Логотип журнала "Провизор"








Составляющие успеха одного аптечного дела
Другие статьи из раздела: Актуальное интервью
Статья
№ 13'2011 Здоровое питание: мнение эксперта
№ 03'2011 ГНЦЛС: ледниковый период
№ 02'2011 В стремлении быть успешной
№ 01'2011 «СТИРОЛБИОФАРМ»: ФАКТОРЫ УСПЕХА
№ 22'2010 В разрезе производства : Взгляд на фармацевтическую отрасль глазами корпораци «Артериум »
№ 19'2010 Санофи -Авентис Украина - увереное лидерство на благо пациентов и общества
№ 09'2010 ЕСЛИ "ЗВЕЗДЫ" УДАЛЯЮТ - значит - это кому-нибудь нужно
№ 06'2010 Поэзия компрессионного текстиля
№ 05'2010 Аптечный остров на просторах супермаркета: "МЫ СЕМЬЯ И ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ"
№ 04'2010 В объективе НФаУ: "В сердце фармацевтической столицы кризиса нет, и не будет..."

Составляющие успеха одного аптечного дела

На первый взгляд понятия «аптечный бизнес» и «аптечное дело» можно считать тождественными. Однако только на первый взгляд. Аптечное дело часто трактуется как традиция помощи и содействия обратившемуся в аптеку. Аптечный бизнес культивирует коммерческие традиции. Работа аптеки будет эффективной только тогда, когда в ней одновременно сочетаются интересы аптечного дела и аптечного бизнеса. Об этом интервью с руководителем аптеки, которая не только зарекомендовала себя у многих поколений жителей районного города, но и успешно сочетает в себе аптечные традиции и современные новации, заведующим Центральной районной аптекой № 63 г. Купянска Харьковской области, кандидатом фармацевтических наук, провизором высшей категории Сергеем Викторовичем Гриценко

— Сергей Викторович, аптеку, которую Вы сегодня возглавляете, по праву можно считать «классической», т. е. такой, которая сохранила все добрые традиции аптечного дела.

— Именно так. Наша аптека — одно из старейших аптечных учреждений не только в Купянске, но и в Харьковской области. На всех этапах своего развития она носила «характер» классичности, занимаясь, помимо отпуска готовых лекарственных средств, приготовлением лекарств по экстемпоральным прописям. Сегодня мы не только сохранили опыт предыдущих поколений, но и приумножили его. Известны многие прописи, эффективность которых проверена временем и не вызывает никаких сомнений ни у врачей, ни у пациентов. До сих пор пользуется спросом у мам грудных детей укропная водичка, болтушка от стоматита. Многие пациенты дорогостоящим средствам от геморроя предпочитают нашу чудодейственную мазь. Не утратили популярности и присыпка от потливости, молочно-салициловый коллодий — эффективное средство от бородавок и мозолей. Не содержащие консервантов, наполнителей и прочих вспомогательных веществ, экстемпоральные лекарства особенно показаны людям, страдающим аллергией. К тому же индивидуальное приготовление лекарственных форм позволяет там, где это необходимо, комбинировать лекарственные вещества и нужные дозы. Пока есть больные, которые нуждаются в индивидуальном изготовлении лекарств, отказываться от «ex tempore» мы не собираемся. Несмотря на значительную трудоемкость производственных процессов, каждый год по рецептам врачей мы изготавливаем более 10 тысяч индивидуальных лекарственных форм и внутриаптечных заготовок. Помимо этого, наша аптека заготавливает и перерабатывает растительное сырье. На сегодняшний день совместно с кафедрой аптечной технологии лекарств Национального фармацевтического университета мы разработали ряд лекарственных сборов. Выпускаемые под собственной торговой маркой «Аптекарь» фиточаи «Тонилик», «Уролик», «Гастролик», «Бронхолик», «Воспалик», «Ваголик», «Нерволик» пользуются спросом среди посетителей наших аптек.


— Безусловно, следование традициям аптечного дела выгодно отличает Вашу аптеку среди конкурентов. Однако сегодня все аптеки являются сегментом рыночной экономики, а значит, вынуждены отслеживать показатели эффективности, рентабельности, конкурентоспособности и пр. Как этот процесс происходит у вас?

— Начнем с того, что мы являемся коммунальной аптечной сетью Купянского района, которая включает в себя шесть крупных аптек и четыре аптечных пункта. Кроме того, в 40 сельских амбулаториях и фельдшерско-акушер ских пунктах на договорной основе с их работниками нами осуществляется реализация лекарственных средств. Поэтому мы не рассматриваем коммерческие аптеки как конкурентов, скорее относимся к ним как к коллегам, с которыми мы делаем общее дело. В то же время стараемся быть первыми среди равных. Естественно, управлять аптечной сетью намного сложнее, чем одной аптекой, поэтому все процессы у нас полностью автоматизированы. ЦРА № 63 в полном объеме оснащена современной компьютерной техникой, что позволяет решать самые разнообразные задачи — от кадровых вопросов до централизованного контроля товарных потоков. Нами разработано специальное программное обеспечение, позволяющее осуществлять учет движения товарно-материальных средств с использованием штрих-кодов, регистрацию и учет продаж, анализ движения товара. Это залог эффективной работы с поставщиками, организации надлежащего контроля качества поступивших в аптеку лекарств и изделий медицинского назначения. Также в Интернете размещен сайт аптеки, являющийся виртуальным офисом нашей аптечной сети. Здесь все желающие могут получить информацию о наличии лекарственных препаратов в любой из наших аптек. База данных обновляется каждые 20–30 минут и позволяет как клиентам найти нужный препарат, так и самим работникам аптечной сети обмениваться информацией и всегда быть в курсе того, что происходит с товарными остатками аптек, в том числе и самых отдаленных. Например, если в какойто из аптек отсутствует или закончилось какое-либо лекарственное средство, то в считанные секунды по базе данных можно решить вопрос обеспечения клиентов необходимым лекарством. В свою очередь, оперативная информация о движении товарного остатка позволяет более четко формировать заказ. Также на сайте аптеки есть форум, где обсуждаются те или иные проблемы. Здесь можно найти информацию о новейших фармацевтических препаратах, а также прочесть статьи с полезными рекомендациями провизоров и врачей. В целом автоматизация аптечной сети помогает нам решать целый комплекс жизненно важных задач и в результате приводит к сокращению издержек и увеличению товарооборота, росту продаж, а значит, и прибыли аптеки. К тому же за счет автоматизации процессов от рутинной работы освобождаются ценные работники, а также существенно облегчается работа бухгалтерии. В свою очередь, полный контроль оборота упрощает процесс планирования закупок и распределения товара, а компьютерная программа с базой данных субстандартных и фальсифицированных препаратов помогает отслеживать некачественный товар непосредственно при его получении.


— Стратегически важным в работе любой аптеки являются — управление спросом, сервис и формирование имиджа аптеки. Какие маркетинговые принципы практически используете, и что привлекает посетителей в Вашу аптеку?

— Для начала определимся: для чего посетитель приходит вообще в аптеку?

Приобрести медикаменты? Безусловно. Но для него также немаловажным условием является удобный график работы аптечного учреждения, внимательное отношение провизора, быстрота обслуживания, возможность получить квалифицированную консультацию специалиста. Поэтому одной из первоочередных моих задач как заведующего сетью аптек является обеспечение нашим клиентам всех этих преимуществ. Лучший маркетинговый ход для нас — это довольный потребитель, который в случае необходимости посетит именно нашу аптеку. Для этого мы организовали круглосуточный отпуск лекарств в трех аптеках района, что способствовало значительному притоку посетителей. Помимо этого, наши клиенты могут воспользоваться услугами информационной службы, которая также работает круглосуточно. Аптекой используется и «безотказный метод» — прием заказов на отсутствующие в обычном ассортименте препараты. Такой сервис был оценен жителями нашего региона, и это привело к увеличению объема продаж. Вы спрашиваете о ценах? Сегодняшний покупатель, к счастью, начинает понимать, что хорошее лекарство не может быть дешевым. Естественно, для клиента лучше, когда он будет тратить меньше денег на лечение, в свою очередь многим аптекам это тоже в какой-то степени выгодно — в дешевую аптеку придет больше людей, а значит, увеличится объем продаж. Однако дешевизна не решит ни проблему качественного лечения, ни проблему рентабельности самой аптеки. Средняя торговая набавка в нашей аптечной сети составляет 24–25 %. Этого вполне хватает, чтобы быть прибыльными, и к тому же обеспечивает доступность лекарственных препаратов. Мы также ушли от постоянных скидок. По сути, скидки на лекарственные препараты — это заниженные цены. К этому прибегают аптеки, которые «недозарабатывают» денег, чтобы увеличить объем продаж за счет многочисленных скидок или привлечения посетителей бесплатной раздачей какой-то группы товара в качестве подарка к основной покупке. Формирование круга постоянных покупателей во многом зависит от реальной заботы и помощи, которую получают люди, посещающие нашу аптеку. Конечно, рекламу мы тоже не сбрасываем со счетов, но рекламируем не отдельные препараты, а услуги, которые предоставляет аптека. Что же касается рекламы лекарственных средств, то она должна, по моему глубокому убеждению, носить информационный, а не «завлекательный» характер. Ведь одним из главных постулатов, как медиков, так и провизоров, должен быть «не навреди». Поэтому любое серьезное лечение должно назначаться врачом, а не__самим больным под воздействием «многообещающей» рекламы. Ежемесячно наша аптека снабжает врачей фирменными рецептурными бланками, и как результат — количество посетителей наших аптек с рецептами возрастает. Вместе с тем посредством местного телевидения и прессы мы стремимся донести до жителей нашего города и района необходимую информацию, как о новинках отечественного фармацевтического рынка, так и о правильном применении лекарственных средств.


— Мне известно, что Ваша забота о людях выходит далеко за рамки самой аптеки. Вы активно участвуете в жизни города… и жизни подрастающего поколения…

— Да, действительно в повседневной жизни наша аптека руководствуется девизом: «Все для человека, все во благо людей!» Мы неоднократно оказывали денежную и медикаментозную помощь вспомогательной школе-интернату, детской спортивной и музыкальной школам, городскому центру по обслуживанию инвалидов, Обществу Красного Креста, благотворительной организации «Надия». Также коллектив нашей аптеки инициировал и принял главное участие в акции «Скорая помощь городу!» Что же касается подрастающего поколения, то на базе нашей аптеки осуществляется подготовка учащихся школ к поступлению в высшие учебные заведения. Начиная с 9-го класса, все желающие могут посещать курсы по таким основным дисциплинам, как математика, химия, биология, украинский язык. Опыт прошлых лет показал, что дети, получившие такую подготовку, успешно поступили в вузы химического и математического профиля: Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина, Национальный технический университет «ХПУ», Харьковский медицинский университет, а также Национальный фармацевтический университет. К тому же, с последним вузом у нас существует договор о творческом сотрудничестве, согласно которому мы являемся базой практики для студентов и стартовой площадкой для интернов.

PS автора. Несмотря на то, что сфера деятельности всех аптечных учреждений одна, но каждая аптека, как и каждый человек, индивидуальна и использует свои методы работы, как с посетителем, так и внутри самой аптеки. Кто-то применяет новейшие, подчас даже агрессивные технологии привлечения покупателей, а кто-то, наоборот, придерживается традиционной схемы ведения аптечного дела. Но успешная аптека, какая она? И чем отличается от других аптек? Здесь все просто. Успешная аптека — это та, которая не ищет покупателей, не старается их завлечь всевозможными рекламными и маркетинговыми «трюками». В успешную аптеку люди приходят сами, ибо знают, что здесь их ждет квалифицированная помощь профессиональных фармацевтов, индивидуальный подход, быстрое обслуживание, широкий ассортимент лекарственных препаратов, гарантированное качество, доступные цены и еще масса других полезных услуг. Центральная районная аптека № 63 по целому ряду показателей считается одной из лучших аптек в своем регионе. Посетители приходят сюда с удовольствием, а значит, доверяют всегда радушно встречающим их провизорам и фармацевтам. Это и есть аптечное дело.

Наталья Росина

http://www.provisor.com.ua






© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика