|
Чмыхало Н. В., Никушин Е. А., Шуванова Е. В. Рациональность использования компьютерной техники в аптечных учрежденияхУкраинская фармацевтическая академия, г. Харьков В середине 90-х годов в Украине использование компьютеров в аптечных учреждениях вышло на новый качественный уровень. В связи с изменением ситуации на рынке лекарств Украины, увеличением и постоянным изменением номенклатуры лекарственных препаратов, а также в связи с широким распространением персональных ЭВМ изменились и потребности фармацевтических предприятий. Кроме того, в торговом законодательстве Украины произошел ряд изменений, связанных с применением электронных контрольно-кассовых аппаратов (Закон Украины «Про застосування електронних контрольно-касових апаратiв i товарно-касових книг при розрахунках зi споживачами у сферi торгiвлi, громадського харчування та послуг» в редакции от 6 июня 1996 года № 227/96 ВР) и внедрением технологии штрихового кодирования товаров (Постановление Кабинета Министров Украины «Про впровадження штрихового кодування товарiв» от 29 мая 1996 года № 574). В связи с этим представляет интерес определение обеспеченности компьютерами учреждений, работающих в сфере лекарственного обеспечения. Некоторые авторы считают, что задачу компьютеризации аптеки можно условно разделить на четыре основных этапа: приобретение и установка необходимой компьютерной техники и локальной сети; выбор компьютерных программ; внедрение компьютерных программ; внедрение компьютерных программ и обучение работе с программами; эксплуатация программно-аппаратного комплекса [1]. Если же поставлена задача чуть ли не полной автоматизации всего процесса работы аптеки, то для полноценной и оперативной работы, даже для очень маленького учреждения, одного компьютера недостаточно. Причина не в технической стороне мероприятия. Сейчас процессор компьютера обеспечивает одновременную обработку данных в нескольких направлениях, но одновременная работа нескольких человек, занимающихся выполнением различных задач, за одним ПК практически невозможна. Так как это, в свою очередь, приводит к несвоевременному выполнению поставленных задач, а установление очередности работы пользователей на ПК по графику нельзя считать выходом из ситуации. Единственный выход — обеспечение каждого пользователя отдельным компьютером. К основным преимуществам индивидуализации можно отнести следующее:
При выборе модели ПК исходят, как правило, из того программного обеспечения, которое собираются использовать. Большинство программ сегодня разработаны и предназначены для работы на моделях IВМ с процессором не ниже 3 х 86, далеко не новых. Но даже при нашей скудности финансов следует прежде всего помнить, что при покупке заведомо устаревшего оборудования сегодняшняя экономия в сотню-две гривень в будущем выливается в тысячи гривень на переоборудование и ремонт. Реализацией ПК занимается большое количество фирм. Их ассортимент состоит большей частью из компьютеров семейства Pentium. Для выполнения задач любого структурного подразделения аптечного учреждения, при наличии соответствующего программного обеспечения, эти машины вполне подходят. Кроме того, жесткая конкуренция в этом секторе рынка вынуждает фирмы к предоставлению различных услуг: от доставки и установки до «горячих» справочно-сервисных телефонных линий, что, с нашей точки зрения, тоже немаловажно. Как уже говорилось выше, автоматизация аптек, как правило, требует использования нескольких компьютеров. Причем, при таком условии желательным является объединение их в локальную сеть. Необходимость локальной сети обусловлена следующим обстоятельством: при использовании автономных персональных компьютеров эффект от повышения производительности труда одного сотрудника или даже нескольких не влияет на эффективность работы в целом, что, на наш взгляд, вызвано следующими причинами:
Итак, становится ясным, что единственным способом создания единого информационного пространства аптеки является локальная вычислительная сеть (ЛВС). На предприятиях фармацевтического профиля мы выделяем следующие отделы, требующие компьютеризации в первую очередь:
Компьютеры этих отделов объединяются в локальную сеть сервером, который занимается согласованием работы всей сети и хранением основной информации. Возможности и обязанности пользователей в вышеперечисленных отделах состоят в следующем:
Все вышеизложенное показывает, какой большой объем информации проходит через сеть. Потому мы считаем, что для обеспечения отлаженной и бесперебойной работы такой сети нужен специальный сотрудник — администратор сети, в обязанности которого входит:
Для конкретизации теоретического обзора наших исследований мы провели комплексный анализ по выявлению фактического уровня компьютеризации предприятий фармацевтического профиля. Объектами исследований стали аптечные учреждения г. Харькова. Результаты далеки от идеала: всего компьютеризировано в городе около 10% аптечных учреждений, столько же планируют приобрести и использовать компьютерную технику; 2% руководителей аптек не считают компьютеризацию принципиально необходимой для аптеки, свое решение аргументируют неподготовленностью как персонала, так и руководящего звена; 78% не имеют определенного мнения. Среди тех аптечных учреждений, которые используют компьютерные технологии, 18% имеют стаж использования более 3 лет, около 70% — 2–3 года и 12% — менее года. Компьютерный парк исследуемых аптечных учреждений в основном представлен исключительно IВМ-совместимыми машинами. Причем модельный ряд ПК распределился следующим образом: компьютеры на базе Pentium 3 х 86 имеют 10% аптек, 4 х 86 — 60% и 5 х 86 — 30%, причем все руководители исследуемых учреждений на вопрос «Достаточно ли Вам используемого компьютерного оборудования?» — ответили «да», «нет» и «частично» поровну. Поэтому нельзя однозначно сказать, что в ближайшем будущем следует ожидать обновления модельного ряда в исследуемых аптеках. Но все же это вполне вероятно, так как полностью удовлетворенных компьютерным оборудованием вдвое меньше, чем ответивших на этот вопрос «нет» или «частично». Но здесь возникают как финансовые проблемы, так и проблемы косности мышления. Ведь работа в аптеке и так выполняется. Другими словами — модернизация может произойти или по здравому расчету и желанию, или же в случае крайней необходимости. Следует подчеркнуть, что не таким единодушным оказалось отношение руководителей к программному обеспечению. Наиболее популярными оказались бухгалтерские, специализированные фармацевтические и информационные программные продукты. Причем из бухгалтерских программ 80% используют программы собственной разработки и только 20% — фирменную продукцию; специализированное фармацевтическое программное обеспечение исключительно местной разработки. Что же касается информационных программ, то здесь положение более утешительное, так как только около 10% программ — программы собственной разработки и 90% — фирменной. Сюда относятся программы по обработке прайс-листов и программы, несущие систематизированную нормативно-правовую информацию. Причем последние используют только 33,3% аптек, что можно объяснить их (программ) новизной. Большинство руководителей (41,7%) удовлетворены используемым программным обеспечением, 34% считают, что оно лишь частично отвечает их требованиям и только 25% думают, что программное обеспечение не соответствует их потребностям. Сравнивая эти результаты с низким уровнем программного обеспечения в целом, приведенные выше цифры можно объяснить лишь низким (очень низким) уровнем использования компьютерной техники аптеками. Аптеки, имеющие хорошее техническое и программное обеспечение ответили, что оно отвечает их требованиям лишь частично. То есть те, кто серьезно занят компьютеризацией и даже имеет программное обеспечение должного качества, сталкиваются с проблемой его неполного соответствия своим потребностям. И это нормально, так как требования к программной и аппаратной части постоянно должны расти. Нам удалось также установить, что только около 30% анализируемых аптек в своей работе используют модем. Так как такой способ связи в нашей стране очень слабо распространен, даже этот процент приятно удивляет. Однако мы считаем, что за сетевой связью между компьютерами на большом расстоянии стоит большое будущее. И, к глубокому сожалению, следует констатировать тот факт, что практически полностью отрицательный результат получен по вопросу наличия должности компьютерного специалиста в штате аптеки. Конечно, иметь в штате специалиста-компьютерщика имеет смысл только при наличии большого количества компьютерной техники. А пока гораздо рациональнее иметь на примете добросовестную компьютерную фирму, которая способна обеспечить технику надлежащим сервисом и поддерживать с ней контакт по необходимости. Непосредственное определение затрат на компьютеризацию аптеки мы провели на двух возможных уровнях: минимальном и среднем. Теоретическое обоснование компьютеризации и расчеты ее стоимости приведены в таблице № 1. Данные таблицы свидетельствуют о том, что для компьютеризации аптеки необходимо как минимум 6010 усл. ед. А для достижения более полной компьютеризации на базе более дорогих аппаратных средств — 12310 усл. ед. Судя по итоговым цифрам, винить аптеки в нежелании повально внедрять компьютерную технику на всех участках своей работы нельзя. Однако, глядя в будущее, можно с уверенностью сказать, что тотальная компьютеризация фармацевтической деятельности неизбежна.
Мы надеемся, что преодолев сегодняшние трудности и барьер в сознании потенциального пользователя, компьютеризация войдет во все сферы жизнедеятельности человека. Литература
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|