Логотип журнала "Провизор"








ФАРМАЦИЯ ПЕРЕХОДИТ НА ЦИФРУ

ФАРМАЦИЯ ПЕРЕХОДИТ НА ЦИФРУ

В XXI в. термин «электронный (цифровой, дигитальный) рецепт» постепенно завоевывает себе место в фармацевтическом лексиконе. Уже есть государства, где свыше половины рецептов врачи выписывают в электронной форме, а аптеки их обрабатывают. Например, в Швеции еще в 2006 году электронные рецепты (ЭР) составили 72 % всех назначений; за 6 лет их количество выросло почти в 20 раз

В то же время в ряде высокоразвитых стран темпы внедрения ЭР в сферу лекарственной помощи не столь высоки, как ожидалось. Так, в США в том же 2006 году лишь 3 штата из 50 ввели электронную систему лекарственных назначений; в 2007 году к ним присоединилась только Аляска. Хотя в 2008 году количество выписанных американскими врачами цифровых рецептов достигло 68 млн (вдвое больше чем за 2006 и 2007 годы, вместе взятые), это составило лишь малую долю от общего количества в 4,4 млрд назначений. Сегодня даже оптимисты считают, что аналогичный шведскому уровень дигитализации рецептов будет достигнут в США не раньше чем через 5 лет.

Американская медицинская страховая компания Medicare решила начиная с 2012 года премировать продвинутых эскулапов (начислять за каждый ЭР бонус в 1–2 % от стоимости лекарств, покрываемых страховкой), а упрямо выписывающих рецепты «бумажные» — штрафовать. Правительство США, со своей стороны, намерено даже разрешить ЭР на контролируемые (наркотические) препараты. Считают, что дигитализация назначений, являющаяся важным элементом программы Б. Обамы по реформированию американского здравоохранения, снизит расходы на медицинскую помощь и, одновременно, поможет уменьшить количество ошибок из-за неразборчивого почерка врачей — в США ежегодно фармацевты около 150 млн раз звонят докторам, чтобы уточнить назначение.

Существенные различия в темпах перехода фармации «на цифру» обусловлены не только очевидными факторами — размерами страны, численностью населения, уровнем жизни, определяющим размеры компьютеризации и обеспечения IT-технологиями. Скорость внедрения ЭР определяется и доминирующей в данной стране системой компенсации финансовых затрат населения на лекарства, и традициями свободы / зарегулированности медицинского бизнеса.

Мировое лидерство скандинавов в области дигитализации рецептов — результат в равной степени как высокого уровня жизни малочисленного населения, так и того, что здравоохранение здесь долгое время было на 95 % государственным. В той же приученной к законопослушанию Швеции почти 40 лет монополией на фармацевтическом рынке владела, как и в СССР, государственная аптечная сеть. Лишь минувшей осенью шведские аптеки, стали приватизировать с целью сокращения бюджетных затрат.

В США, напротив, государство всегда лишь в минимальной степени вмешивалось в процесс компенсации затрат, обеспечиваемый страховыми компаниями и аптечными сетями на рыночных принципах. Сегодня прочные традиции свободы предпринимательства побуждают американских врачей и фармацевтов к пассивному сопротивлению нововведению, в котором они не без основания усматривают опасность тотального контроля над оборотом лекарственных средств (ЛС).

Но у нас больший интерес вызывает практика перехода на систему ЭР у соседей, в странах ближнего зарубежья, которые по-разному решают задачи лекарственного обеспечения. Объединяет же страны, о которых речь пойдет ниже, лишь одно — государство здесь реально компенсирует населению значительную долю затрат на лекарства и заинтересовано в рациональном использовании этих средств, в минимизации затрат времени и денег. Перевод медицины на электронный документооборот рассматривается как эффективный инструмент такой минимизации.

В России еще с 1990-х гг. работает Фонд обязательного медицинского страхования (ОМС). В 2005 году здесь началась монетизация льгот, и в силу этого внедрение IT-технологий в социальную сферу сфокусировано на обеспечении адресных денежных компенсаций (за проезд в транспорте, коммунальные услуги и др.) десяткам миллионов пенсионеров и других льготников федерального и регионального значения. В этом ряду важное место занимает получение льготниками в аптеках бесплатных (оплаченных государством) медикаментов по программе Дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО).

Быстро выяснилось, что «бумажная» система выписки и прохождения рецептов, а также связанных с ними бюджетных денег, во-первых, не справляется с резко возросшим потоком документов, и, во-вторых, лишает участников процесса необходимой информации. Врач, выписывая конкретное ЛС, не знал, в какой городской аптеке бесплатный препарат есть в наличии (и есть ли он вообще!). Пациент вынужден был обходить аптеки с рецептом, чтобы узнать, выстояв огромную очередь, что нужное ему лекарство здесь имеется, но только за наличные, а такое же, но бесплатное завезут позже, когда срок действия рецепта уже истечет и все придется начинать сначала…

Возникший в российских аптеках хаос и возмущение льготников, вкупе со злоупотреблениями чиновников Фонда ОМС, стали поводом к «посадке» ряда должностных лиц, отставке министра М. Зурабова, ответственного за здравоохранение, и, наконец, к переводу ДЛО на цифровой документооборот.

Вопреки навязываемому нам представлению о России как о «тоталитарном» государстве дигитализация медицины там вот уже несколько лет происходит не по строгому приказу из Центра (к такому то числу отчитаться о 100 % охвате!) и не под неусыпным контролем Кремля, а отдана на усмотрение региональных властей. Поэтому переход на ЭР осуществляется с различной скоростью даже в городах одной области — в зависимости от продвинутости губернатора или мэра, наличия энтузиастов в системе здравоохранения и заинтересованности местного бизнеса.

В проектах региональной дигитализации, отчасти финансируемых федеральным правительством России, обычно участвуют банки, выпускающие смарт-карты, а также фирмы, занимающиеся разработкой и установкой хард- и софтвера. Одна из этих фирм так описывает свой продукт:

«Система ЭР используется для эффективного обмена информацией по отпуску ЛС каждому жителю и формирования базы данных об их распределении для последующего анализа и принятия административных решений.

В поликлинике врач идентифицируется в системе с использованием смарт-карты профессионала. Гражданин идентифицируется в системе с использованием смарткарты льготника. Врач вводит данные о назначении ЛС для формирования ЭР; все данные о враче, пациенте и медицинском учреждении считываются со смарт-карт; ЭР записывается в память смарт-карты; сведения о нем передаются в центр обработки данных (ЦОД) системы. Может быть распечатан бумажный экземпляр рецепта; в этом случае рецепт фиксируется на бланке в форме двумерного штрих-кода.

В аптеке фармацевт идентифицируется в системе с использованием смарт-карты профессионала, и происходит автоматическое считывание информации с носителя пациента (смарт-карты или бумажного рецепта со штрих-кодом). После оформления выдачи ЛС автоматически формируется электронный документ, подтверждающий этот факт; сведения о выданных ЛС записываются в память смарт-карты и передаются в ЦОД. 

Персонифицированные сведения о выписанных ЭР и выданных ЛС принимаются и загружаются в хранилище для дальнейшей аналитической и статистической обработки. Эта информация содержит объективные данные по количеству получателей льготных ЛС, реальным объемам выписываемых и отпущенных ЛС, что позволяет сопоставлять эти данные, контролировать обоснованность назначения, отпуска и оплаты ЛС льготным категориям граждан, а также планировать госзаказ на льготные ЛС и расходы бюджетных средств на основе реальных потребностей населения региона.

Из аптек в поликлинику и в ЦОД ежедневно передаются данные об остатках ЛС, содержащие следующую информацию: аптека, дата, код и наименование МНН, код и наименование торгового названия, количество, единица измерения, цена за упаковку. Во время выписки ЭР__на конкретное ЛС врач проверяет наличие этого средства в аптечной сети и информирует пациента».

Конечно, социальные карты льготника, выпускаемые российскими банками, предназначены не только для фиксации ЭР. На них могут быть записаны также индивидуальные данные льготника — номера пенсионного удостоверения, полиса медицинского страхования; информация о перенесенных, хронических и неизлечимых заболеваниях, размере пенсии и получаемых льгот; на смарт-карту можно получать пенсию, субсидии и компенсационные выплаты, ездить по ней в общественном транспорте, расплачиваться за товары и услуги. Такие универсальные смарт-карты снабжены фотографией льготника, либо используется биометрическая идентификация личности по отпечатку пальца, не требующая запоминания пин-кода.

В ряде городов и регионов России «карточная система» выписки ЭР работает уже несколько лет; здесь начинают переходить к электронным амбулаторным картам и историям болезни, не говоря уж об электронной записи на прием к врачу. В других городах система пока тестируется отдельными поликлиниками и аптечными сетями, еще только приступают к созданию центров электронной выписки ЛС. Понятно, что в условиях такой неравномерности по огромной территории России, при отсутствии общего стандарта и централизованного управления процессом дигитализации, говорить о формировании единого общегосударственного информационного поля лекарственных назначений еще долго не придется.

Казалось бы, совсем другое дело — маленькая, евроатлантически интегрированная Эстония, замахнувшаяся сразу на создание как раз такого поля.

(Окончание следует)

Н. П. Аржанов

http://www.provisor.com.ua






© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика