![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
К. В. Русанов, Е. Г. Русанова Влияние “большого скачка” курса доллара на показатели предложения медицинских термометров на региональном рынке ХарьковаЛаборатория медицинской теплофизики, г. Харьков В рамках начатой в 1997 г. программы исследования регионального рынка медицинских термометров (МТ) для измерения температуры тела [1, 2] нами в 1998–1999 гг. проводился мониторинг оптовых предложений (ОП) этого вида товаров медицинского назначения по прайс-листам журнала “Провизор” (г. Харьков, фирма “Мегаполис”) и еженедельника “Аптека” (г. Киев, фирма “Морион”) и мониторинг розничных предложений (РП) МТ в аптеках Харькова. Цель настоящей работы — выявление различий в динамике показателей предложения МТ между периодами относительной финансово-экономической стабильности (1997 г. и начало 1999 г.) и кризисных изменений (второе полугодие 1998 г.). Мониторинг РП проводился путем ежемесячного обхода 60 торговых аптечных точек, расположенных в 6 районах города (из 9). Среди них примерно поровну представлены “номерные” аптеки, существующие с советских времен, и “коммерческие”, открытые в 90-е гг. [1]. В связи с ремонтами, переучетами и закрытием точек реально каждый месяц обследовалось в среднем 55 работающих аптек (от 52 до 57). Мониторинг осуществлялся “немым” способом — осматривалась выкладка товара без вопросов провизору и фиксировались количество, типы и цены выставленных на витрине МТ.
Данные, представленные в таблице 1, свидетельствуют о том, что в 1998 г. по сравнению с предыдущим уменьшилось число городов и количество фирм, поместивших объявления в прайс-листах. Причем в последнем случае это сокращение произошло именно за счет провинциальных фирм. Естественно, что резко (более чем вдвое) уменьшилась и доля последних в общем количестве ОП; даже в харьковском издании предложение провинциальных фирм оказалось меньшим половины. Общее число ОП заметно возросло, главным образом за счет киевского издания (хотя харьковское издание пока сохранило лидерство по числу предложений в 1 выпуске). Этот факт можно интерпретировать как показатель активизации оптовой торговли в 1998 г., хотя не исключено также, что это свидетельствует и о росте популярности анализируемых изданий среди рекламодателей. Среднегодовая доля ртутных медицинских термометров (РМТ) в общем предложении 1998 г. осталась практически неизменной. Среднегодовая структура ОП по месту производства МТ также не изменилась существенно по сравнению с 1997 г.
Примечание: в таблицах 1—3 в скобках представлены данные за 1997 г. [2]. Можно утверждать, что финансово-экономический кризис второй половины 1998 г. ударил, прежде всего, по малым провинциальным фирмам, выведя из строя (во всяком случае — из прайс-листов) значительную их часть, тогда как столичные фирмы в целом упрочили свое положение на рынке МТ. Данные в таблице 2 также свидетельствуют о сокращении в 1998 г. активности оптовиков за пределами Киева. Из числа городов, предлагавших МТ в 1997 г., теперь выпали Сумы, Одесса, Луганск, Полтава, Херсон и Москва; из новых участников в 1998 г. добавился лишь Ивано-Франковск. Кроме столицы, только Харьков показал некоторое увеличение числа фирм и предложений, да и то лишь в харьковском издании. Первая двадцатка рейтинга фирм по числу ОП обновилась в 1998 г. на три четверти по сравнению с предыдущим годом. Выпали донецкие “Диада” и ВУНПА, киевские “Инфарма-Вест”, “Сольвейг”, “Фалби”, “Випекс”, “Интерфарм”, “Витас” и “Фармако”, чугуевский и сумской “Олмеды”, бердичевский “Датаком”, днепропетровский “Гастро корпорейшн”, черниговский “Арсенал” и одесский “Галс”. При этом из периферийных городов только Чернигов, Чугуев и Бердичев сохранили представительство своих фирм в прайсах, из столичных фирм остались в общем рейтинге “Фалби”, “Випекс” и “Витас”. Из пяти старожилов первой двадцатки (все киевляне) только “Киевоблфармация” в 1998 г. заметно опустилась в рейтинге; остальные четыре фирмы сохранили свои прошлогодние позиции, демонстрируя стабильность на рынке: второй год лидером остается столичный “Виктер”, заслуживающий отдельной заметки (см. ниже); хорошие позиции отстояли “Кампус Коттон Клаб” и ГЭЗМП, закрепился среди ведущих “Игар”. Вошли в двадцатку три фирмы, немного не доставшие до нее в 1997 г.,— киевские “Медицина” (сразу занявшая вторую позицию) и “Гедеон Рихтер”, харьковская “ИТЭЛ”. Интересно, что если объединить показатели киевского и харьковского “Кампус Коттон Клаба”, то эта фирма с 64 ОП вернет прошлогоднее второе место в рейтинге. Остальные 12 фирм, вошедшие в двадцатку,— новички, они не предлагали в 1997 г. МТ в прайс-листах “Аптеки” и “Провизора” (таблица 3).
Динамика показателей ОП в течение исследуемого периода определялась, по-видимому, взаимодействием трех факторов: периодические сезонные изменения спроса на МТ, изменения курса доллара (особенно его “большого скачка” в сентябре 1998 г.) и, возможно, изменения маркетинговой тактики дистрибьюторов, начавших с какого-то момента уделять больше внимания размещению ОП в профессиональных изданиях. Анализируя данные на рис.1, где сравнивается динамика общего количества ОП и средней оптовой цены РМТ в одни и те же периоды 1997–1998 и 1998–1999 гг., можно заметить, что наблюдается качественное подобие (наличие сезонных максимумов и минимумов) в поведении кривых ОП вплоть до 26-го месяца. Поскольку ценовой показатель более чувствителен к курсовым изменениям, ход кривых на нижнем графике рис.1 качественно сходен только до 14-го месяца. После этого цена РМТ в 1998 г. быстро возросла до нового устойчивого уровня, в то время как в 1997 г., когда курсового “скачка” не было, она продолжала постепенно снижаться.
Исследованный период характеризуется существенным изменением доли термометров производства дальнего зарубежья в общем ОП (рис. 2). Докризисный период характеризуется постепенным снижением их доли с 50–60% до 20–30%, что связано, возможно, с постепенным ростом курса доллара в это время (см. ниже). Осенний кризис 1998 г. привел к некоторой стабилизации общего ОП, причем произошло перераспределение вклада РМТ и ЭМТ: доля РМТ (нижняя кривая на рис. 2) упала до 5–10% и стала существенно меньше доли ЭМТ, тогда как до кризиса было наоборот. Таким образом, продукция российского завода “Термоприбор” стала доминировать на оптовом рынке РМТ Украины; это положение сохраняется и к середине 1999 г.
Увеличение доли ЭМТ, ввозимых сейчас только из дальнего зарубежья, произошло главным образом за счет расширения их ассортимента — кроме “простых” электротермометров стали появляться и единичные предложения более сложных и дорогостоящих ЭМТ (инфракрасных, с памятью и печатью результатов и др.). Анализируя данные по предложению ЭМТ, следует помнить, что в этот класс включены весьма различные по типу и цене (от 12 до 360 грн.) приборы; с этим, как и с небольшим количеством предложений, связана известная “негладкость” ценовой динамики, особенно розничной.
Исходя из данных таблицы 4, можно выделить два характерных периода. С января по сентябрь 1998 г. доля ЭМТ как в ОП, так и в РП (с некоторым преобладанием последнего) оставалась примерно постоянной; также весьма стабильной оставалась и цена, причем розничные цены в 1,5–2 раза превышали оптовые. Начиная с октября 1998 г. доля ЭМТ в ОП заметно увеличилась, а в рознице — напротив, в среднем уменьшилась. В результате розничная доля ЭМТ вплоть до середины текущего года остается примерно вдвое меньшей оптовой. Парадоксальной оказалась динамика цен: оптовая цена в момент “большого скачка” мгновенно увеличилась в 4–5 раз и сохранялась затем практически стабильной, розничная же цена хотя и выросла, но значительно медленнее и в меньшей степени. Отсюда и инверсия — оптовая цена на 10–15 грн. выше розничной. Это свидетельствует, по-видимому, о том, что аптеки воздерживались от новых закупок ЭМТ и распродавали запасы. Анализ данных исследования РП в 1998 г. и первой половине 1999 г. (рис. 3) показывает, что для розницы характерно снижение количества предложений (и, соответственно, увеличение доли аптек, где МТ в продаже не было) вплоть до октября 1998 г.: в этом месяце больше половины аптек не продавало термометры. Можно еще раз предположить: такая динамика показателей отражает тот факт, что аптеки все это время воздерживались от закупок новых партий МТ, оставляя их на момент наступления холодов.
Проводя закупки РМТ по не слишком сильно возросшим оптовым ценам, аптеки, тем не менее, спешили проводить переоценку и взвинтили розничные цены практически в соответствии с курсом доллара (встречались РМТ ТБ-1Б по цене 5 грн. и даже более). Восстановив уровень РП примерно до показателей начала 1998 г., аптеки восстановили и размер торговой наценки. Это хорошо видно на рис. 4.
В период с января по сентябрь 1998 г. розничная цена на РМТ не претерпевала заметных изменений, в то время как и официальный курс доллара, и оптовая цена постепенно и более-менее равномерно росли. Это было связано, по-видимому, с тем, что в докризисный период существенную долю РМТ составляли термометры производства дальнего зарубежья. Средняя торговая наценка снизилась за это время с примерно 1 до 0,5 грн. Последний квартал 1998 г. охарактеризовался более быстрым ростом розничной цены на РМТ, нежели оптовой, благодаря чему величина торговой наценки восстановилась до уровня начала 1998 г. Небольшой (по сравнению с курсом доллара) рост оптовой цены объясняется, вероятно, отмеченным выше почти полным вытеснением продукции дальнего зарубежья российским РМТ типа ТБ-1Б и одновременно тем, что российский рубль в период кризиса девальвировал вдвое сильнее, чем гривня. Таким образом, на основании результатов проведенного исследования можно заключить, что динамика показателей ОП и РП различна как в период относительной стабильности курса доллара, так и в период его резкого изменения. Результатом “большого скачка” явился не только рост оптовой и розничной цен на МТ, но и значительная перестройка структуры предложения (“вымывание” продукции дальнего зарубежья), состава оптовых фирм (концентрация в столице) и повышение их рекламной активности в профессиональных изданиях. Литература
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
![]() |