Логотип журнала "Провизор"








Аптечный остров на просторах супермаркета: "МЫ СЕМЬЯ И ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ"
Другие статьи из раздела: Актуальное интервью
Статья
№ 13'2011 Здоровое питание: мнение эксперта
№ 03'2011 ГНЦЛС: ледниковый период
№ 02'2011 В стремлении быть успешной
№ 01'2011 «СТИРОЛБИОФАРМ»: ФАКТОРЫ УСПЕХА
№ 22'2010 В разрезе производства : Взгляд на фармацевтическую отрасль глазами корпораци «Артериум »
№ 19'2010 Санофи -Авентис Украина - увереное лидерство на благо пациентов и общества
№ 09'2010 ЕСЛИ "ЗВЕЗДЫ" УДАЛЯЮТ - значит - это кому-нибудь нужно
№ 06'2010 Поэзия компрессионного текстиля
№ 04'2010 В объективе НФаУ: "В сердце фармацевтической столицы кризиса нет, и не будет..."
№ 03'2010 Составляющие успеха одного аптечного дела

Аптечный остров на просторах супермаркета:
«МЫ СЕМЬЯ И ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ»


Потенциально люди всегда идут в аптеку, ближайшую к дому, по пути на работу или в супермаркет, где по соседству с кафетериями и другими пунктами сферы услуг всегда есть место для аптеки. Покупатель получает максимум удобств, экономит время, приобретает лекарства, не выходя из магазина. Изменилась ли ситуация в непростых условиях посткризисного периода? Об этом и других особенностях союза аптеки и супермаркета рассказывает заведующая аптекой ООО «Виал-маркет» Алла Владимировна Репка (г. Харьков)

Алла Владимировна, поговорим о последних изменениях в законодательстве, непосредственно влияющих на работу аптек. Как Вы оцениваете меры, предпринимавшиеся Кабинетом Министров Украины в отношении фармации с начала кризиса, например попытки ценового регулирования, изменение структуры управления отраслью?

— Деятельность Кабинета Министров Украины, направленную на регулирование фармацевтического рынка в 2009 году, можно определить как неэффективную, не поддающуюся прогнозированию, игнорирующую мнение субъектов рынка. Общеизвестное постановление Кабмина «О мерах по стабилизации цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения » № 955 не позволило фармацевтическому рынку адекватно реагировать на происходящие изменения в стране (резкие колебания курса валют, определенное снижение спроса на товар). Повышение цен колебалось в пределах 20–50 %, появилась проблема с получением лекарств зарубежного производства. Аптечные учреждения, а с ними и потребитель, оказались словно в ловушке. В сложный период наша аптечная сеть супермаркетов «Класс» не бездействовала и разработала собственную антикризисную стратегию. Например, мы не сократили ассортимент лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, а, наоборот, расширили его, ввели в продажу множество новых товаров.

Возможно ли, по Вашему мнению, восстановление в Украине системы государственных аптек, обязательного аптечного производства ЛС?

— В сложившейся ситуации сложно говорить, что ожидает фармацевтическую отрасль. На мой взгляд, любые новшества необходимо внедрять осторожно и в период относительной стабильности в стране. Я думаю, что восстановление системы государственных аптек возможно, но это уже будут аптеки иной, качественно новой формации. Что касается изготовления аптекой экстемпоральных препаратов, то это является одним из важнейших составляющих аптечной деятельности, но не должно быть строго обязательным для каждой аптеки.

Из-за того, что часть населения употребляет ЛС в качестве наркотиков, происходит постепенный перевод в разряд запрещенных все новых и новых ЛС. К чему это может привести?

— Ни для кого не секрет, что люди, страдающие наркотической зависимостью, — великие химики, они могут извлечь из вполне безопасных, разрешенных к безрецептурному отпуску, препаратов нужное им действующее вещество. Психотропные, наркотические вещества и прекурсоры находятся на спецучете, и далеко не каждая аптека может себе позволить их хранение и реализацию, требующие получения особых разрешений. При этом страдают обычные люди, например онкобольные, которые не могут приобрести необходимые им обезболивающие препараты, а также люди с высоким порогом болевой чувствительности, которым эти препараты выписывают, например, при переломах, когда болевой шок угрожает жизни пациента. Есть препараты, прекрасно «работающие » при аллергии, в частности недорогой димедрол, прекрасно снимающий воспаление, отек и крапивницу, становится недоступным для населения в силу того, что находится на предметно-количественном учете.

Поддерживаете ли Вы идею резкого ужесточения отпуска ЛС (тотальной рецептизации) в Украине, где население покупает их за свои деньги, не получая компенсации от государства?

— Нет, я не поддерживаю эту идею. Если заболевший человек обращается в поликлинику, то очень редко врач выписывает рецепт на стандартном бланке. В нашей стране должна быть страховая медицина, внедрение которой позволит обеспечить доступность ЛС для населения. Если стоимость лекарства частично или полностью будет оплачиваться государством, пациенту станет выгодно получить рецепт от врача. Обязательное медицинское страхование позволит государству получить существенный источник средств для возмещения стоимости лечения, а также внедрить механизм контроля за его эффективностью и целесообразностью врачебных назначений.

Коснулись ли ООО «Виалмаркет» проверки уровня цен и наличия обязательного перечня ЛС и изделий медицинского назначения, установленного решением Кабмина? И как Вы думаете, достигли усилия правоохранителей положительного результата или проверки только мешали работе фармацевтов во время ажиотажа?

— Проверки, безусловно, проводились, причем неоднократные и даже, иногда не один раз в день. Я не вижу в этих проверках какогото рационального зерна. Проверки проходили во время вспышки эпидемии гриппа А/ H1 N1, т. е. во время ажиотажа со стороны покупателей, в период отсутствия необходимого количества товара, и значительно затрудняли работу аптеки. Правоохранительные органы ссылались на документы, противоречащие не только друг другу, но и здравому смыслу, поэтому, разумеется, ни о каком положительном результате говорить нельзя.

Алла Владимировна, принятие каких норм законодательства необходимо в ближайшее время для более продуктивной работы аптек?

— В отечественной системе здравоохранения множество «темных пятен», от которых надо избавляться. Во-первых, это отсутствие единого четкого перечня зарегистрированных препаратов, потому что тот документ, который существует, содержит в себе массу расхождений и противоречий. Вовторых, должна быть стабильная ценовая политика, потому что доходит до абсурда ситуация, когда утро начинается с одногоприказа, а вечер заканчивается другим. Думаю, что коллеги меня поддержат, если скажу, что в таких условиях очень тяжело работать.

Поступили ли уже в Вашу сеть лекарства в упаковке, маркированной шрифтом Брайля? И как Вы относитесь к нововведению?

— В нашу сеть подобные лекарства пока не поступали, и я не знаю, поступят ли. Возникает вопрос: готовы ли мы к этому новшеству? Если средства первой необходимости (анальгетики, жаропонижающие препараты) будут иметь подобную маркировку, существенно помогающую незрячим больным, то, безусловно, это большой плюс. Но ведь не только упаковка, но и инструкция должна быть читабельна для пациента. Кроме того, это нововведение повлечет за собой подорожание препаратов как минимум на 5–7 %, так как в его цену будут заложены дополнительные расходы.

Алла Владимировна, поговорим о специфике Вашей аптеки. Близкое соседство с супермаркетом помогает или мешает Вашей работе?

— Мы стремимся максимально использовать положительные стороны нашего месторасположения. Покупатели приходят в аптеку, чтобы получить совершенно другой вид товара или услуги, чем в магазине. Я согласна, что некоторые позиции по товарам FMCG-группы (товары повседневного спроса, парафармацевтика) действительно пересекаются, но они имеют одинаковую цену как в супермаркете, так и в аптеке. У нас единая ценовая политика с супермаркетом «Класс», поэтому не возникает конкурентной борьбы. Другим, часто озвучиваемым минусом аптеки в супермаркете, является аренда помещения. Прикассовая «горячая» зона, в которой, по обыкновению, размещается аптечная точка, считается наиболее дорогой площадью в торговом комплексе, и, как правило, аптека сталкивается с более высокими ставками на аренду части торгового зала, а значит, вынуждена поднять цену на свои препараты. Эта ситуация у нас исключена. Мы являемся подразделением супермаркета, поэтому арендная плата у нас отсутствует. Аптека — не арендатор, а семья и единое целое с супермаркетом, и у нас много общего. Например, в нашем торговом центре существует единая система, которая позволяет клиенту при покупке на сумму свыше ста гривен (не зависимо от того, где была совершена покупка, в супермаркете или в аптеке) приобрести накопительнобалльную дисконтную карточку. В соответствии с суммой баллов, которая увеличивается с каждой покупкой, обладатель дисконта получает не скидку на товары и медикаменты, а интересующие его товары-призы. В зоне супермаркета у нас периодически проводятся различные акции, например бесплатное измерение артериального давления, тестирование аппаратов для стимуляции зрения. Мы привлекаем специалистов для того, чтобы покупатель мог получить информационную помощь консультанта о назначении и особенностях новых медицинских приборов, косметических средств. В частности, представители известных косметических фирм, специально приглашенные нами в торговый центр, в рамках акции рассказывали посетителям о типах кожи, осуществляли бесплатный профессиональный подбор косметики для покупателей, каждый из которых мог лично протестировать образец предложенного косметического средства.

Алла Владимировна, как руководитель, кому Вы отдаете предпочтение при наборе сотрудников — опытным фармацевтам или специалистам, получившим образование в украинских вузах в последние годы?

— Я отдаю предпочтение специалистам, которые хотят работать в нашей отрасли и понимают, что от них требуется. С такими людьми приятно работать и общаться. Иногда после окончания вуза или колледжа приходят молодые специалисты, у которых пока нет опыта, но есть хорошая теоретическая база и, самое главное, желание постигать практические нюансы нашей работы. Мы помогаем таким людям, обучаем, даем им возможность совершенствовать свои знания и двигаться вперед. Я считаю большой для нас удачей, когда в аптеку приходят грамотные медицинские представители и рассказывают первостольникам о новых препаратах.

В России рассматриваются изменения к Закону «Об обороте лекарств», предполагающие регулирование взаимоотношений представителей фармацевтических компаний и работников медицины, запрещение денежного или иного вознаграждения врачей и провизоров за продвижение препаратов. Как Вы относитесь к запрету проведения акций, проводимых фармацевтическими компаниями для руководства аптек и первостольников?

— Я не считаю вознаграждением, когда первостольник получает небольшой сувенир, невольно оказавшись участником акции «Тайный покупатель» и ответив правильно на вопрос медицинского представителя, который обращается к нему как обычный посетитель. Наша сеть щепетильно относится к наличию товаров для удовлетворения потребностей посетителей разных социальных слоев. Принимая участие в различных акциях, требующих больших нерентабельных финансовых вложений, сложно поддерживать на достойном уровне ассортимент товаров, включающий взаимозаменяемые препараты различной стоимости. Поэтому в акциях мы не участвуем, а денежное вознаграждение провизора со стороны представителя фармацевтической фирмы у нас категорически запрещено.

Применяется ли в Вашей аптечной сети отпуск ЛС со свободным доступом покупателя к товарам? Каковы, по Вашему мнению, преимущества и недостатки аптек открытого типа по сравнению с традиционным отпуском через прилавок?

— Все наши аптеки закрытого типа, без самообслуживания и свободной зоны доступа к товарам. Я считаю, что люди в нашей стране пока не готовы к такому уровню торговли. К сожалению, это приводит к увеличению случаев воровства, особенно в период экономической нестабильности. Другим недостатком так называемых фарммаркетов является отсутствие грамотной консультации провизора, без которой не обойтись даже при покупке, на первый взгляд безобидных, витаминов или БАДов.

Подводя итог беседы, отмечу, что альянс аптеки и супермаркета выгоден всем: аптека может рассчитывать на часть трафика магазина, что гарантирует ей значительное количество покупателей. Вместе с тем наличие аптечной точки способствует притоку покупателей и в продовольственные отделы супермаркета. Аптека — очень востребованный потребителями сегмент рынка, который привлекает в торговый центр дополнительных посетителей, обеспечивая при этом высокий уровень сервиса. И это несмотря на все препятствия, создаваемые отечественными законодательными органами, пока еще далекими от совершенства.

Юлия Файденко

http://www.provisor.com.ua






© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика