Логотип журнала "Провизор"








В. С. Кисличенко

Роль минеральных веществ в организме человека

Украинская фармацевтическая академия, г. Харьков

Минеральные вещества являются жизненно необходимыми для обменных процессов в организме человека [1, 14]. Находясь в минорных количествах, они обеспечивают постоянство осмотического давления, кислотно-основного равновесия, включаются в различные реакции обмена веществ, процессы всасывания, секреции, кроветворения, свертывания крови, выделения из организма метаболитов [6, 15, 16, 24, 37].

Наиболее изучено проявление недостаточности железа в патологии. Это, прежде всего, гипохромная анемия — поздняя стадия гипосидероза, свидетельствующая об истощении пластических резервов организма. До появления анемии гипосидероз может проявляться в хроническом атрофическом рините, атрофии слизистой языка, в гингивитах и хейлозах, атрофическом гастрите [15, 47, 64].

Недостаточность фтора у многих миллионов детей ведет к широко известному кариесу зубов, а у пожилых людей — к фторзависимому атеросклерозу, который, в частности, выражается в склонности к переломам костей [12, 33].

Недостаточность меди играет очень большую роль в патологии. Общепринято, что меди принадлежит критическая роль в механической упругости соединительной ткани, благодаря ее функции в лизопоксидазе, которая обеспечивает перекрестное связывание комплагена и эластина. Алиментарная недостаточность меди вызывает аномалии развития скелета и суставов, поражение сосудов, приводящее к аневризмам и разрыву аорты, поражению сердечной мышцы, эмфиземе легких [14, 16].

Недостаточность меди доказана для сходных синдромов у человека, но имеет не алиментарное, а генетическое происхождение и связана с недостаточностью не только лизилоксидазы, но и других медьсодержащих ферментов: тирозиназы, допамин-b-гидроксилазы, супероксиддисмутазы и цитохром-С-оксидазы. Недостаточность ведет к некоторым формам анемии, генетическим формам гипо- и дискупреозов, таким как болезнь Вильсона—Коновалова, синдром Морфана, синдром Менкена. В то же время повышается содержание меди в ишемическом очаге инфаркта [31].

Недостаточность селена влечет за собой миокардиопатию, эозинофильный энтерит, кистозный фиброз поджелудочной железы, фактор патогенеза болезни Кешан (поражения миокарда) [10, 12].

Исследования Кактурского Л. В. показали, что с помощью препаратов селена можно уменьшить некротическую зону при экспериментальном инфаркте миокарда [16].

Дефицит йода, который не только вызывает гипотиреоз, но и является неблагоприятным фоном для возникновения и прогрессирования атеросклероза. Йод-131 в значительных количествах обнаруживали в первые дни после Чернобыльской катастрофы. Сейчас медикам приходится бороться с последствиями облучения — гиперплазией (увеличением) щитовидной железы и ее гиперфункцией [68].

Исключительное значение имеет недостаточность цинка, так как она не только ведет к недоразвитию нервной и репродуктивной системы, но также глубоко связана с проблемами иммунодефицита. Т-лимфоциты в условиях дефицита цинка малоактивны [11, 28, 38, 59]. При инфаркте миокарда снижается уровень цинка в плазме крови. Цинк необходим для нормальной функции поджелудочной железы, являясь составной частью инсулина, половых желез, гипофиза. Дефицит его в организме ребенка приводит к карликовости. В совокупности с ванадием подавляет действие кадмия, разрушающего стенки сосудов и способствующего развитию тяжелых форм гипертонии [11, 28, 31, 38].

Не меньшее значение имеет недостаточность кобальта, который играет существенную роль в гомеостазе кроветворной и нервной систем [31, 54].

Следует также иметь в виду, что лекарственные препараты и продукты, содержащие соли кальция, железа, алюминия, магния, образуют нерастворимые соли с тетрациклином. В этом случае необходимо рекомендовать больным к употреблению такие препараты, фрукты и овощи, которые в своем составе содержат малое количество указанных солей [65].

Хлор особенно важен для образования желудочного сока, формирования плазмы крови, является активатором активатор ряда ферментов. Этот элемент в организме человека участвует в тех же механизмах обменных реакций, что и натрий [54, 55].

Цезий — 137 нарушает обмен веществ. Его выведению способствуют лекарственные растения и сборы из них, обладающие мочегонным, потогонным действием [68].

Натрий участвует в водно-солевом обмене, регуляции кровяного давления, активации пищевых ферментов [45, 54].

Калий играет важную роль во внутриклеточном обмене, регулировании водно-электролитного обмена и осмотического давления [45, 56].

Кальций наряду с фосфором составляет основу костной ткани, нормализует обмен углеводов, воды; участвует в процессах передачи нервно-мышечного возбуждения. Содержание его в организме — 1,4% (масс.). Суточная потребность организма в кальции — 0,8–0,9 г [56, 67].

Магний входит в состав многих ферментных систем организма, содержится в костях, зубах, относится к регуляторам работы нервной системы. Для нормального усвоения магния следует поддерживать его соотношение в организме с кальцием — 0,7 : 1,0 [56]. Суточная потребность в магнии взрослого человека — около 10 мг на 1 кг массы тела; общее содержание в организме — 0,04% (масс.).

Фосфор входит в состав белков, жиров, нуклеиновых кислот. Фосфорные соединения (АТФ, креатинфосфат) являются аккумуляторами энергии, активаторами умственной и физической деятельности [7, 20].

Кобальт участвует в процессах кроветворения, входит в состав цианокобаламина ( В12), необходимого для нормального обмена веществ [31, 40].

Марганец — это составная часть ферментных систем, принимает участие в окислительно-восстановительных процессах; влияет на обмен белков, усиливая усвоение организмом аскорбиновой кислоты. Кроме того, совместно с никелем и цинком улучшает усвоение липидов при атеросклерозе [12,17,31].

Кремний способствует уменьшению проницаемости сосудов, обладает противовоспалительными и регенеративными свойствами, стимулирует фагоцитоз, повышает сопротивляемость организма, принимает участие в иммунологических процессах, способствует биосинтезу коллагена [58]. Кремний участвует в формировании соединительной и эпителиальной тканей, обеспечивая эластичность и прочность. Нерастворимые соединения кремния обычно откладываются у основания корней волос и ногтей, способствуя их росту [31, 59].

Сера входит в состав отдельных ферментов, аминокислот, витаминов, принимает участие в образовании инсулина, регулирует усвоение глюкозы. В условиях постоянной повышенной радиации кардинальное значение приобрели две аминокислоты, содержащие серу, — метионин и цистеин. Они связывают активные радикалы. Метионин (его метильные группы) используется в процессе обмена, образуя противосклеротические соединения [3, 4, 45].

Никель принимает участие в кроветворении [30, 31, 60].

Мышьяк, помимо кроветворения, участвует в процессах нервно-мышечной передачи [24, 31, 54].

Ванадий и цирконий сопутствуют серебру и благотворно действуют на функции паренхиматозных органов, щитовидной и поджелудочной желез, гипофиза, половых органов, мышечной системы [24, 26, 30, 32, 37, 42, 49, 52, 53].

Молибден — кофактор ряда ферментов: альдегиддегидрогеназы, сульфитоксидазы, нитратредуктазы. Этот микроэлемент препятствует развитию кариеса зубов, задерживая фтор [33, 36]. Суточная потребность организма в молибдене — 0,15–0,3 мг. Он накапливается в печени, в железах внутренней секреции.

Хром регулирует уровень сахара в крови человека, поддерживая его в оптимальной концентрации [1,6,12,32,56]. Общее содержание хрома в организме человека — 0,00001% (масс.).

Стронций в оптимальных концентрациях играет положительную роль в обменных процессах и, прежде всего, тесно связан с обменом кальция. Общее его содержание 0,001% (масс.). Стронций выполняет аналогичные кальцию функции — препятствует остеопорозу, кариесу зубов [12, 28, 32, 56]. Не следует путать стабильный стронций с радиоактивным изотопом стронция-90, который имеет свойства негативного влияния на организм. Радиоактивные нуклеиды стронция 90Sr и 89Sr применяются в лучевой терапии при лечении костных опухолей. Стронций-90 накапливается в костях и имеет период полураспада 30 лет. При облучении костного мозга поражает кроветворную систему. В организм поступает с зараженным молоком и молочными продуктами. Выводится из организма крайне тяжело, так как в костной ткани обменные процессы происходят медленно [68].

Литий является жизненно важным МЭ. Недостаток его в организме способствует развитию нервно-психических расстройств. Описаны случаи его успешного применения для лечения шизофрении [1, 5, 7, 12]. В настоящее время препарат КОНТЕМНОЛ, выпускаемый «Словакофармой», используется как психолептик и как профилактическое средство маниакальной фазы маниакально-депрессивного психоза.

На сегодняшний день известно, что ни серебро, ни золото не выполняют роли коферментов или активаторов каких-либо ферментов. Однако целебные свойства этих металлов (особенно серебра) давно и широко известны. Описаны случаи успешного их применения в клинике для лечения анергического (самого тяжелого) диатеза (терминология Анри Пикара) [8, 12, 54].

Платина является катализатором ряда химических реакций. Бариевая соль тетрациклино-(П)платиновой кислоты Ba[Pt(CN)4] используется в рентгеноскопии для покрытия флюоресцирующих экранов [7, 31].

Установлена коррекция между дисбалансом МЭ и патологическими проявлениями. При дизентерии уровень меди, железа, алюминия, титана повышается, а уровень марганца, никеля, цинка, свинца на пике заболевания снижается [14, 15, 23].

При болезни Коновалова—Вильсона, эпилепсии, гепатитах, циррозе печени и различных инфекционных заболеваниях повышается содержание меди в крови, при сахарном диабете оно снижается [14, 50, 51, 61, 62].

Накоплен значительный опыт по успешному применению препаратов, содержащих в своем составе микроэлементы.

За рубежом уже несколько десятилетий ведется разработка комплексных препаратов, которые содержат оптимальную комбинацию жизненно важных витаминов, минеральных веществ и микроэлементов [4, 5, 13, 14, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 27, 29, 30, 42, 45, 47, 48, 49, 55, 56, 64].

Все применяемые лекарственные формы можно разделить на три группы:

  1. Растворимые минеральные соли. Эти препараты доступны. Однако об их применении существуют разные точки зрения [4, 42]. С одной стороны, указывают на плохую усвояемость лекарственной формы [56, 66]. С другой стороны, это наилучшая форма введения в организм МЭ, так как в водном растворе они находятся в ионной и быстроиспользуемой соответствующими системами организма форме [39].
  2. Препараты, содержащие МЭ в форме металлоорганических соединений (кобамид, ферроаскорбинат, ферроплекс).
  3. Комплекс макро- и микроэлементов из растений. Эта форма имеет ряд преимуществ. Главное из них — получение уже готового комплекса с оптимальными для организма соотношениями основных компонентов, что трудно достигается при создании искусственных смесей. Они более естественно вступают в обмен веществ, чем синтетические комплексы [4, 42, 63].

Необходимо отметить правильность выбора доз. Многие авторы указывают на рациональное систематическое применение малых доз, основываясь на том, что всякий патологический процесс представляет собой сложное явление, происходящее с участием ряда физиологических систем, что строго индивидуально для каждого организма [42, 61].

При составлении комплексов МЭ предлагают использовать классификацию по их отношению к:

процессам тканевого обмена;
функции эндокринных систем
деятельности ретикуло-эндотелиальной системы.
 

Анри Пикар в своей монографии «Лечебное применение микроэлементов» приводит терапевтические дозы для марганца, кобальта, меди, цинка, никеля, хрома, серебра, золота, которые составляют от 50 до 500 мкг в сутки при сублингвальном применении. Он приводит таблицу, где указаны виды растений, содержащие терапевтические дозы МЭ в суточных дозах ЛРС, из которой следует, что смородина черная содержит три МЭ (марганец, цинк, медь) в терапевтических дозах.

В таблице приводится ряд зарубежных препаратов с анализом их химического состава и применения.

Препараты, содержащие микроэлементы, лаборатории «Т.Е.Риом», Франция
МЭ Препарат и содержание МЭ в нем, % Показания и механизм действия
Bi висмута бензоат, 10,09 Противоинфекционное, анальгезирующее действие на лимфотическую ткань и слизистые оболочки. Ангины.
Cu ммеди глюконат, 2,59 Противовоспалительное действие. Грипп.
Cu, Co, Cd, Mn, Mg, Ni, Se, Sr, Zn Полиметаллическое соединение бензоатов Cu, Co, Ni, Mn, Mg, Sr, Cd, Se, Zn, селенита аммония: 0,11; 0,6; 0,07; 0,4; 0,05; 0,05; 0,035; 0,6 Поливалентная терапия при истощении
Mn, Cu, Co Mn - 0,20; Cu - 0,16; Co - 0,17; бензоаты Гемопоэтическое действие. Анемия. Астения.
Ni, Co Ni - 0,17; Co - 0,34 Способствует образованию антител, регулирует функции поджелудочной железы, катализирует витамины А, В, С.
Mn, Co Mn - 0,20; Co - 0,17; бензоаты Атритизм. Астма. Мигрень. Kрапивница. Расстройство системы желчеотделения. Kатализирует витамины В12, С.

Также было проанализировано несколько препаратов: «Vitaral», «Vitezza Therapeutic», «Obron», « Юникап М*», «Юникап Т», «Таксофит», «Олиговит», «Мульти-табс», «Дуовит», «Триовит», «Мильтриум с b-каротином», «Киндер биовиталь», «Гевитамин», «Heptuna Plus», «Neobon» и т. д. Анализ позволил сделать вывод, что средняя пропорция между витаминами и минеральными веществами составляет примерно равное количество — 9,9 : 9,4.

Спектр применяемых микроэлементов довольно широк и в некоторых случаях достигает 17 («Vitezz», «Milltrium»). Кроме того, в препараты могут включаться такие вещества, как гормоны, ферменты, фосфолипиды. Более того, такие препараты могут применяться не только как поливитаминные средства для профилактики авитаминозов, но и для лечения таких заболеваний, как анемия, астения, ангина, мигрень, крапивница, для усиления образования гормонов и т. д. Имеются и детские формы лекарственных препаратов с МЭ («Юникап U», капли Береша плюс, триовит, таксофит, « Киндер биовиталь»).

Из обзора литературы следует, что минеральные вещества играют важную роль в жизнеобеспечении всех функций организма. Избирательно ассимилируясь из внешней среды, необходимые элементы концентрируются в определенных органах и тканях. Организм человека получает минеральные вещества из внешней среды вместе с пищей и водой и лишь некоторые — с воздухом [69]. Количественное содержание микроэлементов в тканях организма зависит от функционального состояния центральной нервной системы, а также возраста, пола, времени года и суток, условий труда, различных физиологических (беременность, лактация) и патологических состояний.

Следует отметить, что во взаимодействии микроэлементов в обмене веществ наблюдается физиологический синергизм и антагонизм. Последний может быть вызван поступлением в организм избыточного количества микроэлементов, заменой биогенного элемента тяжелым металлом, что влечет за собой разрушение биологически важных структур, болезни и гибели. Функциональный антагонизм существует между молибденом и йодом, молибденом и цинком, кобальтом и магнием, марганцем и железом, молибденом и серой, литием и натрием и т. д.

В последнее время важное значение приобрели химические методы определения состава микроэлементов в органах и тканях и в настоящее время широко используются в судебно-медицинской экспертизе.

Дальнейшее расширение исследований, направленных на изучение обмена веществ и взаимосвязи микроэлементов в тканях организма в норме и при различных заболеваниях, а также выяснение значения этих сдвигов обмена для течения болезней, будет способствовать использованию микроэлементов в лечебной практике.

Литература

  1. Бабенко Г. А., Решеткина Л. П. Применение микроэлементов в медицине.— К.: Здоров’я, 1971.— 220 с.
  2. Гаммерман А. Ф., Кадаев Г. Н., Яценко-Хмелевский А. А. Лекарственные растения.— М.: Высш. шк., 1983.— 400 с.
  3. Кретович В. Л. Основы биохимии растений.— М.: Высш. шк., 1980.— 445 с.
  4. Машковский М. Д. Лекарственные средства.— М.: Медицина, 1988.— Т. 1.— 624 с.; Т. 2.— 575 с.
  5. Ноздрюхина Л. Р., Гринкевич Н. И. Нарушение микроэлементного обмена и пути его коррекции.— М.: Наука, 1980.— 280 с.
  6. 6. Ginter E., Chorvatovicova D. Metabolism, physiological role and toxicity of chromium//Ceskosl. physiol.— 1987.— Vol. 36.— № 6.— P. 551–559.
  7. Faelten S. Mineral for health.— Emmaus: Rodale press, 1981.— 534 p.
  8. Pikard H. Utilisation terapeutique des oligoelements.— P.: Libr. Malaine, 1965.— 176p.
  9. Roman J., Kutsky Ph. D. Handbook of vitamins, minerals and hormones.— N.Y. etc.: Van Nostrand: Reinhold, 1981.— 492 p.
  10. Rosenfeld I., Beath O. A. Selenium: Geobotany, biochemistry, toxicity and nutrition.— N. Y., L.: Acad. press., 1964.— 411 p.

Полный список литературы имеется в редакции.





© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика