится идея о том, что рынок сам все отрегулирует. Следует иметь в виду, что рынок никогда не был и не будет регулятором, который обеспечивает защиту интересов общества и государства. Для защиты интересов необходимо регулирование происходящих процессов, что и делается во всех развитых странах. В нашей стране такое регулирование не выполняется, действия элементов системы противоречат друг другу и требуемой обществом задаче, что приводит к отрицательным результатам. Так, из анализа производства за 1997–1998 гг., видно, что даже при отсутствии кризиса, который произошел во второй половине 98-го года, имелась прогрессирующая тенденция к падению производства, усугубляющаяся увеличением запасов на складах. Для нашей промышленности характерно неуклонное уменьшение доли внутреннего рынка, которое не компенсировалось экспортом. Причины такой ситуации:
Задача системы лекарственного обеспечения страны — бесперебойное обеспечение населения и медицинских учреждений лекарственными средствами требуемого ассортимента, количества и качества при минимизации государственных затрат. От эффективности ее работы зависит безопасность и будущее государства. Элементами системы, обеспечивающей население и медучреждения лекарственными средствами, являются:
Элементы этой системы имеют собственные цели, которые частично противоречат друг другу и даже выполнению поставленной задачи. На систему влияют внешние факторы, к которым относятся:
В связи с вышеизложенным существует необходимость в структуре, которая обеспечит интересы общества и государства, сможет анализировать заболеваемость, состояние и тенденции отечественного и мирового рынка, состояние национальной промышленности. Она должна:
Литература
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|