Логотип журнала "Провизор"








Чернобровая Н. В., Лысак Г. Н.

«Паблик Рилейшнз» в деятельности фармацевтических предприятий города Харькова и городов Автономной Республики Крым

Украинская фармацевтическая академия

«Паблик рилейшнз» (от английского — public relations) — это искусство и общественная наука, которая анализирует тенденции развития, предсказывает их последствия, выдает рекомендации руководителям организаций и служит руководством по претворению в жизнь планируемых программ, отвечающих интересам как организации, так и общественности

Задачи, выполняемые рекламой в сфере «паблик рилейшнз», разнообразны, но цель, как правило, одна — благоприятно повлиять на одну или множество аудиторий, с которыми фирме приходится иметь дело в обществе усиливающейся взаимозависимости

Паблисити (от английского pablicity) — означает публичность, гласность. Это неличностное стимулирование спроса на товар, услугу или деятельность посредством публикаций или получение благоприятных презентаций на радио, телевидении или на сцене, которые не оплачиваются определенным спонсором

Паблисити — публичность, гласность, известность.

Одним из факторов, помогающих предприятию занять прочную экономическую позицию, привлечь потребителей, сделать их постоянными клиентами в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры, является позитивное мнение общественности о деятельности данного предприятия, что и отражает суть Паблик Рилейшнз.

«Паблик Рилейшнз» (ПР), или связи с общественностью приобретают все большее значение как сфера деятельности украинских компаний, государственных структур, а также фармацевтических предприятий.

Дальнейшее развитие рыночной экономики Украины делает необходимыми знания, умения и навыки ПР для всех, кто стремится успешно позиционировать себя на все более конкурентном фармацевтическом рынке, тем более, что отставание в сфере ПР не поддается измерению, в то время, как в капиталистическом мире давно сложились богатые традиции ПР.

В связи с этим представляло интерес проведение исследований по определению уровня компетентности работников современных фармацевтических предприятий в вопросах ПР, по выявлению, какие методы ПР используются в системе маркетинга фармацевтических предприятий Украины.

С помощью анкетирования были опрошены работники государственных, коммерческих предприятий фармацевтического профиля г. Харькова и городов Автономной Республики Крым (г. Севастополь, г. Саки, г. Феодосия). Результаты исследований показали, что знания респондентов, которые имеют некоторые понятия о ПР, в большинстве случаев представляют собой лишь владение терминологией. Так, понятие «Паблик Рилейшнз» знакомо 10% респондентов г. Харькова и 31% респондентов городов Автономной Республики Крым (далее процентное распределение приводится в соответствии с регионами); встречались с этим понятием в прессе 15% и 23% работников; не знают, что такое ПР,— 75% и 46% респондентов соответственно.

Связь маркетинга и ПР самая непосредственная: ПР служит как бы действующим механизмом продвижения товара на рынок. С данным фактом согласны 6% и 9% опрошенных фармацевтических работников.

Одной из сфер деятельности ПР является работа со средствами массовой информации (СМИ). В настоящее время фармацевтические работники признают могущество СМИ: осознают их необходимость в работе предприятий фармацевтического профиля 95% и 96% респондентов соответственно регионам. Однако современные и эффективные методы взаимодействия с прессой фармацевтические предприятия используют недостаточно; информированием о своих новостях посредством рассылки пресс-, ньюз-релизов в издательства, предприятия, на базе которых проводились исследования, не занимаются. Для рекламы своей деятельности такое глобальное СМИ, как Интернет, фармацевтические предприятия не используют.

ПР — одно из самых затратно-эффективных средств продвижения товаров и услуг. В настоящее время наиболее ответственный и динамичный этап деятельности предприятий фармацевтического профиля — продвижение товаров на фармацевтический рынок, обеспечение их выгодной реализации — осуществляется скудным арсеналом средств. В большинстве случаев для этого используется только реклама. Такие специальные средства стимулирования в работе с клиентами, как премии за покупку, бесплатное распространение образцов фармацевтических товаров (например, средства гигиены), не нашли своего применения.

Руководствуясь результатами проведенных исследований, можно заключить, что подавляющее большинство фармацевтических предприятий г. Харькова и городов Автономной Республики Крым уделяют повышенное внимание мерчандайзингу (комплекс действий по оформлению места продажи лекарственных препаратов). Предприятия, на базе которых проводились исследования, сэмплинги отдельных видов своей продукции не осуществляют (например, дегустация витаминных напитков).

ПР как научно-прикладная дисциплина имеет комплексные направления: паблисити, имидж, кризис-рилейшнз.

Дать определение «паблисити» смогли 8% и 25% фармацевтических работников соответственно регионам. Полагают, что понятия «паблисити» и «Паблик Рилейшнз» — абсолютно идентичны — 8% и 1% респондентов.

Считает возможным использовать паблисити для поддержания имиджа фармацевтических предприятий 5,8% и 15% респондентов соответственно; отдают предпочтение рекламе — 72,9% и 60% фармацевтических работников; на некомпетентность в этом вопросе сослались 21,0% и 25% респондентов.

От непредвиденных ситуаций в процессе продвижения товаров на рынок не застрахована ни одна организация. Связи с общественностью в системе маркетинга фармации требует четкости действий в деятельности предприятий фармацевтического профиля, особенно в чрезвычайных ситуациях. В настоящее время при возникновении данных обстоятельств функционирует принцип замалчивания событий, непрерывное и откровенное информирование общественности о причинах и мерах по ликвидации кризисных явлений фармацевтическими предприятиями не проводится.

Так, с правилом, в которое вложен основной принцип кризис-рилейшнз: «Скажи все и скажи это быстро!» согласны 4% и 8,5% респондентов соответственно регионам.

Таким образом, данные проведенных исследований обосновывают необходимость освоения методов и средств ПР специалистами в области фармации, что подтверждают 65% и 87% респондентов. Вопросы отношений фармацевтических предприятий с общественностью в нашем государстве требуют дальнейшего исследования и изучения в связи с тем, что воспитание движения к мнению общественных масс всегда было и будет главенствующим фактором успешной деятельности любого предприятия.

Литература

  1. Алешин И. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров.— М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Издательство «ГНОМ-ПРЕСС», 1997.— 256 с.
  2. Блэк С. Паблик Рилейшнз Что это такое/Пер. с англ.— М.: Новости, 1990.— 240 с.
  3. Доти Дороти И. Паблисити и Паблик Рилейшнз/Пер. с англ.— М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.— 288 с.
  4. Драников А. А. На нет и суда нет//Бизнес.— 1997.— № 40.— с. 77.
  5. Завьялов П. С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг (сто вопросов и ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке), 3—е изд., перераб. и доп.— М.: Межународные отношения, 1981.— 476 с.
  6. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. /Пер. с англ., общ. ред. и предисл. В. Г. Зинченко и Ю. П. Жукова.— М.: Прогресс, 1992.— 717 с.
  7. Корнилов Г. В. Пресса и деньги//Бизнес.— 1987.— № 10.— С. 40.
  8. Невзлин Л. Б. «Паблик Рилейшнз» — кому это нужно? Основы учебного курса/Предисл. Л. Ф. Сржижовского.— М.: Экономика, 1992.— 222 с.
  9. Barnes В. Pablir Relations Pioneer Eduard L. Bernays Dies Washington Post, 1995, March 10, p. D.4.
  10. Seilel F. P. The Practice of Pablic Relations. Prentice Hall, Engliwood Cliffs, New Versy, 1995, 552 p.




© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика