Логотип журнала "Провизор"








Клинические исследования фунгицидной активности препарата Микогель-КМП

За последние десятилетия проблема заболеваний грибковой природы приобрела чрезвычайную актуальность. Это связано как с резким увеличением заболеваемости микозами, так и более тяжелым их течением. Увеличение частоты и тяжести грибковых инфекций, в том числе с хроническим, упорно рецидивирующим течением, связано с ростом опухолевых, эндокринных, иммунных заболеваний, болезней крови и др. Важная роль в увеличении числа случаев микотической патологии отводится частому назначению антибактериальных препаратов широкого спектра действия и препаратов, снижающих способность сапрофитной флоры человека препятствовать избыточному росту патогенных микроорганизмов, включая грибки.

Широкий арсенал лекарственных препаратов не только не уменьшил количества больных, но и породил новую проблему, связанную с распространением устойчивых форм грибковой инфекции, повышением ее инвазивности, снижением естественной резистентности макроорганизма, ослаблением факторов гуморального и клеточного иммунитета.

Значительная распространенность грибковых заболеваний, высокая устойчивость и быстрая адаптация их возбудителей, частота ассоциативных грибковых инфекций, нередкое присоединение аллергического компонента требуют постоянного поиска и внедрения в повседневную микологическую практику новых противогрибковых средств, отличающихся от ранее созданных меньшей токсичностью, лучшей переносимостью и более высокой клинической эффективностью.

Среди антимикотиков одно из первых мест занимают производные имидазола. Их характеризует фунгистатический тип действия, достаточно хорошее проникновение в роговой слой эпидермиса, отсутствие природной устойчивости у грибков к этим препаратам, малая токсичность, возможность как наружного, так и внутреннего применения [2, 3, 4]. Для наружного применения ОАО “Киевмедпрепарат” выпускает противогрибковый препарат Микогель-КМП на основе миконазола, обладающего широким спектром действия в отношении большинства грибов, в том числе дерматофитов и дрожжей, а также грамположительных бактерий.

Экспериментальное исследование фунгицидной активности Микогель-КМП проводилось методом “колодцев” [1], на штаммах наиболее распространенных видов грибков Trichophyton rubrum, Trichophyton mentagrophytes var interdigitale, Trichophyton mentagrophytes var gypseum, Microsporum canis, Candida albicans (табл. 1).

Таблица 1. Противогрибковая активность Микогель-КМП в опытах in vitro в сравнении с аналогами
Штаммы грибков Диаметры зон задержки роста грибков, мм
Микогель-КМП Мазь с клотримазолом отеч. производ. Мазь с миконазолом зарубеж. производ. Мазь с клотримазолом зарубеж. производ.
Trichophyton rubrum 1702, 141, 482 26 51 рост рост
Trichophyton mentagrophytes var interdigitale 953, 1682, 1857 45 52 17 30
Trichophyton mentagrophytes var gypseum 964, 1389, 1818 35 60 25 31
Microsporum canis 70, 949 34 67 Рост 37
Candida albicans 1851, 876, 893 22 31 19 26

Для оценки антифунгинальной активности препаратов использовали следующие критерии:

отсутствие зон задержки роста грибков вокруг лунки, а также зону задержки до 10 мм расценивали как нечувствительность грибков к внесенному в лунку препарату;
зоны задержки роста диаметром 11–15 мм расценивали как малую чувствительность культуры к испытуемому препарату;
зоны задержки роста диаметром 15–25 мм расценивали как показатель чувствительности грибков к испытуемому лекарственному средству;
зоны задержки роста, диаметр которых превышает 25 мм свидетельствует о высокой чувствительности грибков к изучаемым препаратам.

Экспериментальные данные (табл. 1) показывают, что к Микогель-КМП высокочувствительны все штаммы грибов, взятых для исследования.

Были проведены клинические испытания препарата Микогель-КМП. Под наблюдением находилось 30 больных различными дерматомикозами. Из них 14 мужчин и 16 женщин в возрасте от 20 до 75 лет (табл. 2).У 20 больных был диагностирован рубромикоз. У 10 человек — кандидоз. Культура Candida albicans была высеяна у 6 человек. Больные кандидозом распределились следующим образом: у 2-х — кандидозные паронихии, у 3-х — кандидоз полости рта и кандидозный хейлит, у 2-х — межпальцевая дрожжевая эрозия и у 1 — кандидоз полового члена (табл. 3).

Таблица 2. Распределение больных, получавших лечение Микогель-КМП, в зависимости от пола и возраста
Диагноз Всего Распределение по полу Распределение по возрасту
муж. жен. до 20 лет 20–40 лет 40–60 лет более 60 лет
Рубромикоз стоп 14 5 9 5 8 1
Рубромикоз кистей и стоп 4 3 1 2 2
Рубромикоз стоп в сочетании с поражением крупных складок 2 2 1 1
Кандидоз 10 4 6 4 2 4
ИТОГО: 30 14 16 12 13 5

 

Таблица 3. Распределение больных по нозологическим единицам, результатам терапевтической эффективности и переносимости препарата
Нозологическая единица К-во больных Терапевтическая эффективность Переносимость
клиническая ремиссия улучшение без эффекта хорошая плохая
Рубромикоз стоп 14 7 6 1 13 1
Рубромикоз кистей и стоп 4 2 2 4
Рубромикоз стоп в сочетании с поражением крупных складок 2 2 2
Кандидоз 10 8 2 10
Всего 30 19 10 1 29 1
в % 100 63,4 33,3 3,3 96,7 3,3

Наиболее часто у больных (8 человек) встречалась сквамозно-гиперкератическая форма поражения, которая характеризовалась различной степенью выраженности шелушения кожи сводов стоп на фоне не резко выраженных воспалительных явлений. У некоторых больных процесс локализовался на боковых поверхностях стоп, сгибательных поверхностях пальцев. Имелись также различной степени выраженности гиперкератоз, инфильтрация. Кожа подошв была сухая, рисунок кожных борозд подчеркнут.

У 6 человек наблюдалась интертригинозная форма поражения. Процесс локализовался в межпальцевых промежутках, чаще всего в складках между V и IV пальцами стоп, что обусловлено наиболее тесным соприкосновением их боковых поверхностей, где имелись трещины, окруженные отслаивающимся белесоватым эпидермисом на фоне умеренной гиперемии. Иногда эти трещины были болезненны. Однако межпальцевый процесс не всегда ограничивался только межпальцевыми складками, у некоторых больных захватывал и тыльную поверхность стопы, а также подошву и подошвенную поверхность пальцев, где очаги поражения имели четкие границы.

У 6 больных имела место дисгидротическая форма микоза стоп, характеризующаяся выраженными воспалительными экссудативными изменениями. На сводах, нижней боковой поверхности стоп имелись саговидные пузырьки, рассеянные по всей поверхности подошвы. Вскрывшиеся пузырьки образовывали эрозии, окруженные валиком отслаивающегося рогового слоя по периферии. После подсыхания эрозий образовывались корочки, которые, отторгаясь, оставляли синюшную умеренно шелушащуюся поверхность. Эта форма наиболее часто сопровождалась неприятными субъективными ощущениями — зудом, жжением.

При поражении кистей в процесс вовлекались ладони, тыл кистей, где имелись гиперемия, незначительная инфильтрация, шелушение. Процесс протекал при явлениях сухости кожи, выраженности кожных борозд.

У 2-х больных высыпания локализовались в пахово-бедренных складках, где имелись пятна воспалительного характера, красного цвета, круглой формы, четко отграниченные от окружающей кожи, сливающиеся друг с другом и образующие фигуры с полициклическими очертаниями. По периферии имелся хорошо выраженный сплошной валик, состоящий из пузырьков и мелких чешуек.

Под наблюдением находились больные с различными формами кандидоза. Для этих больных были характерны субъективные расстройства: зуд, жжение в очагах поражения.

У двух больных имелись кандидозные паронихии пальцев кистей. Кожа вокруг ногтя была отечной, красной. Из-под ногтевого валика при надавливании выделялись капельки густого гнойного содержимого.

У трех больных наблюдался кандидоз слизистой оболочки полости рта. Слизистая рта была гиперемирована, покрыта белым налетом, после удаления которого обнажалась блестящая ярко-красная слизистая оболочка.

У одного больного имелось кандидозное поражение полового члена. На головке полового члена в области венечной борозды и на внутреннем листке крайней плоти наблюдалась гиперемия кожи, легкая ее отечность и инфильтрация. Роговой слой мацерирован, влажный, покрыт белесовато-серым налетом.

У двух больных наблюдали кандидоз подмышечных и паховых складок, где имелся очаг с четкими границами, наклонностью к периферическому росту. Поверхность очага влажная, блестящая, с белым налетом. По периферии имелся воспалительный ободок и шелушение с белесоватым мацерированным эпидермисом.

У 2-х больных наблюдались межпальцевые дрожжевые эрозии. В пораженных межпальцевых складках кистей роговой слой мацерирован, слегка набухший, отторгается, обнажая эрозированную влажную и блестящую поверхность красного цвета, по границам эрозии видны обрывки эпидермиса.

Микогель-КМП назначали по следующей методике: нанесение геля производилось 4 раза в сутки (при поражении стоп и кистей назначали предварительно 1 раз в день содово-мыльные ванночки для распаривания и лучшего отторжения ороговевших масс). Гель наносили тонким слоем на пораженные участки кожи и легко втирали.

Контроль излеченности проводили путем визуального осмотра кожи в очагах поражения, а также микологического контроля. Первое контрольное микологическое исследование проводили на 10-й день лечения. Повторные микологические исследования производили 1 раз в 7 дней.

В результате клинических испытаний установлено, что при кандидозном поражении значительное улучшение в течении патологического процесса наблюдалось на 8–9-й день лечения. Ослабевал зуд, уменьшались воспалительные проявления в очагах поражения. Полный регресс высыпаний наблюдался на 16–18-й день лечения.

При микозных поражениях стоп положительная динамика наблюдалась на 11–13-й день лечения. К этому времени эпителизировались трещины, значительно уменьшались гиперемия, шелушение. На 20–21-й день лечения наблюдался полный регресс высыпания. Полной клинической ремиссии, включающей и элиминацию грибков, удалось достичь у 11 больных (55%) рубромикозом. Отрицательный микологический результат у этих больных зафиксирован на 21,7 ± 3,9 день лечения. Остальным больным для достижения элиминации грибков были назначены другие антифунгинальные средства. В процессе лечения у одного больного в результате применения геля отмечалось усиление зуда, гиперемия в очагах поражения, в связи с чем лечение препаратом Микогель-КМП было прекращено.

С целью выявления возможного токсического влияния испытуемого препарата на организм больного были исследованы состояние периферической крови, функции почек и печени.

Установлено, что в процессе лечения отклонений от нормальных показателей периферической крови не наблюдалось.

Так же были проведены биохимические исследования. Из результатов следует, что в целом у больных микозами уровень сахара крови, общего белка, билирубина, активность аминотрансфераз были в норме как до, так и после лечения.

На основании данных изучения гемограмм и биохимического исследования крови можно говорить об отсутствии токсических явлений в процессе лечения препаратом Микогель-КМП.

При проведении клинических исследований в качестве препарата сравнения был использован крем с миконазола нитратом иностранного производства.

Группа сравнения состояла из 15 больных в возрасте 20–61 года (мужчин — 8, женщин — 7), в том числе 10 больных рубромикозом и 5 — кандидозом кожи.

Среди больных рубромикозом у 8 имел место микоз стоп, у двух он сочетался с поражением крупных складок. Клиническая картина заболевания соответствовала описанной выше. Пять больных страдали кандидозом, в том числе у троих были межпальцевые дрожжевые эрозии, у двух — кандидоз крупных складок.

У всех больных кандидозом на 8–9-й день лечения было отмечено значительное улучшение. Регресс высыпаний наступил на 17–20-й день лечения. Лишь у одной больной при обследовании после лечения в соскобах из очагов поражения обнаруживались дрожжевые клетки.

У всех больных рубромикозом отмечался положительный эффект, в том числе у 6 — клиническая ремиссия, у 3 — значительное улучшение и у одного — улучшение процесса, однако, элиминация грибка была достигнута лишь у 6 больных, тогда как у 4 больных для достижения микологической ремиссии пришлось прибегнуть к назначению других фунгицидных средств.

Проведенные исследования показали, что препарат сравнения эффективен как при поражениях дерматофитами, так и, в большей степени, при кандидозных поражениях.

Таким образом, экспериментальными и клиническими исследованиями установлено, что испытуемый препарат Микогель-КМП обладает широким спектром фунгицидной активности. Динамика разрешения патологического процесса, клинические и микологические результаты лечения препаратом Микогель-КМП и препаратом сравнения в целом идентичны. Препарат Микогель-КМП может применяться для лечения различных форм дерматомикозов, особенно при лечении кандидозных поражений кожи и слизистых.

Литература

  1. Лечение и профилактика пиодермитов и микозов стоп на предприятиях машиностроительной и химической промышленности / Б. М. Даценко, С. В. Бирюкова, Т. И. Тамм и др.— М.: МЗ СССР, 1989 — 47 с.
  2. Микозы стоп среди рабочих предприятий агропромышленного комплекса / Т. С. Кунакбаева, К. Е. Казангапанова, Д. А. Оразымбетова и др. / Тез. докл. IX Всесоюзного съезда дерматовенерологов.— М., 1991.— С. 255.
  3. Свирид С. Г. Функциональный статус неспецифического звена клеточного иммунитета у больных микозами стоп и комплексная патогенетическая коррекция интрацелюлярных нарушений (Клинико-цитохимическое исследование): Автореф. Дис. д-р мед. наук.— М., 1992.— 20 с.
  4. Кубанова А. А., Потекаев Н. П., Яцуха М. В., Рубашева Т. В. Динамика распространения дерматофитий в Российской Федерации // Вестник дерматологии и венерологии.— 2000.— № 4.— С. 16–18.

Материал подготовлен отделом маркетинга и рекламы
ОАО “Киевмедпрепарат”
на основании результатов клинических отчетов
Украинского НИИ дерматологии и венерологии





© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика