Логотип журнала "Провизор"








Ее Величество Фармация
Другие статьи из раздела: События
Статья
№ 15'2011 Охота за инвестором
№ 15'2011 ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ — МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ PHARMCOMPLEX–2011
№ 14'2011 Искусство торговой войны
№ 13'2011 Аптека VS Производитель без секундантов
№ 13'2011 Инновации в окопах
№ 11'2011 Участники Второго всеукраинского конкурса рисунка среди детей с сахарным диабетом отпраздновали победу на площади Независимости
№ 11'2011 УКРАИНСКАЯ ШКОЛА ЭНДОКРИНОЛОГИИ: ПАЦИЕНТ - ВНИМАНИЯ
№ 11'2011 ВОЗ против фальши
№ 10'2011 Международный форум фармацевтической индустрии
№ 09'2011 Будет не больно?


Текст и фото: Марина Чибисова

Ее Величество Фармация


Единым фронтом

Конференция состоялась при поддержке Всеукраинской аптечной ассоциации, Всеукраинской общественной организации «ФармУкраина», Ассоциации производителей инновационных лекарств «АПРаД», AIPM Ukraine, Всеукраинской общественной организации «Аптечная профессиональная ассоциация Украины» и Ассоциации производителей лекарств Украины. Всего в мероприятии участвовало более 100 представителей отрасли.

Преодоление противоречий

А. Гудзенко

Первую сессию «Регуляторная политика украинского розничного рынка ЛС» открыл Александр Гудзенко, главный внештатный специалист МЗ Украины по специальности «Общая фармация», генеральный директор КП «Фармация» (г. Киев). Его выступление было посвящено современному состоянию и перспективам развития фармацевтической отрасли Украины.

Прежде всего, г-н Гудзенко отметил, что сегодня государством уделяется большое внимание фармацевтическому сектору, что выражается, в частности, в значительных реформах, и предложил участникам мероприятия высказывать свои предложения, которые могут быть вынесены на парламентские слушания.

Обзор изменений, произошедших на рынке в последнее время, спикер начал с новой редакции Закона Украины «О лекарственных средствах», который является важнейшим стратегическим документом в сфере оборота ЛС. «Основными сложностями при создании этого проекта было преодоление противоречий между участниками фармацевтического сектора, имеющими различные взгляды на направления его развития. Это естественно для переходного периода, — заметил А. Гудзенко. — В проекте значительно расширен глоссарий, поскольку часто те или иные обозначения трактовались неоднозначно. Четкое определение терминов даст возможность избежать таких расхождений. На мой взгляд, проект полностью сбалансирован, учитывает интересы всех участников рынка. В нем есть раздел, касающийся применения лекарств и послерегистрационного надзора. В частности, статья о формулярной системе, которая сегодня создается приказом МЗ Украины. Раздел «Торговля» заменен на раздел «Фармацевтическая практика», предусматривающий внедрение основных принципов GDP, введено понятие оказания фармацевтических услуг и задекларировано участие аптечных учреждений в лечебном процессе. Я думаю, что принятие проекта закона урегулирует правовые отношения, связанные с регистрацией, производством, контролем качества и реализацией ЛС, определит права и обязанности предприятий, организаций и граждан, а также полномочия в этой сфере государственной исполнительной власти».

По словам Александра Павловича, некоторые проблемы в фармацевтической отрасли остаются острыми и требуют срочного решения. Это касается внедрения европейских стандартов оборота ЛС, обновления технологий их производства и введения новых мощностей, внедрения государственного заказа на отечественные лекарства и системы поддержки украинского производителя в целом, создания благоприятных условий для инвестиционной деятельности, совершенствования системы ценообразования на ЛС и т.д. «Кроме того, если в Украине уже утверждены правила надлежащих практик относительно лабораторных исследований и клинических испытаний, производства и дистрибьюции, то работу по их утверждению в сфере аптечной деятельности нужно только начинать», — сделал акцент г-н Гудзенко. Не обошел он вниманием и подписанный на VII Съезде фармацевтов «Этический кодекс фармацевтического работника Украины», рассказав присутствующим, что сейчас поставлено задание по внедрению его норм в аптечную практику.

«Тем не менее, нужно отметить, что фармация традиционно не рассматривается как часть современного лечебного процесса, несмотря на то, что, будучи заместителем министра, я этот вопрос поднимал дважды на коллегиях МЗ. В результате наша сфера все-таки развивается отдельно от всей системы здравоохранения. Даже последний законопроект Верховной Рады «О реформировании системы здравоохранения в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и г. Киеве», предполагающий усиление первичного звена медицинской помощи за счет сокращения вторичного, не учитывает аптеки как учреждения здравоохранения, — высказал свою точку зрения выступающий. — Потребитель нашей продукции — пациент. С назначением врача он должен прийти в аптеку и получить ЛС из рук провизора, от которого зависит эффективность применения препаратов и, как следствие, эффективность терапии. Это очень актуальная проблема сегодня в условиях широкомасштабного лечения».

Далее А. Гудзенко коснулся разговоров об отпуске по рецептам. По его мнению, проблема не в том, что аптека не хочет осуществлять отпуск лекарств по рецепту, а в том, что население не может получить этот рецепт. Спикер убежден, что аптечные учреждения не должны отвечать за проблему с рецептами. И, как большинство экспертов отрасли, он полагает, что проблема исчезнет, как только будет введена система реимбурсации.

Активность приветствуется

Говоря о нашумевшем изменении законодательства в сфере рекламы ЛС, г-н Гудзенко объяснил, что после долгих обсуждений прошел проект «О рекламе», который предполагает наличие в рекламном сообщении текста следующего содержания: «Самолечение может быть вредным для вашего здоровья», занимающего не менее 15 % площади или объема (продолжительности) всей рекламы. Данный закон вступит в силу 12.08.2011 г.

«Но не только рекламодатели должны будут предупреждать об опасности самолечения. Большое значение имеют также знания и навыки аптечного работника. В этом аспекте МЗ Украины переутверждает вместе с государственным формуляром протоколы провизора Приказом от 16.05.2011 № 284 «Об утверждении протоколов провизора (фармацевта)». На мой взгляд, его выполнение позволит и аптечным работникам, и пациентам подобрать эффективное и доступное медикаментозное лечение, — рассказал докладчик. — В условиях стационара должна возрасти роль клинического провизора. Нужно отметить, что без него невозможно внедрить формулярную систему. К сожалению, этот вопрос не нашел адекватной реакции со стороны МЗ Украины, как, кстати, и многие поручения Кабинета Министров».

Г-н Гудзенко напомнил, что без формулярной системы невозможно внедрение страховой медицины, поскольку нельзя определить, сколько будет стоить лечение.

«Что касается аптек, то я отмечал снова и снова, что они должны стать настоящими учреждениями здравоохранения, где оказывается медицинская помощь в виде фармацевтических услуг, как это предусмотрено правилами GPP, а не магазинами, как часто бывает. Поэтому их аккредитация и внедрение фармацевтической опеки являются очень важными мероприятиями. Хочу обратить внимание фармацевтического сообщества на проект приказа МЗ Украины «Об утверждении критериев и стандартов государственной аккредитации фармацевтических (аптечных) учреждений» и предлагаю примкнуть к его обсуждению с целью недопущения двойного лицензирования. Ведь именно через систему аккредитации можно влиять на количество аптек», — уточнил выступающий.

По поводу упорядочения цен на лекарства г-н Гудзенко сказал, что в этом отношении уже сделан первый шаг. Кабмином разработано Постановление от 01.11.2010 г. № 1012 «Вопрос декларирования изменения оптово-отпускных цен на лекарственные средства, которые закупаются за счет средств государственного и местных бюджетов», действие которого распространяется только на госпитальный сектор.

«В рамках административной реформы, которую проводит Президент Украины, будет и дальше сокращаться аппарат государственных служащих. В частности, МЗ — на 20-30 %. Поэтому будет еще более остро стоять вопрос механизмов реализации поручений правительства и выполнения законодательства, касающегося функционирования фармсектора и другого. Поэтому фармацевтическое сообщество должно не только ставить вопросы перед Минздравом, но и предлагать новые механизмы реализации, которые будут адекватны современному уровню трансформации общества, — проинформировал участников мероприятия А. Гудзенко. — К сожалению, мы являемся свидетелями того, что когда заходит речь о качестве медицинской помощи, все вопросы переводятся в плоскость качества лекарств, в то время как правительственные комиссии и международные эксперты заявляют, что в Украине нет проблемы качества ЛС, а есть проблема их неэффективного использования».

Подводя итоги, г-н Гудзенко обозначил основные приоритеты развития отрасли, в числе которых:

  • приведение законодательной и нормативно-правовой базы в соответствие с современными требованиями;
  • усовершенствование фармацевтического образования и повышение квалификации;
  • создание мощного информационного поля фармацевтической сферы;
  • разработка и внедрение эффективных рыночных механизмов регулирования цен на ЛС, в том числе путем формирования государственного заказа;
  • внедрение механизмов контроля соблюдения Этического кодекса фармацевтического работника;
  • разработка эффективных и действенных механизмов влияния фармацевтического сообщества на все процессы, происходящие в отрасли, и другое.

В завершение своего выступления А. Гудзенко пообещал, что будет и дальше защищать интересы фармотрасли.

Игра по правилам

А. Захараш

Затем выступил Андрей Захараш, заместитель председателя Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств МЗ Украины, который рассказал о системе государственного контроля качества лекарств в нашей стране и поднял проблемные вопросы лицензирования. Г-н Захараш рассказал, что сегодня в нашей стране функционирует порядка 6500 субъектов хозяйствования, 14 тыс. аптек, 5500 аптечных пунктов, 600 аптечных складов и 3000 аптечных киосков, а также сеть лечебно-профилактических и амбулаторно-поликлинических учреждений, которые применяют медикаменты.

«Современное состояние развития аптечной сети в Украине позволяет утверждать о решении вопроса физической доступности ЛС для большей части населения. Средняя нагрузка на одну аптеку составляет 3500 человек (в городах — 1800, в сельской местности — 3800 человек). В целом это отвечает европейским показателям. В Европе среднее количество населения, которое приходится на одну аптеку, колеблется от 1100 человек в Греции до почти 18 тыс. человек в Дании. Во Франции — 2600 человек, в Польше — 6000 человек», — поделился А. Захараш. Он отметил, что количество субъектов хозяйствования, занимающихся оптовой и розничной реализацией ЛС, динамично растет. За период с 2006 по 2011 год общее число лицензиатов выросло на 19 %. По сравнению с 2010 годом количество аптек остается практически неизменным. С другой стороны, усиление контроля отпуска ЛС рецептурной группы привело к уменьшению числа аптечных киосков почти на 35 %. Таким образом, продолжается реорганизация структуры аптечной сети, которая регулируется самим рынком. Кроме того, уделяется внимание качеству лекарств во время их хранения и оптовой реализации. По словам выступающего, сегодня уже появились компании, которые обеспечивают соблюдение высоких европейских стандартов.

Г-н Захараш также отметил, что в 2010 году Гослекинспекцией МЗ были проверены 2687 лицензиатов, осуществляющих оптовую и розничную торговлю ЛС, при этом 403 лицензии были аннулированы. Во время проверок было выявлено 3372 нарушения лицензионных условий. Основные нарушения:

  • отсутствие необходимых условий для свободного доступа лиц с ограниченными физическими возможностями в аптеки и аптечные киоски;
  • несоответствие состояния помещений и оборудования требованиям санитарно-противоэпидемического режима аптечных учреждений;
  • нарушение требований законов Украины, постановлений Кабинета Министров, приказов МЗ и других нормативноправовых актов, регулирующих деятельность, связанную с обращением ЛС;
  • торговля ЛС, не зарегистрированными в Украине, без сертификатов качества производителя, с истекшим сроком годности;
  • не упорядочены содержание и сохранность личной и специальной одежды, хранения хозяйственного инвентаря.

Стратегическими вопросами развития фармотрасли на 2011-2015 годы, по информации докладчика, являются переход на стандарты надлежащих практик дистрибьюции (GDP) и аптек (GPP). С этой целью на протяжении указанного периода планируется создание соответствующей нормативно-правовой базы. До конца 2012 года планируется проведение сертификации надлежащей практики дистрибьюции. Аптечную практику планируется внедрить до конца 2015 года.

Коснувшись популярного вопроса фальсификаций ЛС, г-н Захараш высказал мнение, что потребителю следует приобретать препараты исключительно в аптечных учреждениях, не пользуясь услугами Интернета или «Укрпочты».

Трудности пионеров

О. Малюта

Третьим спикером стал Олег Малюта, заместитель министра здравоохранения АР Крым, с докладом «Социальные преференции для социального развития», вызвавшим взрыв обсуждений среди участников конференции.

Г-н Малюта рассказал об эксперименте по созданию сети социальных аптек, проводящемся в течение полугода в Крыму. За этот период на бюджетные средства автономии было создано 6 аптек и 33 аптечных пункта, в которых около 16,5 тыс. участников и инвалидов войны могут бесплатно получать препараты, а другие льготники — приобретать их со скидкой 5 %.

Другим проектом, который планируется запустить с июля этого года, станет внедрение «социальной карточки крымчанина». Это дополнительная льгота для малообеспеченных семей и инвалидов. Всего планируется задействовать в проекте 25 тыс. человек. Ежемесячно на «социальную карточку» каждому льготнику будет начисляться 50 грн. Рассчитываться ею он сможет только в аптечной сети.

«При отборе аптек для проекта, помимо соответствия законодательству, жестким критерием является условие ставить не выше 15 % розничной наценки на любой препарат круглогодично, — рассказал выступающий. — Мы ожидали, что большинство частных аптек не захотят принять участие в проекте на таких условиях. Но на данный момент на право называться социальной аптекой подали заявки 8 довольно крупных сетей». По словам г-на Малюты, заработная плата заведующего социальной аптекой составляет 2500 грн., 2000 грн. ежемесячной премии за выполнение плана плюс зафиксированный процент за перевыполнение плана, который официально идет в счет заработной платы. Также, заметил спикер, благодаря тому, что такие учреждения очень выигрывают по цене, оборот одной аптеки достигает примерно 300 тыс. грн/мес.

О. Малюта выразил уверенность, что подобные проекты будут реализованы во всех городах и областях Украины. Однако присутствующие его энтузиазма не разделили. Многие участники открыто засомневались в названных цифрах, обратив внимание на то, что в Крыму имеет место ярко выраженная сезонность, и если летом такой оборот еще реален, то в другое время его сложно себе представить, так как даже аптеки в городах-миллионниках не выходят на столь высокие показатели. Также прозвучала мысль, что проект развяжет конкурентную войну, вытеснив многие аптеки с рынка. Светлана Пасталица, генеральный директор КП «Ліки України», высказала мнение, что 15 процентная наценка на все препараты приведет к тому, что аптечные сети просто не смогут развиваться дальше. И заметила, что фармацевтический рынок сам себя отлично регулирует. С этим высказыванием согласилось большинство участников.

Снова за парту

С. Коваленко

В продолжение конференции выступил Сергей Коваленко, проректор по научной работе Национального фармацевтического университета. Его доклад был посвящен современным требованиям к аптечным учреждениям Украины согласно принципам надлежащей практики GPP. 

Для начала г-н Коваленко объяснил, что GPP нужно понимать как деятельность, связанную с поставками, хранением и применением ЛС и изделий медицинского назначения, осуществляемую в аптеках, лечебных учреждениях и в домашних условиях.

Особенности GPP:

  • она сосредоточена на профилактике больше, чем на лечении;
  • она ориентирована на пациента;
  • она требует соблюдения профессиональной этики;
  • она акцентирует внимание на значении информирования пациентов о правильном применении ЛС;
  • она обеспечивает высокий профессионализм специалистов.

По словам г-на Коваленко, GPP связана с выполнением фармацевтическими работниками их профессиональных обязанностей, что позволяет противодействовать проникновению фальсифицированных и субстандартных ЛС и осуществлять связь врач–больной–пациент.

Руководства по GPP — это первый стандарт качества аптечных услуг, разработанный Международной фармацевтической федерацией в 1993 году «Надлежащая аптечная практика в общественных и больничных аптеках», а также стандарт качества услуг авторства ВОЗ «Надлежащая практика в новых независимых государствах. Руководство по разработке и внедрению стандартов» (2001).

Соблюдение учреждением стандартов GPP невозможно без уполномоченного лица, которое будет производить входной контроль с целью не допустить в обращение некачественную продукцию, способную нанести вред людям, и без того нуждающимся в лечении. С. Коваленко отметил, что существует проблема отсутствия единых квалификационных требований к такому лицу:

«Проанализировав постановления КМУ и приказы МЗ Украины, мы пришли к выводу, что устав уполномоченных лиц является достаточно размытым и указанные обязанности могут выполнять должностные лица от заведующего аптекой до медсестры. При этом в перечне должностей фармацевтических работников и в классификаторе такой профессии вообще нет».

По мнению докладчика, необходима специальная подготовка провизоров к назначению их «уполномоченными» по качеству ЛС в аптеках и ЛПУ, а в дальнейшем — организация на регулярной основе их профессиональной учебы и пополнения знаний. С целью подготовки квалифицированных кадров в этой области г-н Коваленко предложил фармацевтам получать второе высшее образование по специальности «Качество, стандартизация и сертификация» на кафедре управления качеством Национального фармацевтического университета.

Магия чисел

О. Добранчук

Завершил первую сессию Олег Добранчук, руководитель аналитической службы компании «Морион», предложивший обзор аптечного рынка Украины.

По словам выступающего, сегодня мы наблюдаем тенденцию, при которой аптечные киоски замещаются аптеками как розничными точками с полным спектром услуг. Аптеки забирают более ¾ всего товарооборота на рынке.

На одно аптечное учреждение приходится в среднем 2112 человек. Это без учета региональной специфики, которая, естественно, присутствует. Так, наиболее высокий показатель плотности населения на одну торговую точку представлен в Одесской области (1789 чел.), а самый низкий — в Ровенской области (2804 чел.).

Средняя годовая выручка в одной точке составляет 1449 тыс. грн. для аптек, 608 тыс. грн. — для аптечных пунктов и 506 тыс. грн. — для киосков.

Особо интересным сегментом г-н Добранчук назвал аптечные учреждения, принадлежащие частным предпринимателям. В некоторых регионах такие предприятия составляют 50 % рынка и более. Прогнозировать, какова будет их доля на рынке в 2012 году, довольно сложно в связи с изменениями в законодательстве, отметил докладчик.

Говоря об аптечных сетях, О. Добранчук обратил внимание на то, что 85 % аптечных учреждений сконцентрированы в сегменте одиночных предприятий или в сетях с количеством розничных точек не более пяти.

Таблица 2 ТОП-10 аптечных сетей по розничному товарообороту
Аптечная сеть

1

Мед-Сервис (Днепропетровск)

2

Фармация (Луганск)

3

Украинский аптечный холдинг (Донецк)

4

Арника (Донецк)

5

Фармастор (Киев)

6

Фалби (Киев)

7

Фармация (Киев)

8

Донбасс-Фармация-Трейдинг (Донецк)

9

Руан (Новомосковск)

10

Фирма Виста (Симферополь)

Таблица 1 ТОП-10 аптечных сетей Украины по количеству торговых точек
Аптечная сеть

1

Фармация (Луганск)

2

Украинский аптечный холдинг (Донецк)

3

Полтавафарм (Рассошенцы)

4

Мед-Сервис (Днепропетровск)

5

Фармация (Одесса)

6

Фармация (Днепропетровск)

7

Фалби (Киев)

8

Фармация (Киев)

9

Эдельвейс (Львов)

10

Ліки Кіровоградщини (Кировоград)

«Тем не менее, сегмент крупных сетей динамично развивается и постоянно прирастает. По итогам 2010 года мы можем с уверенностью говорить, что в Украине уже есть национальная сеть, правда, пока только одна», — проинформировал присутствующих эксперт, назвав сеть «Мед-Сервис». Затем г-н Добранчук рассказал, кто на рынке входит в первую десятку по количеству торговых точек (табл. 1) и товарообороту (табл. 2).

Причем первая сотня аптечных предприятий сегодня оттягивает на себя почти половину розничного товарооборота Украины, и еще 50 % приходится на остальные розничные сети, которых сегодня в стране порядка 4500 юридических лиц.

Несколько слов сказал О. Добранчук и о дистрибьюторах ЛС, в структуре которых 87 % рынка занимает первая пятерка (табл. 3).

Таблица 3 ТОП-5 дистрибьюторов по отгрузкам в розничные сети Украины. Денежное выражение. Январь-апрель 2011 г.
Дистрибьютор

1

БаДМ

2

Оптима-Фарм

3

Альба-Украина

4

Фра-М

5

Вента

Это выступление также вызвало дискуссию, особенно в части аптек, оформленных как ЧП. Один из участников заметил, что такие предприятия являются наследниками аптечных киосков, имея при этом льготы, которых нет в других аптеках. В частности, у них может не быть кассового аппарата. Правда, тогда не понятно, как в них осуществляются поединичный учет и другие операции, не говоря уже о контроле качества, который почти не распространяется на подобные предприятия. Г-н Захараш ответил на это, что сейчас активно реформируется законодательство и момент как раз подходящий для того, чтобы поднимать такие вопросы. О. Малюта высказал мнение, что этот сегмент постепенно уйдет с рынка, возможно, даже до конца года.

Потеряно и забыто

Т. Котляр

На следующей сессии рассматривались вопросы, связанные с деятельностью коммунальных аптек. Первый доклад «Клиническая фармация в контексте реформирования отрасли здравоохранения» представила Татьяна Котляр, председатель Общественного совета при Гослекинспекции МЗ Украины.

«Мы говорим о том, что у нас есть ритейл и что лакомым кусочком является госпитальный сектор, составляющий порядка 13 % рынка. К сожалению, все забыли, что существует понятие «больничная аптека». Большинство подобных учреждений в Украине просто не сохранилось», — сразу обрисовала проблему г-жа Котляр. Она отметила несоответствия в отечественном законодательстве: «В наших лицензионных условиях четко прописано, что в аптечном учреждении должно быть уполномоченное лицо со стажем работы не менее двух лет и, согласно Приказу № 436, с образованием высшим и средним. В то же время в Приказе МЗ Украины от 16.12.2003 г. № 584 указано, что в лечебном учреждении уполномоченным лицом, отвечающим за контроль качества ЛС, может быть медсестра. Так у нас есть фармацевтическая услуга или ее нет? Я считаю, что при таких условиях качество ЛС в больницах под вопросом».

По словам выступающей, в европейской практике больничные аптеки четко определены в законодательстве (в частности, в Бельгии, Польше, Чехии). Изначально в развитых странах организовались комитеты, изучающие назначение препаратов в больницах, затем составлялись рецептурные справочники. Позже были созданы информационные службы по ЛС — сначала в больницах, а через некоторое время и на государственном уровне.

Кроме контроля качества лекарств, важными задачами европейских больничных аптек являются сокращение срока госпитализации пациента, оптимальное применение ЛС, профессиональные советы и предупреждения, клиническая фармация и фармаконадзор. Поэтому роль фармацевта в больницах стран ЕС очень велика.

«Почему же мы, гармонизируя систему с европейским опытом, об этом совсем не говорим? Вероятно, все дело в финансировании», — сделала вывод г-жа Котляр. По информации выступающей, в Украине развитию больничных аптек мешает целый ряд факторов. Это отсутствие четкого определения в законодательстве, нормативно-правовой базы по работе больничной аптеки, несовершенство лицензионных условий, проблемы кадрового обеспечения и финансирования, а также то, что номенклатура определяется профилем лечебного учреждения. Отдельной проблемой является экстемпоральная рецептура.

Кроме того, согласно украинскому законодательству, госрасчетная аптека имеет право делать наценку на все препараты не более 10 %. А это очень сложно, поскольку больничная аптека обязательно должна изготавливать лекарства в аптечных условиях, иметь в ассортименте наркотические и психотропные средства, что предполагает значительные дополнительные расходы.

Подытоживая свое выступление, Т. Котляр высказала мнение, что нельзя создать что-то и бросить на произвол судьбы, как это происходит сейчас с больничными аптеками, которые никому не нужны. Сохранить их производственные функции с одновременным обеспечением экономической эффективности можно только при комплексном подходе. По словам докладчицы, назрела необходимость в принципиально качественных изменениях самого процесса предоставления данного вида фармацевтической услуги.

С. Пасталица

Своими руками

Отдельно на проблемах аптечного производства остановилась следующая выступающая, Светлана Пасталица. Прежде всего докладчица назвала пункт 13 протокола совещания, проведенного премьерминистром Украины 16.06.2010 г., «Об обеспечении доступности для населения качественных ЛС, медицинских изделий и медицинского оборудования», в котором указано: «Принять неотлагательные меры по расширению сети аптечных учреждений, которые могут осуществлять хозяйственную деятельность по изготовлению ЛС в аптечных условиях, прежде всего в сельской местности, путем определения числа аптек в каждой административно-территориальной единице из расчета до 20 тыс. населения на одну аптеку».

Выполнение этого задания хотя и находится на контроле Кабмина, но вызвало множество проблем. «Наше предприятие подверглось очень серьезной критике за то, что в прошлом году мы не стали продлевать лицензии и потеряли 11 аптек, занимающихся экстемпоральной рецептурой», — поделилась г-жа Пасталица (табл. 4).

Затем она рассказала о причинах, по которым предприятие приняло такое решение.

Таблица 4 Количество аптек КП «Ліки України», изготавливающих ЛС в аптечных условиях, в 1996-2011 гг.
Год Количество

01.01.1996

26

01.01.2004

20

01.01.2010

16

01.01.2011

5

Во-первых, расширение ассортимента ЛС, начавшееся на рынке Украины с 1990-х гг., значительно уменьшило потребность в лекарственных формах аптечного производства. Если в 1990 году в ассортименте противокашлевых и отхаркивающих средств было не более 15 наименований, то сегодня эта цифра приближается к 100. Особенно широко в условиях аптеки раньше изготавливались ЛС для детей младшего возраста, капли, микстуры, порошки, суспензии, растворы для инъекций. Еще в 2005 году каждая центральная и районная аптека изготовляла порядка 10 наименований растворов для инфузий, в среднем 700 л в месяц.

Из-за постепенного налаживания промышленного выпуска широкого ассортимента растворов для инъекций аптеки прекратили производство этой формы. Анализ объемов ЛС, изготавливаемых в условиях аптеки, свидетельствует о том, что, начиная с 2005 года, началось быстрое уменьшение этого сегмента.

«Чтобы изготовление лекарств было экономически оправданным, нужно постоянно повышать тарифы, а это влечет за собой проблемы с проверяющими. Поэтому мы пошли по пути сокращения», — прояснила политику своей компании С. Пасталица. Затем выступающая показала, насколько затратно изготовление лекарств в аптеке (табл. 5). Особенно дорогим удовольствием является изготовление одной или нескольких форм.

Таблица 5 Средние показатели затрат, имеющих место при изготовлении ЛС в условиях аптеки
Наименование затрат 2009 г. I полугодие
2010 г.

1

З/п фармацевту (за фактически отработанное время на изготовление)

1923 грн.

961 грн.

2

З/п провизору-аналитику

2059 грн.

1030 грн.

3

З/п уборщице производственных помещений

2176 грн.

1088 грн.

4

Стоимость дез. средств

1395 грн.

1145 грн.

5

Электроэнергия

4837 грн.

3291 грн.

6

Вода

1120 грн.

451 грн.

7

Поверка средств измерения

511 грн.

861 грн.

8

Анализы санстанции

2537 грн.

938 грн.

9

Обслуживание оборудования

978 грн.

865 грн.

  Всего: 20536 грн. 10630 грн.

«Во всех ЦРА экстемпоральное изготовление лекарств является убыточным видом деятельности. Учитывая этот факт, ни один субъект хозяйствования не стремится получить лицензию на этот вид деятельности», — рассказала г-жа Пасталица.

Чтобы обеспечить доступность таких ЛС и их надлежащее качество, КП «Ліки України» внедрено централизованное изготовление на базе межбольничной аптеки, имеющей соответствующую лицензию, необходимое оборудование и обученные кадры. Отработана схема приема рецептов со всей Черниговской области: транспортом, телефоном, электронной почтой и т.д. Доставка лекарств осуществляется транспортом предприятия.

Согласно данным, предоставленным С. Пасталицей, количество населения не отражает потребность местности в экстемпоральной рецептуре, поэтому строить на этом показателе расчеты по размещению аптек бессмысленно.

Среди острых вопросов, с которыми сталкиваются аптечные учреждения, изготавливающие лекарства, не последнее место занимает недостаточная подготовка кадров. При небольших объемах работы специалист постепенно теряет свою квалификацию, полагает г-жа Пасталица.

Таблица 6 Перечень отсутствующих на рынке Украины субстанций состоянием на 1.04.2011 г.
Субстанция

1

Сахароза

2

Цитраль масляный и спиртовой

3

Нафтолан

4

Дикаин

5

Масло укропа

6

Кальция глицерофосфат

7

Эуфилин

8

Скипидар

9

Кислота никотиновая

10

Цинка сульфат

11

Левомицетин

12

Кофеин-бензоат натрия

13

Фурацилин

Другой проблемой остается доступность субстанций. Для изготовления лекарств в условиях аптеки необходимо их иметь порядка 100. Согласно пункту 1.6 Приказа МЗ Украины от 15.12.2004 г. № 626 «Об утверждении правил производства (изготовления) лекарственных средств в условиях аптеки», в процессе производства лекарства могут использоваться только зарегистрированные в Украине или разрешенные МЗ действующие и вспомогательные вещества, материалы первичной упаковки, отвечающие требованиям, определенным нормативно-техническими документами. Кроме того, каждая серия и партия субстанций и вспомогательных веществ, используемая при изготовлении ЛС в аптеке, должна сопровождаться выводом об их качестве, выданным лабораторией, аттестованной и/или аккредитованной согласно установленному порядку. К сожалению, не все субстанции, которые сегодня есть на рынке, отвечают этим требованиям. При этом не зарегистрированы субстанции, которые необходимы. То есть на рынке они есть, но использовать их нет законодательных оснований. Часть субстанций и вовсе отсутствует (табл. 6), и пациентам отказывают в изготовлении лекарственных форм, в состав которых входят эти действующие вещества.

Г-жа Пасталица заметила, что не облегчает работу аптек и существующее нормативное законодательство. По ее словам, требования к одной только воде очищенной делают экстемпоральное производство убыточным. Кроме того, нужно, чтобы врачи выписывали рецепты. Как правило, это делают педиатры, терапевты, кардиологи, окулисты с большим стажем работы (20 лет и более).

И все же, по мнению спикера, на данный момент еще есть необходимость в аптеках, изготавливающих лекарства. Преимуществами таких лекарственных форм является, во-первых, почти полное отсутствие вспомогательных веществ. Во-вторых, они уменьшают вероятность аллергических реакций, не вызывают привыкания. В-третьих, отсутствует риск фальсификации ЛС, обеспечивается индивидуальный подход к лечению. Наконец, важным преимуществом лекарств является их невысокая цена.

«Важно, чтобы все, кто заинтересован в существовании в нашей стране экстемпоральной рецептуры, подошли к решению всех названных проблем очень принципиально. Аптеки, которые занимаются данным видом деятельности, должны иметь какие-то преференции», — завершила свое выступление С. Пасталица.

Логика логистики

С. Барнатович

О совершенствовании процесса управления товарооборотом на коммунальных фармацевтических предприятиях на принципах менеджмента качества рассказала Светлана Барнатович, начальник отдела маркетинга КП «Фармация» (г. Киев). Докладчица начала с того, что коммунальные аптеки сегодня очень редко вырабатывают какуюто стратегию на рынке и нужно вносить активность в их работу. Ведь коммунальное фармацевтическое предприятие (КМФ) — это реальная перспектива при умеренном трансформировании этой модели к тенденциям развития фармрынка. И прежде всего, важно оптимизировать товародвижение.

«Этой проблемой мы занимались порядка пяти лет на КП «Фармация» (г. Луганск). В результате были построены определенные этапы стандартизации логистического процесса, которые дали серьезные положительные результаты на луганских предприятиях», — рассказала эксперт.

Главной целью деятельности КМФ, по мнению г-жи Барнатович, является выполнение социальной функции относительно максимально полного и эффективного обеспечения населения региона качественными и доступными по цене ЛС и медицинскими изделиями. В то же время функционирование в рыночных условиях требует постановки и реализации задач по усилению конкурентных позиций, сокращению логистических затрат, максимизации прибыли, которая является главным источником развития предприятий. Одним из путей решения проблемы является внедрение логистической концепции в управление деятельностью КМФ. 

«На данный момент инфраструктура в коммунальных аптеках достаточно развита, однако наблюдается низкий уровень организации ее эффективного использования в процессе управления движением товара. Чтобы изменить ситуацию, необходим реинжиниринг процесса управления путем четкой регламентации и документирования функций, процессов и процедур согласно международным требованиям», — описала ситуацию выступающая. Были определены наиболее актуальные проблемы, требующие решения в условиях внедрения на КМФ логистической модели. Внедрение этой модели предусматривает реализацию следующих этапов:

  • проведение организационной реструктуризации с позиции логистики и менеджмента качества;
  • стандартизация процессов управления товарооборотом;
  • построение логистической процессной модели управления движением товара;
  • определение точек контроля и центров ответственности за управление процессом товарооборота;
  • построение логистической информационной системы.

По результатам исследования был разработан проект организационной реструктуризации деятельности КМФ, предусматривающий создание службы логистики. Была разработана типовая матрица ответственности за управление товарооборотом ЛС, четко раскрывающая резервы повышения эффективности управления данным процессом. Так, формирование заказа осуществляется на уровне аптечной сети, а не отдела сбыта. Усиление контроля за сбором и анализом дефектуры позволяет постоянно иметь в ассортименте ЛС, пользующиеся спросом. Центральный элемент любой логистической системы — это склад. Процесс складирования включает входной контроль качества, хранение в соответствии с требованиями международных стандартов качества, а также обеспечение надлежащего уровня документации заказов.

По словам г-жи Барнатович, обязательным условием построения логистической процессной модели является применение информационных технологий и передовых технических средств, направленных на оптимизацию затрат времени и обеспечение продуктивных процессов управления.

Важным направлением избежания непродуктивных логистических затрат является оптимизация ассортимента препаратов-аналогов. Методами маркетинговых исследований и их экспертных оценок из портфеля КМФ исключаются неприбыльные ЛС. По результатам апробации этого метода на КП «Фармация» (г. Луганск) из ассортимента было исключено более 650 наименований, не представляющих интереса для бизнеса, что позволило перераспределить денежные средства в пользу закупок ЛС, пользующихся спросом. Другим способом оптимизации стало введение в ассортимент новых товаров на основании фармакоэкономической оценки. Следуя этой методике, «Луганская областная фармация» ежегодно внедряла у себя более 300 наименований препаратов.

Немного о дареном коне

И. Костин

Сессию завершил Илья Костин, старший партнер юридической компании «Правовой Альянс», рассказавший участникам о новом антикоррупционном законодательстве Украины и его взаимодействии с аптечным рынком.

Как объяснил докладчик, данное законодательство имеет прямое влияние на государственные закупки, так как ужесточает требования к лицам, принимающим решение и обладающим распорядительноорганизационными функциями. Ситуация осложняется тем, что такие лица являются опинионлидерами и их участие в фармацевтическом секторе напрямую связано с промоционными активностями производителей ЛС.

Г-н Костин рассказал, что новый Закон Украины «Об основах предупреждения и противодействия коррупции в Украине» пока не подписан президентом. Но есть все предпосылки для того, чтобы он в ближайшее время вошел в силу. Согласно этому закону, работники государственных медицинских учреждений (в том числе аптечных) являются субъектами ответственности за коррупционные правонарушения:

  • если они являются должностными лицами юридических лиц публичного права и получают зарплату за счет государственного или местного бюджета, то есть занимают должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей;
  • если они работают в юридическом лице, созданном распорядительным актом Президента Украины, органа государственной власти, органа власти АР Крым или органа местного самоуправления.

При этом имеются определенные ограничения в использовании служебного положения, в том числе лицами, занимающими должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных функций в юридических лицах частного права независимо от организационно-правовой формы.

Иначе говоря, неправомерно:

  • способствовать физическим или юридическим лицам в осуществлении хозяйственной деятельности, получении субсидий, субвенций, дотаций, кредитов, льгот, заключении контрактов (в том числе на закупку товаров, работ и услуг за гос. средства);
  • способствовать назначению на должность лица, не имеющего преимуществ перед другими кандидатами;
  • вмешиваться в деятельность органов государственной власти, местного самоуправления или должностных лиц;
  • предоставлять преимущество физическим или юридическим лицам в связи с подготовкой проектов, изданием нормативно-правовых актов и принятием решений, утверждением (согласованием) заключений.

Отдельно докладчик остановился на подарках, которые субъекты коррупционных действий могут принимать, но только в случае, если стоимость подношения не выше 50 % минимальной зарплаты на день вручения подарка. Общая стоимость подарков, полученных за год из одного источника, — не более одной минимальной зарплаты на начало года. Сувенирная продукция и оплата бизнес-ланчей также приравниваются к подаркам.

«Хотя при желании можно вместо бизнес-ланча организовать шведский стол, где никто не сможет подсчитать, на какую сумму приглашенный поел», — предложил оригинальный вариант спикер.

Подытожил свое выступление г-н Костин следующими выводами:

  1. Действие антикоррупционного законодательства нельзя рассматривать отдельно от действия Закона «О рекламе» и Закона «О защите от недобросовестной конкуренции».
  2. Тесная взаимосвязь данных норм права имеет существенное влияние на весь аптечный рынок, вне зависимости от форм собственности.
  3. Прессинг и регулирование со стороны государства будут повышаться и в дальнейшем, и ввиду отсутствия достаточной судебной практики в данной сфере рекомендуется в случае возникновения любых вопросов немедленно обращаться за правовой консультацией.

Доклад о коррупции вызвал живой интерес у участников. Правда, некоторые присутствующие заметили, что их напугали, не предложив решений проблемы.

Во второй части конференции рассматривались такие вопросы, как искусство управления товарными ресурсами, конкуренция аптек, стоимость аптечного бизнеса, взаимоотношения аптек и производителей. Обо всем этом мы расскажем нашим читателям в следующем номере «Провизора».

http://www.provisor.com.ua






© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика