Логотип журнала "Провизор"








ФАРМАЦИЯ переходит на цифру*
Другие статьи из раздела: Информационные технологии в фармации
Статья
№ 08'2010 Достаточно одного НАЖАТИЯ КЛАВИШИ...
№ 05'2010 АПТЕЧНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В ИНТЕРНЕТЕ
№ 02'2010 ФАРМАЦИЯ ПЕРЕХОДИТ НА ЦИФРУ
№ 01'2010 ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФАРМПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ: ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА*
№ 24'2009 Реклама в Интернете - это перспективно
№ 22'2009 ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФАРМПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ: ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА
№ 21'2009 ПРАКТИКУМ ОПТИМИЗАЦИИ аптечных интернет-продаж
№ 16'2009 ИНТЕРНЕТ И СВОБОДА
№ 15'2009 ИНТЕРНЕТ И СВОБОДА
№ 11-12'2009 Компьютерный практикум

ФАРМАЦИЯ переходит на цифру*

* Окончание; начало см. в № 1, 2010

В Эстонии Больничная касса (БК) — аналог российского Фонда обязательного медицинского страхования — частично оплачивает стоимость лекарственных средств (ЛС) всем гражданам и даже русскоязычным негражданам, «не представляющим актуальную угрозу для внутренней безопасности». Получая значительные субсидии от Евросоюза на приобщение к либеральным ценностям, эстонцы решили перевести на электронный (цифровой, дигитальный) документооборот все здравоохранение, и в середине 2000-х гг. чиновниками был разработан амбициозный проект E-tervis («электронное здоровье»). Проект предусматривал введение общегосударственной электронной регистратуры, электронных историй болезни, электронной базы диагностических (рентгеновских, ультразвуковых и др.) изображений и, наконец, электронных рецептов (ЭР)

Но сегодня, несмотря на значительные финансовые вливания со стороны Европы, Эстония пытается реализовать лишь последнюю часть честолюбивого плана. Создав единый Электронный центр выписки рецептов (ЭЦВР), власти объявили минувшей осенью, что с 1 января 2010 года привычные «бумажные» рецепты (их в стране ежегодно обращалось около 8 млн) исключаются из оборота. После этого, по замыслу чиновников, «аптекари больше не смогут взаимодействовать с БК, если рецепт не будет оцифрован — это момент давления, чтобы учреждения здравоохранения более позитивно отнеслись к новой системе».

Технически эстонская система ЭР отличается от российской отсутствием смарт-карты пациента (передача информации осуществляется исключительно в виртуальном пространстве) и наличием общегосударственного Центра, который призван обеспечить тотальный контроль всего документооборота по лекарственным назначениям. Исповедующую на словах демократические идеалы Эстонию нисколько не смущает, что такой контроль приличествует скорее авторитарному режиму, а переход «на цифру» оформлен в чисто советском, приказном стиле — под угрозой наказаний («E-tervis вводится кнутом» — пишут местные газеты). «Пряником», по мнению эстонских властей, станут декларируемые ими выгоды для населения, врачей и фармацевтов от дигитализации лекарственных назначений.

Так, пациентам имеющим хронические заболевания, постоянно принимающим одни и те же лекарства, новая система открывает возможность заочного (без повторного визита к врачу — просто по телефонному звонку) получения ЭР на эти ЛС. Основное же преимущество для пациентов — это то, что теперь им не надо будет носить и хранить «бумажные» рецепты, рискуя их потерять, испортить и т. п.


Тем не менее, среди постоянных клиентов эстонских больниц и аптек с приближением Нового года нарастали тревога, раздражение и даже панические настроения, и дело было не только в боязни очередных крутых перемен привычной жизни. Одни беспокоились — что делать, если у врача или аптекаря «зависнет» компьютер, или если отключат электричество (тоже не редкость в этой вроде бы европейской стране)? Другие столь же законно тревожились: на сервер ЭЦВР могут легко проникнуть хакеры (а это, как показал казус «Бронзового солдата», — реальная угроза) и, например, злоупотребить личной информацией — ведь по тому, какие лекарства употребляет человек, легко узнать, чем он болен.

Но главное даже не это — при виртуальном обороте ЭР пациент, лишенный возможности хотя бы прочесть на «бумажном» рецепте, что ему назначил врач, окончательно низводится до роли бессловесного объекта чужих манипуляций. Запомнить «с голоса» названия препаратов, особенно если их много, больному тоже трудно, и потому врачи обещали параллельно с выпиской ЭР выдавать волнующимся пациентам… бумагу с наименованиями ЛС и указаниями по их приему — так называемый лекарственный листок!

Этим абсурдность ситуации не исчерпывается. Хотя новая система сулила эстонским эскулапам лучшую осведомленность о пациенте и его действиях (выкупил он назначенное ЛС или нет?), экономию времени и денег на покупку бланков «бумажных» рецептов в БК, а также снижение риска штрафов за ошибочное указание скидки на лекарства, зависящей от многих факторов (ЭЦВР будет рассчитывать скидку автоматически), переход «на цифру» оказался крайне непопулярным среди врачей. Три из каждых четырех больниц, формально подключенных к ЭЦВР, не пользовались системой даже в тестовом режиме, действовавшем несколько месяцев. Чиновники сетовали — отсутствие интереса врачей к дигитализации стало для них неприятным сюрпризом.

А эстонские медики, со своей стороны, признавались: им не выгодно столь полное и доступное многим документирование их деятельности — ведь теперь врачей можно будет легко уличить во врачебных ошибках, и количество судебных процессов против них резко возрастет. Кроме того, дигирецепт позволит проследить, лекарствам какой фирмы отдает предпочтение тот или иной врач, получающий бонусы за выписку пациентам препаратов «правильной» марки. Наконец, врачу трудно будет направлять больного в конкретную аптеку, с которой у него создан взаимовыгодный альянс.

У фармацевтов есть и другие возражения против ЭР. Экономия времени — это, конечно, хорошо, но из 500 эстонских аптек около полусотни сельских либо не подключены к Интернету, либо вообще обходятся без компьютера. В последние месяцы в связи с эпидемией свиного гриппа в Эстонии было не до освоения тонкостей обслуживания ЭР. Тестовая эксплуатация ЭЦВР некоторыми аптеками показала, что программное обеспечение сервера не лишено системных ошибок, которые почему-то оставались не исправленными. Критически настроенные фармацевты предсказывали: сбои в его работе оставят без лекарств немало больных, приведут к досадным недоразумениям и дискредитируют инновационный проект E-tervis в глазах общества.

А еще ужесточение контроля рецептурного режима, снижение риска подделки ЭР, декларируемые как достоинства новой системы, заденут негласные, но вполне реальные интересы многих участников рынка ЛС. И вообще эстонским аптекарям, как и любым другим, вовсе не хочется — хотя об этом не говорится вслух — оказаться под «электронной лупой» чиновников прозрачными, как на предметном стекле.

В общем, понятно, почему горячие эстонские аптекари бомбардировали правительство протестами, стремясь оттянуть бесповоротный переход «на цифру». И они добились таки своего: незадолго до Нового года «Юрьев день» был перенесен на 1 марта, и эстонцы еще два месяца по-прежнему могут покупать ЛС и по «бумажным» рецептам тоже. Все же медикам было рекомендовано отдавать предпочтение именно цифровой форме назначения ЛС, а выписывать дубликаты (и дигитальный, и «бумажный» рецепты) им строго запрещено.

Первые недели января показали, что прогнозы скептиков дигитализации имели под собой основания. Пока еще ни одного дня не обошлось без сбоев в компьютерной сети ЭЦВР; по неизвестным причинам система по несколько раз в сутки перестает работать, заставляя пациентов, врачей и провизоров по 1–2 часа дожидаться, когда же ее снова запустят. БК столь же регулярно приносит свои извинения возмущенным эстонцам «в связи с возникшими неудобствами»; телефоны ее операторов и IT-специалистов обычно заняты из-за обилия звонков и т. п.

А злые языки говорят: система ЭР «глючит» не столько из-за неразберихи и всеобщей неподготовленности, сколько в силу своего антикоррупционного характера…

У читателя, получившего возможность оценить плюсы и минусы практики функционирования системы ЭР у двух соседей Украины, связанных с нами общим советским прошлым, может возникнуть резонный вопрос: а когда дойдет очередь до дигитализации и нашего здравоохранения?

С уверенностью можно ответить лишь одно: пока 85–90 % оборота ЛС население Украины покупает за наличные, в стране отсутствует подлинная экономическая потребность не только в электронных, но даже и в обычных, «бумажных» рецептах — ведь последние являются не платежным поручением, как в странах с компенсируемыми медицинской страховкой ЛС, а всего лишь разрешением на покупку. Так что, несмотря на наличие адекватной IT-базы, не уступающей России и Эстонии, у нашей страны есть все шансы ожидать перехода медицины и фармации «на цифру» еще долго — как некогда коммунизма.

http://www.provisor.com.ua






© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика