Логотип журнала "Провизор"








ФИЛАДЕЛЬФИЙСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ


ФИЛАДЕЛЬФИЙСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
(2 1 . 1 2 . 2 0 1 0 - 1 7 . 0 5 . 2 0 1 1 )

Всего месяц миновал с 17 мая, когда Президент Украины уволил министра здравоохранения Илью Емца. Но эту отставку, давшую старт очередной кампании по обновлению правительства, уже давно перестали обсуждать.

Быстро проходит мирская слава: ведь всего полгода назад, 21 декабря, назначение Ильи Николаевича на ответственный пост вызвало настоящую сенсацию. СМИ зашлись от восторга: новый министр с мировым именем – одно из самых блестящих кадровых решений президента. Емец – талантливый ученый, практикующий кардиохирург и организатор клиники, не имеющей аналогов в СНГ и Восточной Европе. Уроженец Воркуты признан на Западе – большую часть лихих 1990-х Илья Николаевич проработал в центрах кардиохирургии Австралии, Канады и Франции, но вернулся в Украину и доказал, что умеет добиться результата даже здесь. Президент и назначил того, кто умеет созидать; нашей медицине давно требовался такой человек – по-настоящему новый, пробивной, честолюбивый и честный (в украинском понимании этого слова – не ворующий и не ставленник одной из олигархических группировок), оперирующий под музыку Баха и, невиданное для министра дело, бегающий с факелом на открытии Олимпиады!

Правда, скептики уже тогда сомневались – а сумеет ли блестящий хирург стать хорошим менеджером и, что немаловажно, проводником президентских реформ в отрасли? Какой-то он не наш, этот Емец – он больше похож на иностранца или пришельца из будущего. Эксперты с удивлением констатировали: министр совершенно не знает сложившейся расстановки сил и интересов в мощной системе Минздрава, попытки изменить которую погубили многие карьеры – кардиохирург не знаком с неписанными, но общеизвестными правилами и понятиями «большой игры» на рынке лекарств и дорогостоящего медицинского оборудования, закупаемых за бюджетные средства. Он идет реформировать систему без своей команды, способной преодолеть саботаж аппарата; нет у него и реальной политической поддержки – Верховной Рады (ВР), Администрации Президента (АП), Кабмина. Как нет гарантий того, что видение целей и путей реформирования украинской медицины чрезмерно (по нашим меркам) независимого Ильи Николаевича совпадет с установками президента…

Как мы знаем, опасения оправдались — реформы забуксовали, так и не сдвинувшись с места. Президент, потеряв терпение, публично раскритиковал Минздрав и удовлетворил просьбу министра об отставке, с сожалением заметив:

Илья Емец. Фото: job-sbu.org

– Илья Емец – замечательный специалист. Он возглавлял один из самых современных центров кардиохирургии. Это было главной мотивацией приглашения его на высокую долж-ность министра. Но ему не удалось наладить работу министерства, чтоб оно работало на должном уровне. Мне некогда больше ждать, и я понял, что нам лучше вернуть его на ту работу, где он раньше работал и был там эффективным, а на должность министра подобрать человека, способного за короткий срок организовать, собрать вокруг себя команду, которая бы работала эффективно.

– Правильное решение, – сказали в ВР. Излишне самостоятельный и амбициозный министр не сработался с парламентом. Емец не ходил на заседания профильного комитета – посылал заместителя, а его ведомство недопустимо тормозило подачу первоочередных законопроектов и других важных документов. На издание новых правил изменения пола, вызвавших нездоровый интерес гомосексуалистов, время и силы у Минздрава нашлись, а вот на реформы медицины – нет.

В АП отставку министра, кажется, не комментировали, но СМИ писали: Емец вместо выполнения поставленных ему задач выступал против революционных изменений в отрасли, задуманных Комитетом по экономическим реформам, возглавляемым замглавы АП Ириной Акимовой. Как говорили, Илья Николаевич даже рискнул публично упрекнуть экономиста Акимову в непрофессионализме: ему показался ошибочным и бесчеловечным замысел привести расходы на здравоохранение в соответствие с реальными экономическими возможностями страны (то есть урезать их).

Выражаясь высоким штилем, Емец не захотел стать могильщиком украинской медицины. Или, по другим версиям, он разбился о бюрократическую стену, не позволявшую ему реализовать собственные идеи (его «съела» система). Или, будучи слишком гордым и обидчивым, не пожелал в ответ на критику сверху стать в позу «виноват, исправлюсь». Или, наконец, просто понял, что провести глобальные реформы украинского здравоохранения ему не под силу.

Не так уж важно, какая из версий верна – можно выбрать любую. Важнее другое – Илья Николаевич оказался, по общему мнению, руководителем неуправляемым и неудобным очень многим: он с порога отметал чужое мнение, поминутно ссылался по поддержку его Президентом и предлагал «помериться бицепсами» каждому, кто захочет препятствовать реформам. Писали, что за короткое время Емец своей заносчивостью и угрозами успел настроить против себя начальников облздравов, коллектив Минздрава («Он звезда кардиологии, и в кресле министра тоже чувствует себя звездой. Хотя он совершенно некомпетентен, не знает систему, сельского ФАПа в глаза не видел»), медицинскую науку («Такого стресса, который ей пришлось пережить за последние несколько дней, Национальная академия медицинских наук Украины не испытывала, пожалуй, за все 18 лет своего существования – министр здравоохранения Илья Емец категорично заявил: «Академии медицинских наук в том виде, в котором она существует, больше не будет»), ряд действующих медицинских центров, которые он не менее категорично и не тратя времени на объяснения требовал немедленно перепрофилировать, и даже прессу, которой министр из принципа не давал интервью (некогда болтать, надо работать!).

Совсем плохо от появления в министерском кресле этого словно заброшенного к нам из параллельного мира человека, с которым было невозможно договориться, стало фармацевтам – Илья Николаевич заблокировал проведение тендеров на госзакупки лекарств, и за весь год до начала мая не было проведено ни одних торгов. Зачем он это сделал? Одни полагали, что министр погнушался участвовать в принятых у нас сомнительных схемах, другие – что он, напротив, хотел лично контролировать торги (в интересах то ли государства, то ли фармацевтического магната Бориса Литовского, сочлена Емца по Украинскому медицинскому союзу). Говорили, что министр грозился сменить руководителей Госинспекции, руководителя Государственного экспертного центра Министерства здравоохранения Украины Василия Блихара, и прочее. А раз так, то непосредственная причина отставки Ильи Николаевича – борьба за контроль над фармрынком.

Нам, однако, эта причина видится иной. Мало кто заметил, что Виктор Янукович упрекнул Минздрав в невыполнении его поручений на следующий день после того, как шеф раскритикованного ведомства выступил в Филадельфии на конгрессе Американской ассоциации торакальных хирургов с научным докладом «Хирургическое лечение новорожденных с транспозицией магистральных сосудов в первые часы жизни и применением аутологичной пуповинной крови». Полилось бравурное славословие: триумф Емца в США – это прорыв в медицину будущего; министр, подняв имидж Украины, доказал всем, что наши ученые являются флагманами мировой медицины.

Президент Украины, однако, справедливо заметил в ответ – Емцу было поручено прорываться в будущее в совсем другом месте. Реформы в подведомственной министру отрасли до сих пор на мели, а флагман вместо того, чтобы оправдываться здесь за простой, пиарится с трибуны в Филадельфии! Нет, пора признать этот эксперимент неудачным и вернуть кардиохирурга на прежнюю работу.

Что и было сделано: Илья Николаевич распрощался с Минздравом, сказав, что приобрел здесь очень полезный опыт.

Опыт, однако, вещь обременительная. Еще древние знали: умножая познания, умножаешь скорбь, а входя второй раз в знакомую реку, проваливаешься в нежданный омут. Есть опасения, что министерский опыт помешает кардиохирургу руководить своим центром с прежней удачей. Даже просто закончить оставшийся недостроенным с декабря корпус.

В связи с недолгим правлением Емца в Минздраве почему-то вспоминается знаменитый и таинственный Филадельфийский эксперимент, о котором в США написаны романы и сняты фильмы. В октябре 1943 года, во время Второй мировой войны, американские физики якобы провели сверхсекретный опыт телепортации эсминца «Элдридж». Корабль вроде бы действительно исчезал из Филадельфии – то ли во времени, то ли в пространстве, подтвердив расчеты то ли Эйнштейна, то ли Теслы. Но когда «Элдридж» возник из надпространства на месте стоянки, никто из 181 человека команды не смог рассказать толком, где он побывал. И вообще моряков пришлось списать «вчистую»: опыт путешествия в высшие сферы не пошел им на пользу…

Н.П. Аржанов

http://www.provisor.com.ua






© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика