Логотип журнала "Провизор"








К. В. Русанов, Е. Г. Тюрина

Предложение медицинских термометров для измерения температуры тела на региональном оптовом рынке Харькова в 1997 году
(по данным информационных изданий «Провизор» и «Аптека»)

Лаборатория медицинской теплофизики, г. Харьков

Медицинские термометры (МТ) для измерения температуры тела поступают в розничную продажу в аптеки, где относятся к классу «сопутствующих товаров» для ухода за больными и не являются для аптек профильным товаром. Провизорам мало знакомы современные типы термометров, особенно ввозимых из дальнего зарубежья, их эксплуатационные характеристики и особенности применения. По этой причине как ассортимент МТ в наших аптеках, так и организация торговли ими остаются пока неудовлетворительными.

В рамках программы исследования оптового рынка МТ для измерения температуры тела в Харьковском регионе в течение 1997 года проводился мониторинг прайс-листов в двух информационных изданиях, наиболее широко распространенных в русскоязычной региональной среде дистрибьюторов медицинских и фармацевтических товаров — журнале «Провизор» (Харьков, фирма «Мегаполис», периодичность выхода 2 номера в месяц) и еженедельной газете «Аптека» (Киев, фирма «Морион»). Годовой интервал был выбран с целью выявить сезонные изменения предложений (МТ, по мнению многих работников аптек,— ярко выраженный сезонный товар).

При обработке каждого из 24 прайс-листов журнала «Провизор» и 50 прайс-листов газеты «Аптека» определялись следующие показатели:

количество фирм, предлагающих МТ, и место их дислокации;
количество предложений МТ, отдельно ртутных и электронных, производства СНГ и дальнего зарубежья;
цена МТ (без учета наценки).

В случаях, когда цена была указана в иностранной валюте, она пересчитывалась в гривни по курсу Национального банка Украины на момент публикации прайс-листа.

Общая характеристика результатов исследования представлена в табл. 1. Следует подчеркнуть существенно различные показатели двух анализируемых изданий: если «Аптека» является зеркалом преимущественно столичного оптового рынка МТ (2/3 представленных фирм и более 80% предложений — киевские) и нацелена на продвижение товара в провинцию, то «Провизор» выглядит в этом отношении изданием «остальной Украины», значительно более разнообразным по представительству городов, фирм и видов предлагаемых изделий. В нем шире представлены МТ производства дальнего зарубежья и прежде всего электронные термометры, доля которых в предложениях «Аптеки» исчезающе мала. Емкость выпуска «Провизора» по количеству предложений также значимо выше, чем «Аптеки» (10,6 против 7,1).

Издание «Провизор» «Аптека» Общее количество Примечание
Число выпусков за 1997 год 24 50 74  
Число городов 13 9 16 6 городов подавали предложения в оба издания
Число фирм, в том числе: 36 31 57 10 фирм подавали предложения в оба издания
киевских 15 (41,7%) 21 (67,7%) 28 (49,1%) 8 фирм подавали предложения в оба издания
некиевских 21 (58,3%) 10 (32,3%) 29 (50,9%) 2 фирмы подавали предложения в оба издания
Число предложений:
абсолютное 254 354 608  
на 1 выпуск 10,6 7,1 8,2  
В том числе по видам изделий:
ртутные термометры 193 (76,0%) 350 (98,9%) 543 (89,3%)  
электронные термометры 61 (24,0%) 4 (1,1%) 65 (10,7%)  
В том числе по месту производства:
СНГ 150 (59,1%) 241 (68,9%) 391 (64,4%) Россия, Беларусь
дальнее зарубежье 104 (40,9%) 113 (31,1%) 217 (35,6%) ФРГ, KНР, США, Япония
В том числе по местоположению предлагающей фирмы:
от киевских фирм 80 (31,5%) 289 (81,6%) 369 (60,7%)  
от некиевских фирм 174 (68,5%) 65 (18,4%) 239 (39,3%)  

Доминирующую роль столицы как перевалочного центра оптовых партий товара, поступающего из-за рубежа (МТ для измерения температуры тела в Украине не производятся и являются предметом критического импорта), наглядно демонстрирует также табл. 2. Интересно, что при этом прямых предложений от зарубежных фирм практически нет, и рынок полностью оккупирован украинскими посредниками. Можно отметить, что на рынке выступают два районных центра (Бердичев и Чугуев), в то время как половина областных центров Украины не проявляют активности. Возможно, причиной этого является русскоязычность анализируемых изданий (большинство «отсутствующих» областей — западные: Ровно, Тернополь, Черновцы, Ивано-Франковск, Хмельницкий, Винница, Волынь, Закарпатье и др.).

Место Город (количество фирм) Предложений в журнале «Провизор» Предложений в газете «Аптека» Всего предложений
1 Kиев (28) 80 289 369
2 Донецк (3) 38 - 38
3 Бердичев (1) 24 6 30
4 Харьков (9) 23 2 25
5 Сумы (1) 24 - 24
6 Днепропетровск (3) 1 17 18
7 Чернигов (2) 4 13 17
8 Чугуев (1) 16 - 16
9 Одесса (1) 13 - 13
10 Львов (2) 2 8 10
11 Москва (1) 7 - 7
12 Луганск (1) 6 - 6
13 Полтава (1) 5 - 5
14 Житомир (1) - 4 4
15 Запорожье (1) - 3 3
16 Херсон (1) - 2 2

Так как 2/3 предложений относятся к МТ производства СНГ (т. е. фактически России), то естественно, что лидером среди фирм по числу предложений является киевская фирма «Виктер» — официальный представитель российского предприятия «Термоприбор» (г. Клин Московской области), монопольного производителя в СССР ртутных термометров ТБ-1Б, и сейчас еще составляющих почти половину предложений в розничной торговле (по крайней мере в Харькове [1]). В первой двадцатке эта фирма — единственная специализирующаяся на термометрах различного назначения. Среди остальных можно выделить две группы — крупные фирмы, торгующие преимущественно фармпрепаратами и расходными медицинскими материалами, для которых МТ заведомо не являются профильным товаром («Кампус Коттон», «Инфарма Вест», «Фалби» и др.), и более скромные по оборотам фирмы, специализирующиеся на поставках различной медицинской техники, для которых МТ, особенно электронные, вполне можно считать профильным товаром («Датаком», «Сольвейг» и др.). Вклад этих двух групп примерно одинаков. Наконец, вполне логично, что в первую двадцатку входят 6 из 10 фирм, использующих прайс-листы обоих изданий.

term.gif (22906 bytes)

Анализируя динамику количества предложений в течение года (рис. 1), можно отметить довольно широкий осенне-зимний максимум предложений, подтверждающий версию сезонности продаж МТ, растущих в холодное время года; в то же время небольшой пик имеется и в середине лета (июнь). Весна оказалась своеобразным «мертвым сезоном»: с конца февраля до конца мая уровень предложений был устойчиво ниже среднего за год (22,6).

Для оптовой цены на ртутные МТ характерно значительное повышение в тот же весенний «мертвый сезон» и существенное снижение в конце года относительно среднего уровня (1,74 грн.). Таким образом, изменяясь в противофазе и коррелируя между собой довольно сильно, две анализируемые величины в основном подтверждают классический закон конкуренции — чем больше предложение, тем ниже цена товара. Можно предположить, что его проявлению в чистом виде способствовало относительное (по сравнению с текущим годом) постоянство курса доллара в 1997 г. Об этом говорит и сравнительно небольшая вариация средней цены в течение года, составившая около 40% (1,51–2,10 грн.), в то время как общий размах цен был более чем четырехкратным (0,70–2,93 грн.).

Динамика показателей оптового рынка электронных МТ характеризуется низким и примерно постоянным уровнем предложений (1–3) с начала года и до конца сентября, после чего и здесь имело место заметное оживление рынка в виде роста числа предложений до 4–8 (средний за год уровень 2,7). Однако это оживление произошло за счет внедрения на рынок относительно дорогих электронных МТ из дальнего зарубежья, до этого практически отсутствовавших в предложениях и «засвеченных» только в ожидании спросового бума в холодный период года. В результате средняя цена электронных МТ в этот период превысила среднюю за год (18,66 грн.) и достигла уровня 20–24 грн. Как всегда бывает при бедной статистике, случайность играет значительную роль и гладких кривых здесь не получается. Отсюда и большой размах средних цен (более чем двухкратный: 11,77–24,29 грн.), и тем более общий (7,00–38,10 грн., т. е. в 5,5 раз).

Следует подчеркнуть, что различие изделий по потребительским характеристикам и уровню сервиса не столь уж велико, чтобы оправдать такое различие в ценах [2]. Скорее эта вариабельность отражает неустойчивость процессов ценообразования на новый для украинского рынка вид товара.

Конечно, годовой период мониторинга недостаточен для того, чтобы сделать однозначные выводы об особенностях структуры и динамики предложений на рынке МТ; для этого необходимо продолжение исследований. В настоящее время ведется обработка данных за 1998 г., особенно интересных в связи с ожидаемым наложением влияния на показатели рынка двух факторов — вышеописанного эффекта сезонности спроса и скачка курса доллара в августе–сентябре. Завершается также параллельный мониторинг розничного предложения и цен на МТ в аптеках Харькова, результаты которого, как предполагается, позволят выявить лаг (запаздывание) между изменением оптовых и розничных показателей, а также связь с ними величины торговой наценки.

Литература

  1. Русанов К., Тюрина Е. Где купить термометр. Результаты мониторинга аптек Харькова в первой половине 1998 г.//Тайны медицины.— 1998.— № 23–24.— С. 11.
  2. Русанов К. В., Тюрина Е. Г. Электронные цифровые медицинские термометры для измерения температуры тела//Медицинские вести.— 1997. — № 3.— С. 37–38.




© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика