Логотип журнала "Провизор"








Первые шаги в открытии аптечного бизнеса, или "Аптека доктора Шаргородского"
Другие статьи из раздела: Маркетинг
Статья
№ 04'2011 Что делать маленьким аптекам, или маркетинг высококонкурентного аптечного бизнеса
№ 06'2010 Как повысить уровень продаж, или хитрая аптечная реклама
№ 05'2010 Планирование рекламной кампании, или Успех в бизнесе от А до Я
№ 02'2010 ГРАМОТНЫЙ МЕРЧАНДАЙЗИНГ - УСПЕХ АПТЕЧНОГО БИЗНЕСА
№ 01'2010 Антикризисный менеджмент в сфере PR-технологий фармацевтической компании
№ 24'2009 Организация работы с ключевыми клиентами, или Титаны фармацевтического бизнеса
№ 23'2009 Инновационный маркетинг - успех современного бизнеса
№ 20'2009 Как создать аптечный бренд
№ 19'2009 СТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ В УКРАИНЕ
№ 19'2009 Многоуровневая конкуренция в фармации

Первые шаги в открытии аптечного бизнеса, или «Аптека доктора Шаргородского»

А.П. Шаргородский, директор по маркетингу и стратегическому развитию фармацевтической компании «ПЛАТОС»

Современный мир фармацевтического бизнеса формирует комплекс стратегических мер маркетинговой политики с целью выживания в конкурентной войне. Сейчас уже не «крутые 90-е», когда можно было открыть аптечный пункт и получать существенную прибыль, не занимаясь маркетингом и пиаром, поэтому условия конкуренции и являются двигателем прогресса фармацевтического и аптечного бизнеса

Итак, с чего же начать предпринимателю, чтобы открыть аптеку? А начать нужно с размышления о бизнесе в аптечном секторе, т. е. с нуля. А лишь позднее определить главенствующие приоритеты и браться за бизнес-план.

Расположение аптеки

Разместить аптеку лучше в местах наибольшего скопления людей, например около рынков, бизнесцентров, районных больниц и т. д. Как правило, аптеки в центральной части города демонстрируют высокий уровень продаж, даже при непрофессиональном маркетинге и неудовлетворительном сервисе. А аптечные пункты, как правило, располагают на территории лечебно-профилактических учреждений.

Дизайн и оформление аптеки

Для узнаваемости аптеки необходимо продумать фирменный логотип аптеки, название-бренд, имеющее смысловую окраску и привлекающее покупателя. На сленге маркетолога — заняться «неймингом», т. е. придумать название-имя. Если вы назовете аптеку, например, «АПТЕКАСПД ПУПКИН» и разместите стенды и плакаты такой аптеки где-нибудь в центре города, то покупатель вряд ли испытает к вам доверие… А если название аптеки — «Аптека доктора Шаргородского», то это уже подсознательно скажет покупателю, что он имеет дело с профессионалами, которые заботятся о здоровье.

Персонал «от низшего звена к высшему»

Один из главнейших компонентов успешного бизнеса — это правильный подбор специалистов, необходимых для работы на соответствующих должностях. Соответствие образовательного уровня выполняемой работе имеет значение, но нужно еще оценить персонал по личным характеристикам: темпераменту, особенностям общения и, конечно же, внешнего вида. Например, «солидный» провизор или «красивая» девушка-консультант могут иметь соответствующие образование и опыт работы, но говорить «на суржике», что отрицательно повлияет на имидж аптеки.

Чтобы достичь узнаваемости на рынке, нужно отличаться от конкурентов и предлагать отличный оригинальный сервис. Поэтому очень важно заранее прописать требования к обслуживанию и обучать персонал управлению продажами и пониманию мерчандайзинга.

Нужно организовывать тренинги для персонала аптек, чтобы обучить правильно реагировать на требования покупателя и сглаживать конфликты. Также не помешает «секретный » экзамен для проверки знания ассортимента и профессионального сервиса, когда под видом покупателя маскируется сотрудник компании. Нужно также позаботиться об информационной поддержке и внедрении обучения технологии продаж и элементарной логистике.

Требования к ассортиментной линейке

Необходимо заранее понять, будет ли ваша аптека специализированной (например, аптека гормональных препаратов), либо это будет аптека с обширным ассортиментом (лечебной косметики, здорового питания, средств диагностики и гигиены, товаров для детей). Конечно, наиболее выгодно брать на линейку брендовые препараты, так как уровень их продаж высок. На продажи аптеки позитивно влияет активный маркетинг известных фармацевтических компаний.

Создание сайта аптеки

Эра технологий диктует свои условия, что подразумевает наличие официального сайта. Грамотная Интернет-промоция существенно облегчает ведение маркетинговой стратегии и повышает уровень продаж за счет прекрасного информирования населения и организации адекватного директ-маркетинга. Наличие сайта подразумевает в штате компании как минимум грамотного системного администратора, контент-редактора и желательно грамотного копирайтера либо маркетолога с медицинским образованием.

Дизайн зала аптеки

Аптека должна отвечать требованиям законодательства и санитарных норм, но все-таки мы можем сделать обстановку приятной для покупателя. Например, кроме современных прилавков и поддержания в зале чистоты, поставить кожаный диван, кресла, столик с маркетинговыми материалами. Необходимо, чтобы дизайн помещения радовал глаз и внушал оптимизм. С целью привлечения клиентов можно предложить в аптеке такие бесплатные услуги, как измерение давления, определение массы тела.

«По моим наблюдениям как потребителя, многие аптечные сети имеют прекрасный дизайн оформления, профессиональный штат провизоров и консультантов, но при этом в продвижении товаров и повышении уровня покупательной способности не используются в полной мере известные маркетинговые инструменты», — А. П. Шаргородский

Средства на маркетинг

Не рекламируя аптеку, вы, конечно, будете поддерживать определенный объем продаж, но он будет далек от тех уровней объема и узнаваемости, которые можно обеспечить, если рационально планировать маркетинговую политику.

Например, целесообразно применять рекламные инструменты в местных районных газетах, на местных телеканалах, инициировать акции-скидки, разработать план акций, привлекающий потенциального покупателя.

Средства для развития аптеки

В настоящее время мелкой аптеке сложно конкурировать с крупными сетями, поэтому необходимо знать, на что рассчитывает предприниматель. Кроме «стартовых средств» (таблица), необходимо иметь гарантированный запас инвестиций или обдумать возможность взятия кредита.

ЗАТРАТЫ НА СОЗДАНИЕ АПТЕКИ (предположительные)
Основные затраты Средства, грн.

Аренда помещения

 

Ремонт

 

Холодильное оборудование    (можно выбрать здесь: 12 негритят)

 

Торговое оборудование

 

Кассовое оборудование

 

Компьютеры

 

Программное обеспечение

 

Лицензии, договоры, юридические услуги

 

Маркетинг

 

Обучение персонала, подбор кадров через агентство

 

Прочие расходы

 

Общие затраты

 


Предположительный бизнес-план аптеки «Аптека доктора Шаргородского» в Оболонском районе города Киева

1. Резюме аптеки
Аптека специализируется на торговле лекарствами и медицинской продукцией. Предлагаемый план создания аптеки описывает предназначение и задачи компании, пути достижения поставленных целей, а также содержит основные финансовые показатели ее предполагаемой деятельности.

2. Цель аптеки — получение прибыли благодаря росту объема продаж, высокому качеству обслуживания и низким производственным затратам.

Действия:

  • Достичь быстрых темпов роста прибыли и минимизировать производственные затраты.
  • Расширить ассортимент лекарственных препаратов.
  • Заслужить репутацию надежного поставщика высококачественных препаратов.

3. Задача аптеки — предоставлять качественные и эффективные лекарства.

4. Залог успеха аптеки — правильный маркетинг, высокое качество обслуживания и конкурентоспособные цены.

5. Основной вид деятельности аптеки — продажа лекарств, парафармацевтики, а также медицинских приборов.
Местный рынок аптек представляет собой устоявшуюся среду, в которой практически все ниши заняты. Однако быстрый рост количества больных, к сожалению, является фактором, стимулирующим повышенный спрос на лекарства. Это открывает перед новой аптекой возможность занять выгодную позицию в своем секторе.

6. Миссия
Краткосрочная перспектива аптеки заключается в интенсивном развитии компании и активном расширении клиентской базы.

7. Прогнозирование рисков

  • Колебания валютного курса, влияющие на стоимость импортных лекарств.
  • Изменения законодательства, регулирующего продажу лекарств.
  • Ограниченные наличные средства.

8. План развития аптеки
План нацелен на расширение клиентской базы и рост объемов продаж. Для этого планируется открыть аптеку в центре Киева, около торгового центра «Dream Town», обеспечив таким образом постоянный массовый поток покупателей.

9. План обучения персонала
Требуется обучить персонал, внедрить компьютерные программы для сопровождения базы данных по лекарствам и провести маркетинговую рекламную кампанию.

10. Подбор помещения для аптеки
При выборе помещения рассматриваются только оживленные места района. Площадь аптеки должна составлять примерно 120 м2. За один день аптека должна обслужить более 130 посетителей.
Размер арендной платы составляет около 30 % от общего объема затрат на создание аптеки.

11. Сфера деятельности «Аптеки доктора Шаргородского»
«Аптека доктора Шаргородского» предлагает клиентам лекарственные препараты и медицинское оборудование.
Основные направления деятельности: продажа лекарств, предоставление информации о наличии лекарств, способа их употребления, а также прием заказов и организация доставки при необходимости.

12. Конкурентная среда Конкуренцию аптеке составляют: классические аптеки, местная аптечная сеть, Интернет-аптеки и аптечный пункт в Оболонской поликлинике № 1, а также аптеки в торговых центрах и переходах станции метро «Оболонь».

13. Разработка маркетинговой стратегии
Логотип и торговая марка. В первую очередь планируется разработать запоминающийся логотип и торговую марку, отличающие ее от конкурентов.
Реклама в средствах массовой информации. Аптека планирует разместить большое количество рекламных объявлений в средствах массовой информации.
Web-сайт. Важным фактором популярности компании является собственный Web-сайт.
Справочная система. Телефонные консультации.

14. Прогноз развития
В будущем, по мере расширения клиентской базы, планируется открыть сеть аптек на основе франчайзинга и распространить свое влияние на более широкий сегмент рынка.

15. Сегментация рынка и позиционирование — аптека с широкой ассортиментной линейкой.
Аналитический мониторинг заболеваемости в городе Киеве и конкретно в районе размещения аптеки.

16. Потребности и тенденции местного рынка
Рост уровня заболеваемости по конкретным патологиям.

17. Стратегия реализации бизнес-плана
Аптека планирует реализовать несколько стратегий продвижения на рынок.
Стратегия 1. Маркетинг и устная реклама. Реклама в СМИ, раздача промоматериалов.
Стратегия 2. Реклама с помощью Web-сайта.
Стратегия 3. Нетрадиционные рекламные методы.
Для повышения популярности компании можно использовать массовую распродажу запасов лекарств с дисконтом, участие в благотворительных мероприятиях и т. п.

18. Ценообразование

19. Составление ежемесячного плана продаж и календарного плана выполнения задач

20. Расчет предположительного штата компании
Штат компании будет состоять из 10 постоянных сотрудников: директора аптеки, главного фармацевта, администратора, трех провизоров, трех консультантов справочной службы и бухгалтера.

21. Составление штатного расписания, финансового плана и планового баланса

22 . Прогноз прибылей и убытков

23 . План движения денежных средств

24 . Анализ безубыточности

25. Итоговый SWOT-анализ

26. Вывод

«Путь в тысячу миль начинается с одного шага», поэтому, уважаемые коллеги, имея опыт и багаж знаний за спиной, вы сделаете ваш бизнес успешным, главное — правильно избрать верную стратегию», — А. П. Шаргородский

http://www.provisor.com.ua






© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика