Логотип журнала "Провизор"








Н. Гребенникова, В. Георгиев

Витаминотерапия и витаминопрофилактика.
Проблемы изобилия

Известно, что функции, обмен, физиологическая активность органов и тканей в очень большой мере зависят от обеспеченности организма витаминами.

Давно встал вопрос о выявлении условий оптимального, сбалансированного воздействия витаминов на процессы жизнедеятельности как в норме, так и при патологиях.

Разработка рациональных основ витаминотерапии требует глубокого физиологического и разностороннего биохимического анализа тех последствий, к которым приводит применение различных витаминов в тех или иных дозах и в тех или иных сочетаниях.

Известный исследователь в области витаминологии — Тереза Терруан — директор Французского национального центра научных исследований и вице-директор исследовательского центра по вопросам питания обобщила огромный фактический материал, касающийся взаимодействия различных витаминов.

Показано, что между витаминами существуют сложные взаимодействия, что необходимо и важно учитывать при составлении рационов и диет, а также при назначении различных витаминных комплексов с профилактической и терапевтической целями.

Следует подчеркнуть что недостаток какого-то витамина или, что случается чаще, его избыток (введение в больших дозах, или длительное введение даже в нормальных дозах) сказывается на активности одних, и что еще более важно, провоцирует недостаточность других витаминов.

Например, повышение доз витамина А усиливает недостаточность витамина Е и усугубляет симптомы недостаточности витамина С.

Избыток витамина А вызывает симптомы, характерные для отсутствия витамина D, а гипервитаминоз D приводит к авитаминозу А.

Для нормального развития зубов требуется соответствующее равновесие между витаминами С, D и кальцием. Любой избыток одного вызывает недостаточность двух других.

При поражении зубов значительно ослабевает защитное действие токоферола (витамин Е) на фоне избытка витамина А.

Введение больших доз витамина В1 приводит к развитию ангулярного хейлита — одного из симптомов авитаминоза В2.

Передозировка всех витаминов (как гидровитаминов — группы В, витамина С и других, так и липовитаминов — А, D, Е, К) приводит к серьезным нарушениям в обменных процессах. Но особенно опасны передозировки витамина D и А.

Витамин D

Витамин D тесно связан с обменом кальция и фосфора, но действует на иммунитет, на рост и дифференциацию клеток аналогично стероидным гормонам.

Витамин D влияет на усвоение и всасывание в тонком кишечнике пищевого (экзогенного) Са, но и в определенных условиях мобилизирует эндогенный Са из депо (кости, митохондрии, скелет, эндоплазматический ретикулум), способствует его всасыванию и реабсорбции в почках.

Потребность в витамине D зависит от условий питания, от климатогеографической зоны, в которой проживает ребенок или взрослый, от состояния желудочно-кишечного тракта, от скорости синтеза белков, транспортирующих липовитамины (в том числе витамин D) от состояния печени и почек, от активности ферментов в этих органах, превращающих витамин D в физиологически активную форму.

Суточная доза витамина D — 100–400 UE (2,5–10 мкг). Потребность в нем несколько повышена у беременных и кормящих женщин, для пожилых людей (они мало бывают на солнце), у людей с почечной недостаточностью (т. к. в почках образуется физиологически активная, гормональная форма этого витамина — кальцитриол), при инсулинзависимом диабете (так как недостаток инсулина резко снижает образование в почках кальцитриола), при приеме противосудорожных препаратов и т. д.

До настоящего времени нет единого мнения относительно введения доз этого витамина. Некоторые исследователи рекомендуют вводить в организм детей до 14 лет до 1000 UE витамина D в день (1 UE = 0,025 мкг D3). Однако далеко не все, и у нас, и за рубежом, разделяют эту точку зрения, считая, что витамин D поступает в организм не только с пищей, но и при облучении кожи солнечными лучами, и поэтому суточная потребность, по их мнению, должна составлять 500 UE (но это преимущественно в северных регионах).

Однако совершенно четко известно, что передозировка кальциферола вызывает тяжелейшие последствия, связанные с нарушением обмена кальция и фосфора.

Витамин A

Анализируя вопрос о потребности в витамине А (ретинол) следует сразу отметить, что и избыток, и недостаток этого витамина в одинаковой степени опасен для организма, т. к. и в том, и в другом случае происходит лабилизация мембран клеток, прежде всего печени и эритроцитов, что влечет за собой множество нарушений в биохимических процессах.

Сейчас известно более пятидесяти патологий, связанных с этим витамином. Исходя из этого понятно, что соблюдение дозировки для ретинола очень важно.

Считается, что обеспечивающей потребность в витамине А здорового взрослого человека является доза 750 мкг (или 2500 UE) ретинола в день (из расчета 1 UE = 0,3 мкг).

Исходя из роли этого витамина в биохимических процессах и учитывая, что он обладает радиопротекторным и противоопухолевым действием, потребность в витамине повышена при инфекционных заболевания, при попадании в организм ядов и токсинов, у людей с вредными условиями труда, при лучевой болезни и при развитии опухолей. Повышенные дозы составляют до 5000 UE (иногда называют 10000 UE) в сутки, но длительное введение должно составлять 10–14 дней. (При лучевой болезни и опухолях вводят массивные дозы — 50000–100000 UE 5–7 дней).

Для профилактики недостаточности в детском возрасте должно быть обеспечение витамином беременных и кормящих женщин, что приводит к повышению его в грудном молоке и способствует накоплению в печени ребенка. В общем, по мнению экспертов ВОЗ, для беременных достаточно 750 мкг в день, а в период лактации суточная потребность ретинола должна составлять примерно 1200 мкг.

Витамин E

Витамин Е — антистерилен, связан с процессами воспроизводства, витамин Е самый сильный антиоксидант, который и удерживает в форме мембрану клетки, что очень влияет на биохимические процессы.

Очень важно отметить, что витамин Е как участник многих сложных обменных процессов не имеет замены.

Дефицит витамина Е практически не встречается, т. к. этот витамин содержится во многих продуктах питания и в достаточном количестве поступает в организм с пищей.

Избыток витамина Е резко повышает содержание витамина А в печени, что само по себе очень плохо.

Дозировка, т. к. дефицита нет, неконкретна, и устанавливает средние профилактические дозы в пределах: взрослые — 10–20 мг, дети до 14 лет — 20–30 мг.

Но как мощнейший антиоксидант витамин Е с терапевтической целью вводится в значительно больших дохах.

И все же повышенные дозы витамина Е в некоторых поливитаминах, а также рекомендации длительного применения комбинаций с витамином Е следует считать не совсем корректными.

Гидровитамины

Более многочисленной группой являются гидровитамины (группы В: В1 — тиамин, В2 — рибофлавин, В3 — пантотеновая кислота, В5 (РР) — ниацин, В6 — пиридоксин, В10 — (Вс, или фолиевая кислота), В12 — цианокобаламиновая кислота, витамин С — аскорбиновая кислота и др.

Уже шла речь о том, что между витаминами существуют сложные взаимодействия и что недостаток или избыток какого-то витамина влияет на активность одних или провоцирует недостаточность других.

В литературе существует достаточно много клинических данных о токсическом влиянии избыточных доз не только липовитаминов, но и гидровитаминов (в частности В1, В2, РР (В5). Имеются сведения об отрицательном влиянии больших доз даже, казалось бы, такого «безвредного» витамина, как витамин С.

Остановимся на некоторых гидровитаминах. Давно известна роль витамина В1 (тиамина), хотя роль его в биохимических процессах продолжает раскрываться. Он задействован во многих ферментных системах углеводного, белкового и липидного обменов. Тиамин необходим для синтеза белков соединительной ткани и клеточных структур. Клинические проявления недостаточности витамина В1 — это нарушения со стороны периферической и центральной нервной системы (ЦНС), нарушения деятельности сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.

В1 обладает С-витаминосберегающей функцией. Избыток углеводов в пище повышает потребность организма в В1. А в настоящее время возросло потребление углеводов (сахара, кондитерских изделий и т. д.), а источники поступления В1 сократились из-за максимальной очистки зерновых продуктов.

Повышение содержания в рационе жиров понижает потребность в тиамине. На потребность в В1 (так же, как и в других витаминах) значительно влияют нервно-психическое напряжение, заболевания ЖКТ, диабет, подагра, различные острые и хронические инфекции, курение, интоксикации сульфаниламидами, антибиотиками, отравления тяжелыми металлами (свинцом, ртутью, медью и др.), спиртом и т. д.

Взрослому человеку в среднем необходимо 0,5–3,0 мг в сутки. Когда потребность в В1 повышена, некоторые авторы считают необходимым повысить дозу до 10 мг. Но следует помнить, что тиамин является наиболее токсичным из всех витаминов группы В и в больших дозах угнетает холинэстеразу и гистаминазу — ферменты, регулирующие проводимость нервного импульса и клеточный иммунитет. При гипервитаминозе вызывает неврологические расстройства и острую аллергическую реакцию.

Что касается витамина В2 (рибофлавина), то существует несколько десятков ферментов, содержащих производные этого витамина. Флавиновые ферменты — важнейшие участники процессов биологического окисления практически во всех тканях.

Для В2-витаминной недостаточности характерны нарушение роста, слабость, заболевания глаз, поражение слизистых, сухость и трещины губ (особенно в углах рта), сухой ярко-красный язык.

Потребность в В2 зависит от количества белка в пище: чем больше белка в рационе, тем больше потребность. Избыток углеводов в рационе понижает потребность в рибофлавине. В организм в сутки должно поступать где-то в пределах 2 мг рибофлавина, с лечебной целью до 5–10 мг.

Однако для этого витамина показано, что и при дефиците, и при избытке наблюдаются изменения в нервной и сердечно-сосудистой системах и в других органах и тканях.

Витамин РР (или В5, или ниацин) участвует более чем в 150 ферментных реакциях, затрагивающих практически все виды обмена веществ.

При гиповитаминозе — дерматиты, сухость губ, специфические дерматиты — поражение открытых для солнца частей тела (особенно лица), а так же диарея, нарушение функции ЦНС и т. д.

Суточная потребность для взрослых 15–25 мг обеспечивается поступлением в организм мяса,печени, рыбы, хлеба грубого помола. Потребность несколько повышается при инфекционных заболеваниях ЖКТ, нервно-психических заболеваниях, при приеме антибиотиков, сульфаниламидов, противотуберкулезных препаратов, при различных интоксикациях.

В6 (пиридоксин) входит в состав целого ряда пиридоксалевых ферментов.

Важнейшая биохимическая функция В6 — это метаболизм аминокислот, но он вмешивается и в обмен углеводов и липидов. Для В6-гиповитаминоза характерны микроцитарная анемия, специфический дерматит, сухость кожи, расстройство ЖКТ и т. д.

Участвуя в синтезе биологически активных аминов — гистамина, серотонина, тирамина и др. — В6 необходим для нормальной функции ЦНС.

Суточная потребность взрослого человека — 1–2 мг. При рентгеновском облучении для таких профессий, как летчики, хирурги и т. п. C 3 мг, при тяжелом физическом труде C 5 мг. Основные продукты, содержащие В6,— это желток, перец зеленый, злаки, морковь, дрожжи, говяжья печень. Основной источник В6 — хлеб и картофель.

Витамин ВС (или В10, или фолиевая кислота). Функционально он близок витамину В12. Он задействован в синтезе нуклеиновых кислот и белков, играет важную роль в стимуляции регенерации клеток крови и клеток слизистых.

Широко применяется при нарушении кроветворения, лучевой болезни, некоторых кожных заболеваниях.

При переработке пищевых продуктов потери этого витамина очень велики (при варке овощей и мяса — до 70–90%).

Профилактическая ежедневная доза для взрослых 25–50 мкг. При низком содержании белка в рационе потребность возрастает. Лечебная доза — от 100 мкг до 1 мг. В10 особенно богаты листья растений, печень, почки, дрожжи.

Следует отметить, что коферментная функция для названных выше витаминов — важнейшая, но не единственная.

Все эти витамины связаны с процессами иммунитета.

В12 и фолиевая кислота связаны с синтезом антител, а В1 и В2 — с фагоцитозом. Установлено, что витамины группы В повышают секрецию антимикробного белка — лизоцима.

Показано, что введенный в организм витамин В1 влияет на активность В2-, В5-, В6-зависимых ферментов.

Обнаружено «инсулиноподобное» действие витамина В1, и выявлена связь витамина В5 с гормонами гипофиз-адреналовой системы.

К группе водорастворимых витаминов относится витамин С, или аскорбиновая кислота. Она широко распространена в растительном мире. В организме человека это вещество не синтезируется и необходимо в количествах, на порядки превышающих дозы других витаминов.

Все эффекты аскорбиновой кислоты определяются ее окислительно-восстановительными свойствами. Она является (как и витамин Е) природным антиоксидантом (т. е. ингибирует образование свободных радикалов — очень опасных для организма молекул).

Одна из важнейших функций антиоксиданта — связь с коллагеновыми структурами, и поэтому он важен в функционировании соединительной ткани: костей, зубов, сухожилий, хрящей, тканей кровеносных сосудов, определяя их эластичность.

Витамин С играет большую роль в синтезе и обмене ряда гормонов (адреналина, кортикостероидов, гормонов щитовидной железы), ответственных за устойчивость и адаптацию организма к изменяющимся условиям. Важна его роль в поддержании сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям. Так же, как и витамины группы В, он повышает секрецию лизоцима. Аскорбиновая кислота оказывает детоксицирующее действие при отравлениях рядом химических соединений.

При С-гиповитаминозе развивается перифолликулярный кератоз; имеют место подкожные и внутрикожные кровоизлияния, нарушается состояние железа в гемоглобине, всасывание и включение его в гемоглобин (отсюда развитие анемии).

Недостаток витамина С неудовлетворительно влияет на заживление ран и переломов.

С-гиповитаминоз развивается при пневмониях, рахите, при расстройствах кишечника, при приеме сульфаниламидов, антибиотиков и др.

Было время, когда очень увлекались большими дозами витамина С для профилактики и лечения простудных заболеваний. Предлагалось при простуде и для профилактики до 3 г аскорбата.

Однако оказалось, что при приеме витамина С даже в дозе 1–1,5 г очень угнетаются иммунные процессы, увеличивается образование мочевых камней (оксалатов), может возникнуть глюкозурия. В связи с этим совершенно неоправдано увлечение настоем и экстрактом шиповника и другими богатыми аскорбатом продуктами и препаратами.

Аскорбиновая кислота, так же как и фолиевая при варке продуктов легко разрушается. Хорошо сохраняется аскорбат при больших концентрациях сахара, в кисломолочных продуктах и квашениях.

Суточная потребность в аскорбиновой кислоте для взрослого человека составляет 60–100 мг. И если необходимо увеличить поступление витамина С, то повышают дозировку в 1,5–2 раза.

В заключение следует сказать, что мы не могли осветить вопросы, касающиеся всех гидровитаминов, однако важно подчеркнуть, что для профилактики и лечебных целей необходимо очень осторожно и грамотно подходить к дозировкам и что совершенно недопустимо применение больших, а тем более «ударных» доз витаминов.

Возвращаясь к началу данного сообщения, где отмечалось, что вопрос об оптимальном, сбалансированном воздействии витаминов в здоровом организме и при патологии поставлен давно, мы видим, что вопрос этот еще далек от разрешения.

И в этом нас убеждают многочисленные препараты различных сочетаний витаминов и их дозировки.

Глядя на состав некоторых препаратов, на дозы некоторых витаминов в них и на рекомендованную длительность введения их в организм, следует отметить, что мы часто не только не помогаем нашему организму, а вероятно, нередко вредим ему.

По материалам журнала «Стоматолог»





© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика