Логотип журнала "Провизор"








Симфония для новой жизни
Другие статьи из раздела: События
Статья
№ 15'2011 Охота за инвестором
№ 15'2011 ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ — МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ PHARMCOMPLEX–2011
№ 14'2011 Искусство торговой войны
№ 13'2011 Аптека VS Производитель без секундантов
№ 13'2011 Инновации в окопах
№ 12'2011 Ее Величество Фармация
№ 11'2011 Участники Второго всеукраинского конкурса рисунка среди детей с сахарным диабетом отпраздновали победу на площади Независимости
№ 11'2011 УКРАИНСКАЯ ШКОЛА ЭНДОКРИНОЛОГИИ: ПАЦИЕНТ - ВНИМАНИЯ
№ 11'2011 ВОЗ против фальши
№ 10'2011 Международный форум фармацевтической индустрии



Симфония для новой жизни

Реагировать на музыку человек начинает еще в утробе матери. Стройность, гармония и органичность произведений классики способны оказать благотворное влияние на состояние здоровья будущей мамы, на течение беременности и развитие плода, а также на формирование личности уже родившегося малыша. Самыми полезными для здоровья считаются произведения Вольфганга Амадея Моцарта, терапевтические качества его музыки назвали «эффект Моцарта» — под таким названием проходит первый в Украине цикл концертов для будущих мам и маленьких детей в Харьковской областной филармонии

Первый специализированный в Украине концерт для будущих мам с аншлагом прошел 30 января этого года в филармонии и вызвал значительной интерес общественности. Предполагалось, что концерты будут проходить один раз в месяц, но количество желающих посетить концерт оказалось столь велико, что концертный зал не вместил их всех (к слову сказать, некоторые посетили филармонию впервые за много лет), поэтому было решено увеличить количество концертов до двух раз в месяц.

Организаторы цикла не остановились на достигнутом и решили расширить географию концертов и выйти на качественно новый уровень мероприятия. Как сообщила заместитель директора Харьковской филармонии по творческому планированию Наталия Борисовна Беляева, начиная с мая, концерты проходят не только в филармонии, но и в Доме органной и камерной музыки: «В органном зале потрясающая атмосфера Успенского собора и уникальный акустический эффект — музыка звучит совершенно иначе, возвышенно и духовно ». По словам Наталии Беляевой, идея тематического цикла принадлежит директору филармонии и главному дирижеру Юрию Владимировичу Янко. Репертуар для концертов подбирается с учетом «интересного» положения посетительниц и состоит исключительно из спокойных и умиротворяющих произведений. Программа рекомендована Украинским институтом клинической генетики во главе с академиком Еленой Яковлевной Гречаниной для прослушивания беременным женщинам.

Чтобы проникнуться атмосферой мероприятия, корреспондент «Провизора» отправился в филармонию. Оказалось, что концерты проводятся преимущественно в выходные дни, причем не вечером, а в дневное время, удобное для беременных женщин и молодых мам. В фойе посетителям раздавались анкеты, в которых можно оставить свои впечатления от концерта, пожелания и задать интересующие вопросы. «Для нас важно мнение наших слушателей, — отмечает Наталия Беляева. — С учетом их пожеланий мы изменяем состав программы: включили колыбельные песни, добавили больше произведений Моцарта. Люди приходят к нам послушать классическую музыку в качественном исполнении, поэтому мы увеличили количество профессиональных солистов и сократили так называемое детское отделение. Но выступления юных дарований очень важны для того, чтобы в концерт включилась детская часть аудитории, которой полезно увидеть и услышать своих сверстников. В будущем результаты ния посетителей цикла концертов могут стать полезной информацией для медицинской науки и послужить материалом для исследований о влиянии классической музыки на духовное и физическое здоровье человека. Мы планируем вывести «эффект Моцарта» на более высокий медико-социальный уровень, чтобы проект получил поддержку со стороны областной администрации».


Зал был полон слушателей: женщины «в ожидании», часто под руку с будущими отцами, мамы и бабушки с маленькими детьми и внуками. Благодаря музыкальным образам и романтичным стихам, проникновенно прочитанным ведущей программы Татьяной Андреевской, в зале воцарилась особая душевность и уют. Музыка и поэзия слились в концерте с романтикой и таинством зарождения новой жизни. В концерте приняли участие учащиеся музыкальных школ: квартет «ANIMA» (Киев), Алиса Зарудней, Александр и Владимир Агафоновы, Олег Назаренко (Харьков) и студентка Харьковского государственного университета искусств Ольга Федорова. Отсутствие жизненного опыта не помешало молодым музыкантам погрузить слушателей в спокойную, изящную музыку, воплощаемую фортепиано и скрипкой, виолончелью, альтом и гитарой, и самым «теплым» инструментом — человеческим голосом. Дети выступали для детей, и это было в высшей степени естественно и органично, вызывало восторг и умиление у взрослых, отклик и живой интерес у малышей. Играли не только молодые таланты и лучшие студенты консерватории, но и лауреаты конкурсов, например гитарный дуэт «Фиеста». Музыканты исполнили произведения Моцарта и Шуберта, Цезаря Кюи и Гайдна, Ференца Листа и Штрауса. В выступлении приняла участие и молодая мама семимесячного ребенка, руководитель вокального ансамбля «Фа соль» Анна Щеглова, которая вышла на сцену с малышом на руках, вызвав бурю положительных эмоций в зале.

Концерт продолжался всего час, чтобы не утомить присутствующих, в первую очередь — маленьких детей. На случай непредвиденных ситуаций в зале присутствовал семейный врач. Партнеры проекта — кафедра общей практики и семейной медицины ХНМУ, проект «Вместе в здоровое будущее», клуб «Семья от А до Я» и областной центр планирования семьи и репродукции человека бесплатно раздавали в фойе буклеты и брошюры, в которых представлена информация по вопросам репродуктивного здоровья, планирования семьи и развития детей. Беременные и планирующие дамы не только слушали музыку и знакомились с полезной информацией, но и имели возможность после концерта пообщаться с врачомнеонатологом, кандидатом медицинских наук, ассистентом кафедры общей практики семейной медицины ХНМУ, руководителем проекта «Эффект Моцарта» Ириной Петровной Пасечник, которая ответила на вопросы корреспондента «Провизора».

здороИ.
П. ПАСЕЧНИК,
руководитель проекта
"Эффект
Моцарта"

Ирина Петровна, как классическая музыка влияет на внутриутробное развитие ребенка?

— Очень важно, что сегодня меняется мышление, и мы начинаем относиться к внутриутробному плоду и новорожденному не как к биологическому объекту, а как к личности, которая реагирует на все изменения, происходящие во внешней среде. Благодаря нейрогуморальным процессам, будущая мама является связующим звеном между внешним миром и миром, в котором развивается плод. Классическая музыка, кроме гармонизации эмоционального состояния будущей мамы, нормализует такие важные физиологические процессы, как уровень артериального давления, частоту сердечных сокращений, улучшает доставку кислорода к тканям и клеткам плода, что обеспечивает его правильное развитие. Для того чтобы звуки были приятны для ребенка, частота их колебаний должна соответствовать частоте колебаний сердца матери, а многие классические музыкальные произведения написаны как раз в «правильном» для ребенка ритме, поэтому они естественно воспринимаются организмом и способствуют нормализации всех процессов. Каждую минуту у плода появляются около 250 новых нейронов, а значит, закладываются основы будущего интеллекта. Очень важно, чтобы как можно больше участков мозга было задействовано еще в период внутриутробного развития малыша. Необходимо увеличивать информационный приток, а так как ребенок в данном состоянии лучше всего может слышать, то предпочтение желательно отдать миру звуков. Многочисленные зарубежные исследования показали, что все музыкальные произведения активизируют участок коры мозга, который воспринимает колебания воздуха — центр слуха. Некоторые произведения возбуждают и участки мозга, отвечающие за эмоции. Произведения Моцарта активизируют зоны головного мозга, которые участвуют в формировании моторно-двигательной функции, зрения, высших процессов сознания и могут играть роль в развитии пространственного мышления. Возможно, что феномен «эффекта Моцарта» обусловлен еще и тем, что композитор родился в музыкальной среде, внутриутробно слышал звуки скрипки отца, пение своей матери и в 4 года начал писать свои собственные музыкальные произведения. Прослушивание произведений Моцарта, написанных им в 4 года, по мнению американских исследователей, более всего подходит для формирования и развития нейронных цепей у плода.

С какого срока гестации будущей маме рекомендуется слушать классическую музыку?

— Если говорить о процессах внутриутробного развития слуха, то у плода он развивается в сроке с 15-й по 20-ю неделю гестации. На 16-й неделе беременности плод способен воспринимать звуки, к 20–26-й неделе начинает реагировать на звуки извне. Это подтверждают ультразвуковые исследования. Прекрасные классические произведения, большинство из которых написаны в ритме биения сердца и которые способствуют гармонизации физических и эмоциональных процессов в организме, создают психологический комфорт, показаны в любом сроке беременности.

Вы разделяете мнение о так называемой внутриутробной памяти плода, когда родившийся ребенок реагирует на звуки окружающей среды как на знакомые, услышанные им в пренатальный период?

— Малыши могут узнавать и более активно реагировать на звуки, голоса и интонации, которые они «слышали» еще до рождения. В настоящее время известно, что, начиная с 32-й недели гестации, малыш может запоминать музыку и узнавать ее после появления на свет. Если музыка звучала для плода в комфортных условиях, была ему приятна, то, родившись, ребенок на подсознательном уровне будет воспринимать эту мелодию как нечто положительное, успокаивающее. Поэтому можно приучить ребенка засыпать под звуки, знакомые с внутриутробного периода. Большое значение здесь отводится колыбельным песням, которым русский психиатр В. М. Бехтерев, создавший в начале прошлого века комитет по изучению воспитательного и лечебного действия музыки, придавал огромное значение. Будущая мама может петь колыбельные песни еще до рождения ребенка, и это будет позитивно влиять не только на его здоровье, но и на формирование чувства привязанности, укрепление тесной связи в диаде «матьдитя», которая не должна разрываться после рождения.

На концерты приглашаются не только будущие мамы, но и маленькие дети. Какое значение для маленького ребенка имеют подобные мероприятия?

— Приобщение будущих родителей (на концерты приходят и папы), а впоследствии и детей, к классической музыке является правильной тактикой в вопросах формирования ответственного отношения к образу жизни, всем составляющим здоровья, планированию семьи, рождению ребенка и созданию безопасной среды для его физического и нервно-психического развития. Такой подход отвечает требованиям последних клинических протоколов по медицинскому наблюдению за детьми до трех лет, в которых особо выделена роль семьи в создании оптимальной среды для гармоничного развития ребенка. Первые три года жизни очень важны не только для физической адаптации ребенка в окружающей среде, но и для его нервно-психического и социального развития. Посещая концерты, малыш может увлечься искусством, что положительно скажется на его интеллектуальных способностях и сформирует чувство вкуса. Ребенок творчески занят, что способствует его полноценному развитию и адекватному восприятию жизни, он обогащается духовно, а это — одно из обязательных составляющих здоровья человека.

В наш век экономики и юриспруденции далеко не все родители задумываются о приобщении своих детей к классическим музыкальным произведениям. Многие стремятся развивать у ребенка преимущественно те способности, которые в будущем помогут ему обрести материальное и физическое благополучие. Поэтому дети изучают иностранные языки, посещают спортивные секции и компьютерные курсы. Однако древнегреческие философы утверждали, что музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, чувствовать и понимать. Следовательно, гармонично развитая личность невозможна без любви к музыке, которая развивает человека всесторонне и дает особое видение окружающего мира.

Юлия Файденко

http://www.provisor.com.ua






© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика